Эсминец эдинбург. Тайная миссия крейсера «Эдинбург. Последний поход «Эдинбурга»
Мы уже как-то привыкли к тому, что золото на затонувших кораблях находят где-то в южных теплых морях. Но сравнительно недавно, около 30 лет назад, золотые слитки были подняты с глубин одного из самых холодных морей - Баренцевого. И клейма на них стояли не испанских или английских королей, а - Советского Союза.
Это было золото, которым СССР рассчитывался с Великобританией за поставки по ленд-лизу во время Второй мировой войны. Затонуло оно вместе с английским крейсером "Эдинбург", который входил в состав морского конвоя, направлявшегося из Мурманска в Рейкьявик.
Основным источником ленд-лиза (по-английски, lendlease, от lend - давать взаймы и lease - сдавать в аренду) были США, которые с 11 марта 1941 года стали помогать Великобритании, а с 1 октября 1941 года - и Советскому Союзу. Поставки вооружения, стратегического сырья, продовольствия осуществлялись британскими морскими конвоями. Первый из них под названием "Дервиш" прибыл в Архангельск 31 августа 1941 года. Всего за время войны в советские порты прибыло 42 конвоя и ушло в Англию - 36. Те, которые шли из Великобритании, обозначались аббревиатурой PQ, а конвои, идущие из Советского Союза - QP.
28 апреля 1942 года из Мурманска в Англию отправился конвой QP-11, состоящий из 13 транспортов, крейсера "Эдинбург", 6 эсминцев, 5 корветов и 4 тральщиков. В строжайшей тайне на крейсер "Эдинбург" были погружены в 93 деревянных ящиках 5,5 тонн золотых слитков (465 штук). Возглавлял конвой "Эдинбург", на котором держал свой флаг, командующий эскадрой контр-адмирал Стюарт Бонем-Картер. Командовал крейсером опытный капитан Хью Фолкнер.
Корабли шли на север и должны были обогнуть Норвегию. До траверза острова Медвежий их сопровождали советские эсминцы "Гремящий" и "Сокрушительный". Крейсер "Эдинбург" с эсминцами "Форсайт" и "Форестер" присоединились к конвою уже в море. Конвой выстроился в походный ордер и начал движение во главе с "Эдинбургом". Крейсер шел противолодочными зигзагами со скоростью 18-19 узлов. Конвой входил в зону действия немецких подводных лодок, основной задачей которых было нападение на суда конвоя.
30 апреля командир подводной лодки U-456 капитанлейтенант Макс-Мартин Тайхерт неожиданно обнаружил одинокий крейсер, который к этому времени значительно опередил тихоходные транспорты конвоя. Это был его шанс. Четыре часа маневрировала вражеская подводная лодка, выбирая удобную для атаки позицию. В 16:10 с дистанции 1200 м Тайхерт дал трехторпедный залп. Две торпеды попали в цель: одна - в центральную часть корпуса, другая - в корму. Кормовая часть вместе с рулями и двумя винтами оторвалась и мгновенно пошла ко дну. Палуба позади четвертой орудийной башни задралась вверх, препятствуя боевой работе орудий. "Эдинбург" в одночасье лишился хода и управления. К крейсеру подошли английские эсминцы "Форсайт" и "Форестер" и советские - "Гремящий" и "Сокрушительный". Началась героическая борьба команды крейсера за живучесть корабля. Вскоре на "Эдинбурге" крен был ликвидирован и введены в действие носовые двигатели. Крейсер с трудом, со скоростью 3 узла, начал двигаться. Вместо рулей служили буксиры эсминцев, которые направляли корабль по курсу. К этому времени у эсминцев "Гремящий" и "Сокрушительный" закончилось топливо и они вынуждены были уйти для заправки на базу. В ночь на 1 мая "Эдинбург" двинулся обратным курсом на Мурманск. Ему надо было пройти 450 миль, для чего понадобилось бы 4 дня. Подошедшие к тому времени сторожевой корабль "Рубин" и английские тральщики увеличили ход крейсера до 8 узлов.
Начались злоключения и конвоя. Его обнаружили три немецких эсминца: Z-7, Z-24 и Z-25. Начался жестокий бой немцев с конвоем. Им удалось потопить советский пароход "Циолковский", после чего они ушли к поврежденному "Эдинбургу". Крейсер продолжал умело сражаться со значительно превосходящими силами противника. Одна из семи выпущенных немецкими эсминцами торпед все же попала в "Эдинбург".
Капитан Фолкнер и адмирал Картер
Капитан крейсера Фолкнер приказал машинной команде подняться наверх. Возникла реальная угроза захвата немцами смертельно раненного крейсера. В этой критической ситуации адмирал Картер принимает нелегкое решение затопить корабль. Он не мог допустить, чтобы золото, о котором знали только несколько высших офицеров, досталось врагу. Отдается команда экипажу покинуть корабль. 750 человек переходят на тральщики. Места на них было настолько мало, что было приказано оставить все личные вещи, за исключением вахтенного журнала и некоторых навигационных приборов. Командир корабля Фолкнер и адмирал Картер покинули крейсер последними. "Эдинбург" добивали орудиями, потом - глубинными бомбами, но крейсер все еще оставался наплаву. Его удалось потопить только торпедой с эсминца "Форсайт".
Гибель "Эдинбурга" вызвала у английских и советских моряков взаимные упреки. Англичане ссылались на то, что ответственным за боевые действия на этом участке моря был Советский Союз. Упрекали в том, что эсминцы "Гремящий" и "Сокрушительный" якобы покинули поле боя и ушли на базу праздновать 1 мая. Советские моряки считали, что героически сражающийся "Эдинбург" мог еще постоять за себя и был потоплен англичанами преждевременно. Золото и личные вещи команды можно было перегрузить на другие корабли. Все эти упреки были во многом несправедливыми. Крейсер потерял в бою 57 человек убитыми и 23 - ранеными. О потере золота обе стороны не упоминали и, казалось, эта тайна навеки похоронена на дне моря.
Но в 70-х годах прошлого века появился человек, который поставил своей целью найти "Эдинбург" и поднять на поверхность золото. Этим человеком был неутомимый искатель приключений и отличный моряк Кейт Джессоп. Он раньше служил боцманом и обошел все побережье Скандинавского полуострова в поисках сведений о затонувших во время войны кораблях. От норвежских моряков ему удалось узнать приблизительные координаты места гибели "Эдинбурга". Джессоп организовал фирму и начал добиваться у СССР разрешения на проведение поисковых работ.
Советский Союз в лице спецслужб с самого начала отнесся к этой инициативе с недоверием. Компетентные органы считали, что под видом поисково-спасательных работ англичане будут проводить шпионские операции. Для переговоров в Лондон была направлена советская делегация с целью ближе ознакомиться с планами работ и лично с Джессопом. Бывший боцман во время обязательного в таких случаях банкета понравился, в соответствии с долями их страховок, нашим представителям и был настолько открыт, что даже поделился с ними координатами "Эдинбурга".
В апреле 1981 года было заключено советско-английское соглашение и подписан контракт с частной фирмой "Джессоп марин рикавериз". Поскольку крейсер ушел на дно с погибшими на нем моряками, англичане объявили его воинским захоронением. По международным законам никому, кроме самих англичан, нарушать покой погибших было нельзя. Поэтому фирма Джессопа заключила с британским правительством контракт, получила разрешение на работы в воинском захоронении и немедленно приступила к организации экспедиции. Контракт был заключен на общепринятых международных условиях: "Без спасения нет вознаграждения". По нему фирма Джессопа получала в случае успеха 45% стоимости спасенного груза. Все остальное делилось между английской и советской сторонами - 1:3.
Выбор английской компании в первую очередь был обусловлен отсутствием в Советском Союзе необходимой для проведения таких подводных работ техники и оборудования. Джессоп в свое время произвел в подводном деле настоящую революцию, применив для подводных работ гелиевокислородную дыхательную смесь под необходимым давлением. Кроме того, его фирма могла привлечь к работам ведущие мировые компании. Они имели опыт проведения работ по освоению нефтяных месторождений в Северном море и располагали специальными судами.
1 мая 1981 года поисковое судно "Даммтор" вышло в море и начало поиски крейсера. В работах применяли гидролокаторы, позволяющие фиксировать на дне любые неровности. Далее эти неровности обследовали с помощью глубоководного маневренного аппарата, передающего информацию на поисковое судно.
"Эдинбург" был обнаружен на глубине 260 метров, лежащим на левом борту. К сожалению, проникнуть внутрь корпуса через пробоину в правом борту было невозможно, так как ее рваные края могли повредить шланги жизнеобеспечения водолазов. Был разработан план, согласно которому в районе порохового погреба, где должны были храниться ящики с золотом, прорезалось большое отверстие размером 5х5 метров. Через него водолазы проникали в корпус корабля. Перед этим они долго тренировались на однотипном крейсере "Белфаст", предоставленном Великобританией.
"Стефанитурм"
В начале сентября работы продолжило спасательное судно "Стефанитурм". Оно стало над местом гибели крейсера и автоматически удерживалось на нем с помощью береговых станций наведения при любом волнении моря. Спуск водолазов к месту работы на глубине осуществлялся при помощи водолазного колокола. Давление гелиево-кислородной смеси в барокамере, где на спасательном судне водолазы готовились к работе, было равным давлению в колоколе. Оно, в свою очередь, соответствовало глубине, на которой производились подводные работы. Из барокамеры в колокол водолазы переходили через специальный шлюз. Такая схема подачи дыхательной смеси под давлением около 25 атмосфер значительно сокращала время на декомпрессию водолазов и увеличивала их работоспособность. В барокамере было три жилых отсека: один на 6 и два на 4 человека. Колокол доставлял на глубину смену из двух водолазов и был оборудован механизмом компенсации вертикальных перемещений "Стефанитурма" при волнении моря.
Через отверстие в 16-миллиметровой обшивке корпуса смена водолазов в кромешной темноте, почти наощупь, стала пробиваться к орудийному погребу. На это ушло 10 дней. Время, отведенное на экспедицию, стремительно сокращалось, а золота все не было.
И вот, наконец, 16 сентября водолаз Джон Росье находит первый слиток. От волнения и перенапряжения он чуть не потерял сознание. Когда слиток подняли на поверхность и передали в руки Кейту Джессопу, он закричал: "Это мой слиток!". Работа пошла веселее, и через некоторое время на палубе "Стефанитурма" лежал 431 слиток золота. Все они были помещены в каюту, закрытую на три замка, ключи от которых находились в руках представителей сторон - участников операции.
Кейт Джекссоп со слитками золота
Следует отметить, что атмосфера на судне была хоть и радостной, но проникнутой тревогой и недоверием. Чтобы обезопасить экспедицию от нападения пиратов, Советский Союз выделил сторожевой корабль. На "Стефанитурме" постоянно находились представители наших спецслужб - Леонид Мелодинский и Игорь Ильин. Кроме наблюдения за ходом работ, они должны были ознакомиться и сфотографировать иностранную глубоководную технику. Мелодинский не расставался с фотоаппаратом и настойчиво вникал во все подробности операции. Об этом англичане, конечно, знали и даже, как вспоминал Мелодинский, подпилили ему шестерню перемотки пленки. С английской стороны на судне тоже присутствовал агент спецслужбы, но цели у него были совсем другие. В одной из кают располагался некий Альфред, который редко выходил на палубу и большую часть времени возился вдали от глаз команды с какой-то аппаратурой. По мнению советских представителей, он готовил подводный взрыв для определения системы работы нашей противолодочной обороны. Операция "Эдинбург" подходила к концу. "Стефанитурм" со слитками на борту направлялся в Мурманск. Неожиданно капитан остановил судно, и из каюты вышел Альфред с подозрительной "научной" аппаратурой. Мелодинский и Ильин потребовали объяснений от капитана и подняли такой шум, что незадачливый агент был вынужден запереться в своей каюте. Вполне возможно, что это была мнимая опасность, порожденная холодной войной, но бдительность советских людей восторжествовала.
Как мы уже знаем, на "Эдинбурге" находилось 465 золотых слитка, из которых поднято на поверхность 431. Оставшиеся на дне слитки поначалу не очень огорчали ни Джессопа, ни страны - участницы экспедиции. Со временем появились сомнения в том, что на дне остались только 34 слитка. Командующий Северным флотом во время войны адмирал Арсений Головко в своих мемуарах писал, что крейсер "пошел на дно вместе с грузом золота, составившим около десяти тонн". Что это - некомпетентность жертвы секретности или сознательная дезинформация?..
В 1986 году разрешить этот вопрос взялась английская компания "Вартуз Вильямс", с которой был заключен контракт, аналогичный первому. С экспедиционного судна "Дипвотер-2" был спущен водолазный колокол с тремя водолазами. Два из них работали на глубине, а третий - оставался в колоколе для страховки. Водолазами был вскрыт и обследован соседний с артиллерийским погребом отсек. Если на крейсере была вторая партия золотого груза, то ее, вероятнее всего, разместили бы здесь. Но это помещение было заставлено только ящиками с пиротехникой. Золота в нем не было.
Водолазы-глубинники совершили 23 погружения и подняли на поверхность 29 золотых слитков, оставшихся от первой экспедиции; 5 слитков бесследно исчезли в носовой части погреба, разрушенного снарядом во время боя. Общий вес спасенного второй экспедицией золота составил 345 килограммов. Оно оценивалось в то время примерно 3 миллиона фунтов стерлингов. Золотые слитки были перегружены в море на сторожевой корабль "Резвый" и доставлены в Мурманск.
Операция "Эдинбург" считается одной из наиболее удачных спасательных работ, так как было спасено почти 99% затонувших слитков золота. Сколько же золота пришлось на долю каждой стороны, участвовавшей в этой уникальной операции? Если учесть, что по документам на "Эдинбург" было погружено 465 слитков золота общим весом 5534,6 кг, а спасено 460 слитков весом 5500 кг, то окончательный расчет по договорам даст следующие результаты: фирмы-спасатели получили 2490 кг, Советский Союз - 2257,5 кг и Великобритания - 752.5 кг. Кейт Джессоп стал миллионером, лично получив 3 миллиона долларов. Вся спасательная экспедиция обошлась в 2.5 миллиона долларов.
На этой благополучной ноте можно было бы и закончить рассказ о "сталинском золоте", как иногда его называют за рубежом. Но часто задаются вопросом, а какова была реальная помощь Советскому Союзу по ленд-лизу и действительно ли она была такой бескорыстной? Ответить на эти вопросы лучше всего цифрами.
От Великобритании СССР получил 7400 самолетов, 4292 танка, 5000 противотанковых орудий и другое военное снаряжение. Из США в Советский Союз поступило 14 795 самолетов, 7500 танков, 37 600 грузовых автомашин, 8000 тягачей, 5100 джипов и много продовольственных грузов. От США, Великобритании и Канады он получил 539 кораблей и катеров. Особенно ценными были 99 тральщиков, 53 десантных кораб ля и радиолокационные станции. Как нетрудно убедиться, значение поставок по ленд-лизу было огромным. Была ли эта помощь совсем бескорыстной? Нет.
Советский Союз оплачивал сверхнормативные грузы поставок, а также производил поставки в США хромовой и марганцевой руды, платины, золота, леса, пушнины. Расходы США по ленд-лизу с 11 марта 1941 года составили 9,8 миллиарда долларов. В порядке обратных поставок США получили от Советского Союза товаров и услуг на 7,3 миллиарда долларов. Так что судите сами, насколько бескорыстной была помощь по ленд-лизу.
В заключение хочется напомнить, что в водах Северной Атлантики и Баренцевого моря покоятся сотни затонувших кораблей. Места гибели многих из них известны, но все еще нет единых правил, которые бы устанавливали, кто имеет право поднимать ценные грузы и в какой доле может на них претендовать. Сейчас каждая такая находка порождает судебные иски.
Атака немецкой субмарины
По этой причине американские искатели сокровищ не торопятся раскрывать тайну самой сенсационной находки этого года - потопленного немцами в Атлантике британского транспорта. По оценкам специалистов, стоимость его груза составляет почти 4 миллиарда долларов. Сейчас кладоискатели ждут, когда объявятся и договорятся между собой претенденты на эти сокровища. А они немалые: английские алмазы и 80 тонн золота и платины в слитках активов Госбанка СССР. По одной из версий, драгоценные металлы корабль вез из Мурманска в качестве оплаты поставок по ленд-лизу.
Хочется надеяться, что к этому времени Россия, преемница СССР, научится самостоятельно проводить серьезные подвод ные работы и не будет приглашать для этого "варягов".
В 2007 году охотники за сокровищами нашли старинный галеон с грузом золотых и серебряных монет, крупнейший в истории человечества подводный клад. Координаты и даже название корабля хранятся в секрете. Тайна, которой окутана эта находка уже породила массу предположений. Возможно, на ее разгадку уйдут годы, как это было с одной из удивительных тайн XX века - золотом Сталина, частью золотого запаса Советского Союза, которое бесследно исчезло по пути в Англию.
Ключ к разгадке исчезновения был надежно скрыт на недосягаемой глубине еще в начале войны, но охота за легендарным золотым кораблем с этого только началась.
26 апреля 1942 года тревожный сигнал разбудил команду британского крейсера «HMS Edinburg
», стоящего в Мурманском порту за 15 минут до полуночи. Выскочившие на палубу матросы увидели, что причал блокирован солдатами в форме НКВД. Вплоть до выхода в море команде уже не позволяли сойти на берег. В Мурманск прибыл, сопровождая очередной конвой с грузами по лендлизу, но на обратном пути ему предстояло выполнить особую миссию, о которой никто не догадывался даже члены его экипажа. Поднятые по тревоге английские матросы стали поднимать на борт небольшие, но очень тяжелые ящики. Но завесу тайны приоткрыла случайность - один из ящиков упал на палубу, и оттуда выпали золотые слитки.
Секретность отправки золота была главным условием Сталина. Военные поставки из США и Великобритании в глазах мировой общественности должны были выглядеть бескорыстной помощью союзников. Ни к чему афишировать, то, что СССР расплачивается за танки и самолеты золотом наивысшей пробы. Впрочем, режим чрезвычайной секретности был важен и для британцев, ведь им предстояло провести через враждебные воды один из крупнейших золотых караванов в истории мореплавания. На борту крейсера «Эдинбург
» находилось 465 золотых слитков общим весом 5 тонн. С таким количеством можно сравнить только легендарные галеоны испанцев, вывозившие из Америки награбленную добычу. Но информация о золоте Сталина так была упрятана в архивах, что даже самый знаменитый охотник за сокровищами Мел Фишер считал ее мифом. Груз крейсера стоил более 100 миллионов долларов США.
крейсер «HMS Edinburg»
Под пристальным взглядом офицеров НКВД золотые слитки из разбитого ящика быстро собрали. По правилам погрузку следовало бы прекратить, но отправлять золото с другим кораблем, было равносильно вовлечения в секретную операцию еще больше людей.
Но приняли решение придерживаться первоначального плана. Золото повезет крейсер
«Эдинбург
». Возможно, это решение стало первым в той роковой цепочке событий, которые впоследствии приведут к драматическому финалу.
По неизвестной причине корабль еще сутки простоял у причала и только затем начал движение за караваном транспортных судов. Однако вдруг происходит нечто странное - обогнав надежно охраняемый тихоходный караван, крейсер
с золотом оторвался от конвоя почти на 50 миль. Как позже заявил командир корабля, это было сделано в целях безопасности. По версии британцев расчет строился на том, что одиночный боевой корабль не заинтересует охотников, которые караулили транспорты. Но расчет не оправдался. В данном районе вела патрулирование немецкая подлодка. Заметив , командир классифицировал его как корабль конвоя и торпедировал его. Первая же торпеда вывела из строя машинное отделение, центр связи, генераторы и системы главного калибра. Вторая, взорвавшись в корме, лишила крейсер руля и двух винтов. Набитый золотом крейсер «HMS Edinburg
» стал беспомощной мишенью. Невероятно, но первым на помощь к крейсеру с золотом, несмотря на близость британской эскадры, подошел советский военный корабль. Он взял на буксир тонущий крейсер, и через трое суток в Москву ушла шифровка о том, что британский крейсер
спасти не удалось. Почему? На этот вопрос я отвечу чуть позже, но пока скажу, что в секретной шифровке было написано: «Крейсер «Эдинбург» затонул в 100 километрах севернее Мурманска, а находящийся на борту специальный груз спасти не удалось». С этого момента всё связанное с крейсером было строго засекречено. В Советском Союзе и Англии считали, что золото Сталина исчезло навсегда, но где именно на дне морском или раньше, когда крейсер
был еще на плаву.
Ценный груз был на 2/3 застрахован в ИНГОССТРАХ и на 1/3 в Бюро страхования военных рисков Ее величества. Страховку выплатили, а 2/3 пропавшего золота теперь принадлежало ИНГОССТРАХ. Если груз был на дне, то на поиски и подъем требовалось разрешение новых владельцев. Разумеется, все понимали, что речь идет о согласии Кремля. И вот после смерти Сталина британцы неожиданно предложили заняться сообща поисками золотых слитков. В Москве были удивлены этим обращением. Советские спецслужбы предполагали и не без оснований, что золото британцы спасли и тайно переправили его в Англию, но напрашивался очевидный ответ, золото может только приманка, на которую британские спецслужбы ловят СССР, ведь ключ к разгадке тайны крейсера «Эдинбург
» лежит на глубине 250 м.
В середине 50-х годов считалось, что для водолазов такие глубины недоступны, по крайней мере, на западе такой техники не было, а в Советском Союзе разработки по глубоководному погружению изначально вели военные. Именно в 1956 году, когда британцы вдруг заинтересовались судьбой сталинского золота, трое советских водолазов впервые в мире спустились на 300 метров. Информация об этом долгие годы скрывалась под грифом «секретно». Возможно, британская разведка что-то знала об успехах глубоководного погружения союза.
Пять тонн золота якобы оставшееся на борту британского крейсера
было хорошей наживкой для британских спецопераций. Малоизвестная британская фирма, которая обратилась с предложением найти золото «Эдинбурга
» технически не могла опустить водолазов на такую глубину и Москва решила, что кладоискателей используют втемную. Ради такого «улова» как золото Сталина охотники за сокровищами на всё готовы, но что особенно настораживало, ни один из известных кладоискателей о золоте Сталина даже не помышлял. Даже великий Мэл Фишер. Когда впервые британцы заговорили о золотом крейсере, Фишер всю свою баснословную добычу предпочел вложить в охоту за другим мифом, испанским галеоном « ». Но если золото Сталина все-таки осталось на борту крейсера, то его стоимость могла измеряться сотнями миллионов долларов. Кладоискателям было за что бороться.
История каравана, с которым шел крейсер «HMS Edinburg
» в общем, была известна из мемуаров и сообщений из мировой печати, но вот где и как именно затонул корабль, оставалось тайной. Охотники за золотом начали с того, что восстановили этот морской бой. Все до мельчайших деталей. Выяснилось следующее, что почти сутки два советских тащили на буксире подбитый крейсер с золотом
. Но ранним утром неожиданно бросили корабль, и ушли на военно-морскую базу. Истинные мотивы возвращения в Мурманск советских боевых кораблей до сих пор остаются загадкой. Во всех документах значится только официальная версия дозаправка.
Некоторые британские источники даже выдвинули встречные обвинения, русские специально бросили подбитый «Эдинбург
» на растерзание немцам, предварительно забрав все золото.
В Лондоне были допрошены все моряки крейсера «HMS Edinburg
» ведь в момент буксировки команда находилась еще на борту. Все подтвердили, что русские на крейсер
не высаживались и золото не перегружали. Теперь на вопрос, где золото с достоверной точностью уже ответить никто не может. Если с русских моряков подозрения были сняты, то с британцами история выглядела куда более темной. В Москве рассуждали так, если нашлось время перевести команду на другие , то почему заодно не забрать и золото. И ситуация вполне позволяла, но если золота на дне нет, то, что там искать британцам. Скорее всего, их интересовало - могут ли советские военные водолазы работать на такой глубине. Стоило только понять, что на техническое участие русских рассчитывать не приходиться, как для англичан операция теряет смысл. Найти и собрать рассыпанное на огромной глубине золото считалось технически невозможным, если золото все еще было на дне, в чем советское правительство очень сильно сомневалось. Но прошло два десятка лет и на Лубянку поступает очень любопытный документ. Некий безработный водолаз из Шотландии по имени Кейт Джесоб попросил советское правительство разрешить ему поработать в советских военных архивах. Его интересовала история гибели крейсера «Эдинбург
». На Лубянке никто не сомневался о том, что британские спецслужбы затеяли новую операцию со старой приманкой.
Технология глубоководных погружений уже не была секретом. Возможно, на этот раз интерес вызвало само место гибели крейсера, ведь это район базирование стратегического подводного флота СССР. Но для начала решили выяснить кто такой Кейт Джесоб. И знакомство с этим человеком заставило призадуматься советские службы. Британец был либо супер шпион, либо парня использовали втемную. Джесоб начал с того, что отправился в архив изучать судовые журналы и координаты погибших кораблей королевского флота. Доступ в специальный архив британского Адмиралтейства безработный водолаз получил с подозрительной легкостью. В Москве это восприняли как доказательство участия британских спецслужб, а то, что золота на затонувшем крейсере нет, не сомневался почти никто.
Вскоре так же выяснилось, что проектом курирует военное ведомство. И Москва решила вступить в предложенную игру. Британцам дали понять, что Советский Союз готов поддержать идею поисков, но сомневается в ее целесообразности из-за дороговизны, но ответ из Лондона пришел незамедлительно, и он только утвердил подозрения, что безработный водолаз не так прост как хочет казаться. Джесоб заявил, что совершенно случайно нашел спонсора, который готов хоть завтра дать 10 миллионов долларов и специальное судно в придачу. Поистине ни одному искателю сокровищ не удавалось с такой легкостью прокладывать себе дорогу.
Итак, в Лондон отправилась делегация советских сотрудников с особой миссией, чтобы прощупать англичан. Британцы подготовились на совесть. Предоставленные архивные документы по крейсеру и даже проект договоров о разделе добычи выглядели убедительно. Что впрочем, для хорошо подготовленной операции вполне ожидаемо. То, что ко всему этому британские спецслужбы имели непосредственное отношение, стало понятно сразу. Наружное наблюдение за советскими представителями велось почти открыто. В гостиничных номерах кто-то постоянно рылся в личных вещах. Самый большой интерес у советских сотрудников, конечно же, вызвал безработный водолаз. Был ли он тем, кого за себя выдавал. На нем и было решено сосредоточить основное внимание. Однако подобраться к нему было непросто. Он никогда не появлялся в одиночестве, рядом всегда был кто-нибудь, чьи цепкие глаза и особая сноровка выдавали сотрудников спецслужб. На Лубянке решили, что московские гости должны устроить для британцев праздничный банкет и позвать на него всех, в том числе и Джесоба. Операция была разыграна как по нотам. На какой-то момент британцы потеряли бдительность, и Кейт Джесоб сразу же оказался в соседней комнате со стаканом водки в одной руке и большой деревянной ложкой, с которой сползала черная икра, в другой.
Нагрузившись икры, он рассказал все, что знал о гибели крейсера, а главное выложил координаты его затопления. Было ясно, что он истинно мечтает найти золото Сталина. Впрочем, из этого разговора стало понятно и другое. У британских спецслужб есть в этом деле и свой интерес не связанный с крейсером «Эдинбург». Когда обо всем доложили в Москву, было решено продолжить игру. Логика принятия такого решения проста золото золотом, но если британцы готовят какую-то разведывательную операцию, то пусть лучше она будет проводиться под нашим контролем. За всю историю своего существования Советский Союз решил ввязаться в охоту за сокровищами во второй раз. Первый раз охота была за золотом затонувшего парохода получивший таинственное название « », на котором находилась жалование казны британской короны.
Чтобы проникнуть на затонувший «Эдинбург
», который много лет пролежал на морском дне, предстояло тщательно изучить положение внутренних помещений. Ведь на глубине в 250 метров водолазам придется ориентироваться практически на ощупь. Было очевидно одними чертежами не обойтись, слишком большой риск. Водолазы один за другим стали отказываться от участия в экспедиции. Но здесь вновь сыграли свою роль таинственные люди из военного ведомства. Они будто повиновению волшебной палочки организовали водолазам Джесоба учения на однотипным корабле «Белфаст», который находится на вечной стоянке на реке Темза. Проблема была решена, а этот факт еще больше убедил советское правительство в том, что готовится серьезная разведывательная операция. Водолазы тренировались с завязанными глазами, но одно было невозможно отработать на тренировках - боевой корабль полвека пролежал на огромной глубине со снарядами набитыми в трюме, так что малейшая случайность могла обернуться мощнейшим взрывом.
специальное исследовательское судно «Stephaniturm»
Итак, осенью 1981 года специальные судно «Stephaniturm
» отправилось к российским берегам Баренцева моря, имея на борту разношерстную по своему составу советско-британскую команду. Перед самой отправкой советские представители получили инструктаж на тот случай если золото будет найдено, впрочем, главная забота была о том ради чего, по мнению КГБ британцы затеяли всю эту операцию. На Лубянке были уверены, что поиски золота всего лишь прикрытие для проведения шпионской, а может и диверсионной операции. Перед вылетом из Москвы советских разведчиков пригласили в ЦК, где им напомнили, что главная задача контролировать ситуацию и регулярно докладывать о ходе работ, а также помнить о том, что близ района операции находится база подводных лодок, поэтому пресекать любую активность, не имеющую отношения к цели экспедиции.
Судно медленно приближалось к точке, где мог находиться затопленный корабль. Эхолоты прощупывали дно, но ничего похожего на корпус британского крейсера обнаружено не было. Шли томительные часы ожидания. Корабль менял курс, тщательно прочесывая пустынные просторы морского дна. Только спустя сутки на экране появилась долгожданная картинка. После детального изучения данных стало понятно, что это крейсер
«Эдинбург
». Экспедиция была у цели, но если там золото. Первое погружение принесло разочарование. На борт корабля было невозможно проникнуть из-за многочисленных завалов обломками. Поэтому экспедиция единогласно приняла решение прорезать борт в районе предположительного расположения золота и проникнуть внутрь. Несколько суток группа водолазов жила в крошечных барокамерах, а к затонувшему кораблю спускались в специальном колоколе. Температура воды достигала +3 градуса по Цельсию. Перемещаться приходилось в узких коридорах между сорвавшихся со своих мест механизмов, в кромешной тьме, пытаясь нащупать ящики с золотом. С корабля с помощью мониторов наблюдала другая часть искателей за сокровищами. Порой агенты даже забывали о шпионских играх, слишком напряженная ситуация складывалась внизу на дне у затонувшего корабля. Водолазы в буквальном смысле работали на пороховой бочке. Время стремительно уходило. Осенняя погода в Баренцевом море оставляла все меньше шансов наудачу. Начались частые шторма. За все время поисков удалось поднять только один ящик, и тот оказался полон снарядов. Ни малейших намеков на золото. Надежда исчезла. И вдруг на 11 день экспедиции один из водолазов нашел слиток. От потрясения он чуть не потерял сознание. К мониторам сбежалась вся команда. Восторг был неописуемым. Первый слиток вся команда по очереди подержала в руках, но по праву он принадлежал Кейту Джесобу.
Вскоре за первую смену на поверхность были подняты золотые слитки на сумму 4 миллиона фунтов стерлингов. Золото выкладывали прямо на палубу, отмывали и пересчитывали. Затем под сокровища отвели специальное помещение, которое вскоре стало золотой от пола до потолка. Работы останавливались только, когда волнение моря достигало до 6-7 баллов. Все позабыли об усталости.
После того как были подняты 432 золотых слитка работы приостановили из-за непогоды. Последующие спуски были сопряжены с риском. По подсчетам на затонувшем корабле осталось не более пятидесяти штук.
Золото Сталина возвращалась в Мурманск в сопровождении конвоя. Затраты охотников за сокровищами окупились сполна. Водолазов и экипаж ждала слава и заслуженный отдых, однако советским представителям в эти дни было совсем не до отдыха. Они хорошо понимали, что эта экспедиция, несмотря на найденное золото, слишком хорошее прикрытие для проведения разведывательной или диверсионной операции, ведь зачем-то британским правительством в команду искателей за сокровищами были введены агенты, которые все время прятались по каютам. Советские агенты чувствовали, что что-то должно было произойти, и не ошиблись. Ночью на подходе к Мурманску судно неожиданно замедлило ход. Стихший шум двигателя встревожил одного из советских агентов. Он заподозрил неладное и стремительно помчался на ходовой мостик. Остановить судно могло только чрезвычайное обстоятельство, но в рубке кроме рулевого находился сам капитан. Как выяснилось, капитан выполнил просьбу одного из британских представителей. В это время британец готовил к спуску на воду какое-то устройство, состоящее из плавучего настила и ящика с проводами. Британец замешкался, принимая решение. Выход у него был один, чтобы не поднимать шума, нужно было избавиться от свидетелей. Это понял и советский агент Мелодинский. Он бросился в рубку, чтобы рассказать об этом коллегам и не дать довести эксперимент да конца. Главная трудность заключалась в том, что советские люди находились на британском судне, и у Мелодинского была одна надежда на то, что британцы побоятся огласки.
Специалистам было понятно в чем заключался ночной эксперимент со взрывчаткой. Именно в этот момент судно проходило через зону противолодочной обороны СССР, одного из самых укрепленных рубежей Советского Союза. Северная база подводных лодок служила стратегическим щитом холодной войны, и подводный взрыв в зоне контроля может привести систему в действие. Если точно скоординировать место и время действия британского экспериментатора с работой системы наблюдения можно зафиксировать в момент взрыва всю оборонительную схему. В масштабах глобального противостояние СССР и Запада 2,5 миллиона фунтов стерлингов потраченных на экспедицию небольшая плата за такие бесценные сведения.
После поднятого шума таинственную аппаратуру заперли вместе экспериментатором в каюте. Доступ туда был закрыт даже во время стоянки в мурманском порту - корабль оставался территорией Великобритании. Информация о ночном инциденте до сих пор засекречена. Тайного агента встретили в порту несколько человек в штатском. Он спустился с борта вместе со своими контейнерами и большие о нем никто из участников экспедиции не слышал.
Первую остановку исследовательское судно «Stephaniturm
» сделало порту Мурманск. Каждый слиток тщательно взвешивали, проверяя соответствие с записям в журнале регистрации подводных работ. Все сошлось. Советскую долю, а это 1/3 груза опечатали в специальном контейнере. Почти без затрат, не считая командировочных для двух человек Советский Союз получил порядка 40 миллионов долларов золота. Сама экспедиция обошлась организатором в 2,5 миллиона, между ними и был поделен остаток добычи. Доля Великобритании составила 2/3 поднятых золотых слитков, а Кейт Джесоб получил 1/10 от 10 миллионов долларов.
И всего несколько слитков по-прежнему лежат в трюмах крейсера «Эдинбург » под слоем ила и застывшего мазута среди неразорвавшихся снарядов и торпед Второй мировой войны.
Как известно с истории, 28 апреля 1942 года из порта в Мурманске вышел конвой QP-11, который состоял из тридцати грузовых кораблей, охраняемых шестью эсминцами, четырьмя сторожевыми кораблями и боевым траулером. Флагманом данного конвоя выступал британский крейсер «Эдинбург», на котором находился контр-адмирал Бонхем-Картер. На первые сутки плаванья ничего необычного не произошло, но на вторые была замечена вражеская разведывательная авиация. По приказу немецкого командования на ликвидацию охраны конвоя были брошены несколько субмарин, что должно было обеспечить беспрепятственный подлет авиации с торпедами для потопления грузового транспорта.
Крейсер «Эдинбург», который перевозил золото в 1942 году из Мурманска.
Немецкая субмарина U-456 на перископной глубине обнаружила «Эдинбург» уже 30 апреля 1942 года и в пятом часу вечера атаковала крейсер. Корпус крейсера содрогнулся от мощного взрыва со стороны правого борта на уровне кормовой башни. Но за первым взрывом последовал и второй, который и решил судьбу крейсера «Эдинбург» - он остался без винтов, рулевого управления и мог двигаться со скоростью 3,5 узла. Контр-адмирал Бонхен-Картер вызвал на помощь эсминцы «Форсайт» и «Форстер» и решил идти обратно в Мурманск, бросив конвой.
Немецка субмарина U-456, которая атаковала эсминец "Эдинбург"
Чуть больше суток прошло после встречи с гитлеровской субмариной, как на горизонте появились силуэты немецких эсминцев. Начался бой. Неповоротливому «Эдинбургу» удалось потопить залпом носовых орудий вражеский эсминец «Z-7», но его тоже достала торпеда уже по левому борту. Также пострадал от торпеды «Форстер» потеряв управление, а «Форсайт» остановился от разорвавшегося снаряда в машинном отделении.
«Эдинбург» не мог идти дальше, так как его корпус просто распадаться. К вечеру к месту боя подоспели четыре английских траулера, но их помощи не было достаточно, чтобы спасти эсминец. Контр-адмирал Бонхем-Картер прекрасно знал, что немецкая эскадра, базирующаяся в Норвегии, сможет захватить «Эдинбург» без особого труда. При этом на корабле имелось несколько тонн русского золота, которое предназначалось союзникам, как плата за военные поставки. Адмирал решил эвакуировать экипаж в количестве 800 человек с корабля и затопить «Эдинбург».
О золоте «Эдинбурга» заговорили сразу же после войны, когда некоторые судоподъемные компании захотели поднять груз. Но это было только желание, и сдвинуться с мертвой точки по подъему золота смогли только в 1965 году. В этом году водолаз К. Джессоп точно установил по архивным документам место последнего боя «Эдинбурга», а также уточнил, где хранились золотые слитки на борту корабля. Весной 1981 года в Баренцево море вышло судно, которое обслуживает буровые установки, которое тащило за собой широколопастный гидролокатор, что сканировал морское дно в радиусе 500 метров. При обнаружении большого и подходящего по размерам «Эдинбурга» объекта в дело был пущен узконаправленный локатор, который вырисовал очертания крейсера. Корабль лежал на правом боку и имел огромные пробоины. «Эдинбург» был найден.
Корабль «Стефанитурм», который участвовал в экспедиции по подъему золота "Эдинбурга".
Розыскное судно сменил «Стефанитурм», который обслуживает морские буровые. Вокруг «Эдинбурга» были установлены буи-ответчики акустического действия. Данное оборудование снимало показатели силы и направления ветра и передавали на центральный компьютер, который регулировал ход судна, чтобы оставаться точно над крейсером.
Барокамера для водолазов.
Под воду опустились профессиональные водолазы, в количестве 12 человек. Среди них были англичане, австралийцы и новозеландцы. Целую неделю до погружения эти люди провели в барокамерах, в которых давление поднимали до 22 атмосфер, а воздух заменили гелиевой смесью. Такую смесь применяют для глубинных погружений. Как только рабочий корабль стал ровно над крейсером, водолазы по специальному шлюзу добрались к водолазному колоколу, который опускается деррик-краном на глубину 270 метров.
Водолазы работали на дне по парам, и каждая из них проводила в кромешной тьме по 4 часа. Джепссон знал, что золотые слитки находятся в отсеке боеприпасов зенитной артиллерии, которая находится под носовой надстройкой. Первоначально водолазы пытались попасть туда через огромную пробоину в боку, но это было невыполнимо из-за большого и хаотического нагромождения ржавого металла в проходе. Тогда решили резать новый лаз под броневой обшивкой в металле толщиной 16 мм.
Но проникнув в погреб, водолазам открылась другая сложная ситуация – нагромождение металлических элементов, снарядов, патронов, которые покрылись толстым слоем ила. Водолазам пришлось с собой осторожностью отсасывать специальным оборудованием ил, выносить и убирать боевые снаряды, и все это под большим глубинным давлением. Работали в абсолютной темноте, только иногда подсвечивали друг другу по очереди. Первый золотой слиток был поднят 16 сентября австралийцем Д. Росси. Впоследствии было поднято 430 слитков из золота весом от 11 до 13 килограмм.
Подняв все золото, корабль отправился в Мурманск, где его ждали советские и английские представители. Джессоп и его команда получили свое вознаграждение, а все золото было разделено между СССР и Англией в соотношении 3:1. Такая пропорция соответствует страховке 1942 года, которая была создана на случай утери золотого груза.
Подъем груза производился в сложных условиях – сильный ветер, который сносил корабль в сторону от точки спуска команды. Мазут из ограничивал видимость на глубине. Вблизи с грузом лежал смертоносный груз в виде ржавых снарядов. Хотя специалисты утверждали, что боеприпасы не должны сдетонировать, все равно чувство опасности присутствовало. В ходе двух экспедиций на поверхность было поднять 5,5 тонн золота, что составляет 95% золотого груза «Эдинбурга». На дне еще остается 5%, а это примерно 300 кг. На сегодняшний день – это самое масштабное обнаружение потерянных сокровищ.
HMS Edinburgh (C16) - британский лёгкий крейсер типа «Таун» (подтип «Белфаст» ), один из 9 крейсеров этого типа в составе Королевского военно-морского флота во время Второй мировой войны .
Назван (31 марта 1938 года) в честь Эдинбурга - столицы Шотландии .
В последнем походе сопровождал конвой QP-11 (28.04.1942 Мурманск - 7.05.1942 Рейкьявик). Имел на борту около 5,5 тонн золота - частично оплата советских закупок в Великобритании и США, произведённых сверх программы ленд-лиза (поставки по ленд-лизу не подлежали оплате до окончания войны ), частично - «обратный ленд-лиз »: поставлялось сырьё для производства средств связи для СССР, которое использовалось для золочения контактов всего телефонного, радио- и навигационного оборудования производимого для советской армии, авиации и флота. [ ] 2 мая 1942 года потоплен в Баренцевом море субмариной U-456 (капитан Макс-Мартин Тайхерт).
Энциклопедичный YouTube
1 / 1
✪ HMS Edinburgh Fire demonstration
Субтитры
История постройки
В первой половине XX века крейсер стал важным инструментом проведения колониальной политики, служащим как для охраны собственных торговых путей, так и для атаки вражеских коммуникаций, а также для поддержки действий кораблей других классов. Британская империя , будучи колониальной империей, особенно нуждалась в кораблях такого класса.
Лондонское соглашение об ограничении и сокращении морских вооружений, подписанное 22 апреля 1930 года по итогам конференции, проводимой в столице Великобритании, установило чёткие параметры крейсеров. Согласно Части III, Статье 15, «Крейсера - это надводные корабли, кроме линейных кораблей и авианосцев, стандартное водоизмещение которых превышает 1850 брутто-регистровых тонн, и вооружённые артиллерией калибром свыше 5,1 дюйма (130 мм). Крейсера делятся на два подкласса:
- a) с артиллерией калибром свыше 6,1 дюйма (155 мм)
- b) с артиллерией калибром менее 6,1 дюйма (155 мм)»
Статья 16 налагала ограничение как на суммарный тоннаж (146 800 брутто-регистровых тонн) и количество (15) тяжёлых крейсеров Британской империи, так и на суммарный тоннаж (192 200 брутто-регистровых тонн) лёгких крейсеров.
Конструкция и характеристики
Последний поход «Эдинбурга»
В конце апреля 1942 года «Эдинбург» во главе конвоя судов вышел из Мурманска в Англию. На борт крейсера в Мурманске было погружено, согласно сохранившимся документам, 93 деревянных ящика, в которых содержалось 465 слитков золота весом 5534603,9 граммов (195548 унций). 30 апреля (по другим сведениям 1 мая) в 187 милях к северу от Мурманска «Эдинбург» был торпедирован немецкой подводной лодкой U-456 (командир - Тейхерт). Крейсер получил две торпеды: одна попала в левый борт, вторая - в корму. «Эдинбург» потерял ход, но остался на плаву. На помощь подошли два британских эсминца. Под их охранением крейсер попытался вернуться в Мурманск, однако вскоре подошли три немецких эсминца под командованием фрегаттен-капитана Шульце-Гинрикса. Они открыли по «Эдинбургу» артиллерийский огонь и выпустили торпеды. Одна из торпед попала в корму крейсера, после чего он ещё больше накренился на левый борт. В ходе боя был потоплен немецкий эсминец «Герман Шёман ». Остальные два немецких эсминца сняли с него экипаж и отошли. Контр-адмирал Картер, руководивший операцией, отдал приказ английским эсминцам снять с «Эдинбурга» экипаж и добить крейсер торпедами. Британский эсминец торпедировал крейсер «Эдинбург» двумя торпедами в левый борт. Корабль затонул вместе с золотом на глубине примерно 900 футов (около 260 м). Все члены экипажа - 750 человек, были доставлены в Мурманск. Второй мировой войны в Баренцевом море . Переговоры с этой фирмой завершились безрезультатно, несмотря на то, что она потратила около миллиона долларов на подготовку операции по подъёму золота.
Работы начались 9 мая 1981 года. Спасательное судно «Дамматор» 14 мая 1981 года обнаружило судно на глубине 250 м, лежащим на дне на левом борту. Вторая стадия работ началась в сентябре 1981 года с использованием второго, более приспособленного для такой операции судна «Стефанитурм».
Работы по подъёму золота осуществлялись круглосуточно. Ящики после долгого нахождения в воде развалились, всё было покрыто толстым слоем ила и мазута . Водолазы с использованием грунтонасоса с трудом, временами наощупь, находили слитки золота и грузили их в сетку, с помощью которой поднималось золото на борт судна. На борту судна постоянно дежурили представители ИНГОССТРАХА, фиксируя количество поднимаемых слитков. Всего был поднят 431 слиток золота общим весом 5129,3 кг. Из-за усталости водолазов и ухудшения погоды 5 октября было принято решение прервать работу по подъёму груза. 9 октября 1981 г. судно «Стефанитурм» пришло в порт Мурманск с поднятым золотом.
Распределение золота было осуществлено согласно достигнутой договорённости и прав собственности на груз в соответствии с действующими правилами следующим образом: 1/3 - Великобритании, 2/3 - СССР. Спасатели получили в качестве оплаты за спасение 45 % спасённого золота.
Оставшуюся часть золота поднимали через пять лет, в сентябре 1986 года. Контракт на спасение груза был подписан с той же фирмой «Джессон Марин Рикавериз». Для подъёма золота использовалось судно «Диипвотер-2». Было поднято 29 слитков весом 345,3 кг. Пять слитков золота весом 60 кг остались лежать на дне Баренцева моря.
Один из поднятых слитков золота является частью постоянной экспозиции в
Громкая сенсация, грянувшая в Южной Корее в связи с обнаружением затонувшего русского крейсера «Дмитрий Донской», на борту которого якобы находится груз золота стоимостью в 135 миллиардов долларов, судя по всему, завершится ничем. Российские эксперты, занимающиеся историей отечественного военно-морского флота, сходятся во мнении, что «золотой груз» «Дмитрия Донского» — это миф, который не имеет под собой оснований.
Между тем более 30 лет тому назад золотой груз, имеющий прямое отношение к нашей стране, действительно был поднят с борта затонувшего военного корабля.
Секретный груз в счет оплаты по ленд-лизу
В начале Великой Отечественной войны северные морские конвои в рамках поставок по ленд-лизу везли в Мурманск из Великобритании военную технику, оружие и другие грузы, необходимые СССР. Не все знают, что был и «обратный ленд-лиз»: из Советского Союза везли ценное сырье и золото в счет оплаты военных поставок.
28 апреля 1942 года вместе с конвоем QP-11 из Мурманска в Англию вышел британский лёгкий крейсер «Эдинбург». Только старшие офицеры крейсера знали о специальном грузе, принятом на борт в Мурманске: 93 деревянных ящика, в которых содержалось 465 слитков золота общим весом в 5536 кг.
30 апреля 1942 года «Эдинбург», несколько оторвавшийся от судов каравана, был атакован немецкой подводной лодкой U-456. Крейсер получил две торпеды: одна попала в левый борт, вторая — в корму. «Эдинбург» потерял ход, но остался на плаву.
Затопить, чтобы не достался врагу
Корабль находился в 187 милях от Мурманска. После того как подошли два британских эсминца, было принято решение попытаться вернуться в советский порт. Однако вскоре появились немецкие эсминцы, намеревавшиеся добить «Эдинбург».
В завязавшемся бою был потоплен немецкий эсминец «Герман Шеман». Но «Эдинбург», получивший новые повреждения, окончательно потерял ход. По приказу британского командования экипаж судна перешел на другие корабли, а сам крейсер был расстрелян английскими эсминцами и пошел на дно. Такое решение было принято для того, чтобы ценный груз не достался гитлеровцам.
Золото на борту «Эдинбурга» было застраховано: на 2/3 — в Госстрахе СССР, на 1/3 — в английском Комитете по страхованию военных рисков.
В годы войны и первые послевоенные десятилетия технологий для подъема золота с борта «Эдинбурга» не существовало. Но о золотом грузе стало широко известно, и крейсер оставался в числе потенциальных целей кладоискателей.
Договор с мистером Джессопом
Сложность заключалась в том, что желающим поднять груз необходимо было договариваться и с правительством СССР, и с правительством Великобритании, ведь, помимо всего прочего, место гибели «Эдинбурга» было объявлено воинским захоронением: на его борту остались 57 погибших британских моряков.
В 1979 году британский дайвер и искатель приключений Кейт Джессоп провел экспедицию с целью более точного определения места гибели судна. Джессоп до этого не занимался подводным кладоискательством, но собрал почти всю доступную информацию по «Эдинбургу» и был убежден, что сумеет поднять ценный груз.
Кейт Джессоп был человеком коммуникабельным, открытым и добродушным. Ему удалось расположить к себе членов советской делегации, прибывшей в Великобританию на переговоры. Москва получила доклад: Джессоп не авантюрист и не шпион, с ним можно работать.
В апреле 1981 года представители СССР и Великобритании заключили договор с частной фирмой «Джессоп Марин Рикавериз». Все расходы на операцию ложились на Кейта Джессопа и его компаньонов. В случае успеха команда кладоискателя получала 45 процентов поднятого золота. Остальные 55 процентов делились между СССР и Великобританией: 2/3 — Москве, 1/3 — Лондону. Такая пропорция основывалась на размере страховых выплат сторон.
«Я нашел его! Я нашел золото!»
Работы начались 9 мая 1981 года. Спустя пять дней спасательное судно «Дамматор» обнаружило крейсер на глубине 250 м. Он лежал на дне на левом борту. После установления точного местонахождения «Эдинбурга» началась подготовка к операции по подъему золота.
В августе 1981 года в район работ отправилось судно «Стефанитурм», оснащенное оборудованием, позволяющим водолазам работать на глубинах до 400 метров.
Опытнейшие водолазы, привлеченные к операции, жили в специальных барокамерах в трюме и опускались к крейсеру попарно в особом водолазном колоколе. Такой подход позволял экономить много времени, исключая его затраты на ежедневную процедуру декомпрессии.
Операция шла трудно. Сначала выяснилось, что попасть внутрь судна через пробоины в борту не получится: это оказалось слишком опасно для водолазов. Пришлось вырезать специальное отверстие в корпусе. Затем еще десять дней ушло на расчистку завалов на пути к артиллерийскому погребу, где должны были находиться ящики с золотом.
Время шло, люди все больше уставали, а результата не было. Но однажды двадцатисемилетний водолаз из Зимбабве Джон Россье прокричал в микрофон: «Я нашел его! Я нашел золото!» На поверхность был поднят первый драгоценный слиток.
Большой куш
Из слоев ила и мазута на ощупь стали доставать один слиток за другим. За последующие 19 дней с борта «Эдинбурга» был поднят 431 слиток золота общим весом 5129,3 кг.
5 октября 1981 года работы были приостановлены. Окончательно испортилась погода, а водолазы, несмотря на энтузиазм, смертельно устали. Кейт Джессоп рассудил, что рисковать дальше нет смысла. Через четыре дня судно «Стефанитурм» пришло в порт Мурманск с поднятым золотом.
Это была мировая сенсация. Команде Джессопа удалось осуществить самую успешную операцию в истории подводного кладоискательства. Золото, поднятое со дна Баренцева моря, «потянуло» на 81 миллион долларов. 35 миллионов долларов было выплачено фирме Кейта Джессопа.
Уникальный экспонат
Кладоискатель намеревался вернуться за оставшимися слитками через год. Однако вскоре британец решил переключиться на поиск затонувших испанских галеонов в Карибском море.
Контракт на дальнейшие работы был передан английской компании «Уорлтон-Уильямс». Существовала информация о том, что на «Эдинбурге» могли везти не 5, а 10 тонн золота. Впрочем, и 34 слитка золота, которые не подняли водолазы Кейта Джессопа, тоже стоили того, чтобы организовывать новую операцию.
В конечном счете экспедиция к «Эдинбургу» была проведена осенью 1986 года. Слухи о еще пяти тоннах золота не подтвердились. Добычей водолазов стали 29 слитков общим весом 345,3 кг. Найти еще пять слитков оказалось невозможным. Они так и остались где-то на дне Баренцева моря.
Один из слитков, доставшихся Советскому Союзу, сейчас находится в экспозиции Алмазного фонда России, напоминая об этой уникальной истории.