Пятницкая церковь. Пятницкая церковь (Чернигов) Изменения, внесённые в архитектуру здания
Более семи веков украшает центральную часть древнего Чернигова этот каменный цветок - маленькая церквушка в честь Параскевы-Пятницы. Каких только исторических перипетий не видели эти могучие стены архитектурной достопримечательности домонгольского периода! Кстати, в Чернигове таких достопримечательностей больше, чем в любом другом городе Украины и Европы. О некоторых из них, в частности и , корреспондент РИСУ Любовь ПОТАПЕНКО уже рассказывала нашим читателям.
Этот храм был построен как трапезная церковь Пятницкого монастыря в конце ХІІ - в начале ХІІІ века на черниговском посаде, возле торга, и назван в честь святой великомученицы Параскевы-Пятницы (женщины, которая проповедовала христианство языческим народам в первые века нашей эры) - покровительницы торговли, сельского хозяйства, семьи.
Церковь имеет вид стройной башни с почти квадратным основанием. Ее размер 11х13 м. Это небольшой одноглавый четырехстолпный трехапсидный храм с толстыми стенами, возведенными древнерусской техникой «в ящик». В этой технике снаружи и изнутри идут ряды кирпича, а промежутки между ними заполнены известко-бетоном. На втором ярусе в стенах, на уровне окон и хоров, устроены галереи, связанные с окнами-бойницами, которые могли использоваться во время обороны.
Главная особенность сооружения -арки, которые поддерживают баню и размещены выше прилегающих сводов. Это дало возможность создать второй ярус, а третий ярус кокошников декоративный.
В давние времена интерьер церкви был украшен фресками, до наших дней сохранился фрагмент орнамента в откосе оконного проема в центральной апсиде. Тогда церковь имела два входа: через один заходили мужчины, через второй - женщины.
Фактически это была крепость. Старинная легенда рассказывает о том, что когда монголо-татары уже захватили город Чернигов, осталась стоять одна Пятницкая церковь, в которой заперлись и оборонялись монахи, женщины и дети. Невзирая на все атаки, захватчики никак не могли ее взять, и большая часть завоевателей пошла на Киев. А когда закончились последние запасы хлеба и воды - защитники-монахи поднялись в верхнюю часть храма и выбросились на копья кочевников.
Это культовое сооружение имеет стройную удлиненную композицию - храм, расположен на невысоком возвышении, динамически «взлетает» вверх и «вырастает». Особенно, когда на него смотреть издалека или во время движения в транспортном средстве. Внутри прямоугольные стены плавно переходят в барабан, который опирается на арки, которые поднимаются одна над другой, словно волны. Здание одинаково органически воспринимается со всех сторон, демонстрирует редкое равновесие и стройность форм. Архитектура храма дает ученым основания допускать, что его возводил известный по летописям зодчий Петр Милонег (киевский зодчий конца XII - начала XIII века). Он построил (1199-1200 гг.) на берегу Днепра под Выдубычским монастырем каменную подпорную стену, которой восхищались современники, считая ее чудом архитектуры. Есть доказательства, что Милонег построил также храм святого Василия в Овруче.
Существует интересное, хотя и не доказанное предположение о том, что Пятницкая церковь построена по воле и за средства князя Игоря, того же князя - главного героя и возможного автора «Слова о полку Игоревом». Художественное совершенство «Слова» исследователи объясняют не случайностью или исключительным дарованием его автора, а высокой общей тогдашней культурой Чернигово-Северской земли, о которой ярко свидетельствует и Параскева-Пятница (с ее визуально легкими, но такими массивными красными стенами, утонченными пучковыми пилястрами, небольшими апсидами, узкими окошками, арками-закомарами, орнаментными мережками). Черниговцам кажется вероятным, что именно князь Игорь построил Пятницкий храм в память о своем счастливом побеге из половецкого плена. А то, что он построен на торгу, может свидетельствовать о благодарности князя местному купечеству, которое помогало ему материально.
Стоит обратить внимание на то, что построенная лишь два столетия спустя после Крещения Руси Пятницкая церковь архитектурно никоим образом не является копией храмов Византии, в целом однообразных и приземленных, тогда как достаточно много христианских храмов Киевской Руси, созданных местными и греческими мастерами, их архитектура и мозаика, говорят языком новым и мудрым, символизируют отрыв от земли, быта, темноты. Именно такова и Пятницкая церковь. Кстати, в те времена западная Европа еще не переживала «бума» строительства храмов. Так, например, в Париже было только две каменные, возобновленные после давнего норманского набега, церкви - Сан Жермен де Прет и Сан Жермен л’Оксерруа, а также возвышался недостроенный собор Парижской Богоматери.
Судьба Пятницкой церкви очень сложна и драматична. Впервые она пострадала от монголо-татарского нашествия в 1239 году. Позже храм испытал еще достаточно много разрушений и перестроек.
После национально-освободительной войны 1648-1654 годов монастырь был отстроен на средства черниговского полковника В.А. Дунина-Борковского. В конце ХVІІІ века комплекс состоял из каменной Пятницкой церкви в стиле украинского барокко: она имела уже семь куполов, появились многоярусные элементы, достроены башни и репиды. Монастырь окружили деревянным ограждением, а на территории его построили кельи с храмом Ивана Предтечи, колокольню с храмом Прокофия.
Пострадала эта достопримечательность и от пожара 1750 года, после которого ее опять отстроили, а фасады украсили лепкой. В 1786 году по приказу императрицы Екатерины ІІ монастырь был ликвидирован, а кельи, трапезная и дом игуменьи разобраны в 1805 году.
С 1789-го до 1805 года на территории монастыря действовала главная народная школа. В 1806 году церковь ремонтировали, а в 1820-ом была построена интересная ротонда-колокольня, которая дополнила общую барокковую композицию. Пожар 1862 года и последующее восстановление изменили вид достопримечательности.
На 1916 год церковь имела землю с погостом 633 квадратных сажени. На территории находились два деревянных дома для церковнослужителей, кирпичные лавки, построенные в церковном ограждении, которые сдавались в аренду. За счет церкви осуществлялся ремонт домов и скамей. Действовала и церковная библиотека, которая насчитывала 200 томов книг для чтения.
При церкви функционировали два учебных заведения. В приходе был 91 двор - 963 души обоего пола и разного социального состояния: из них 195 дворян, 36 духовных лиц, 542 души крестьян, 43 души военных чинов и казаков.
Поэтому на начало ХХ века Пятницкая церковь была одним из духовно-просветительских центров Чернигова.
Но наибольшие разрушения нанесены церкви в годы Второй мировой войны: в результате взрыва авиабомбы она была разрушена наполовину. Только многолетними усилиями авторитетного на то время реставратора П. Д. Барановского церковь была отреставрирована и возрождена в первобытном виде. Утраченные части были возобновлены, для работ изготовлялся специальный кирпич шести разновидностей по образцам и размерам древней плинфы, а блоки, найденные во время разборки руин, были вмонтированы в новые стены, которые клались по шаблонам, имитируя технику построения ХІІ-ХІІІ веков.
На протяжении 1943-45 годов были проведены консервационные работы, а реставрационные длились долгие 17 лет. И только в 1962 году реставрация церкви в виде, близком к первоначальному, была завершена. При этом не были возобновлены изначально построенные боковые притворы, а также пристройки ХVII-XIX веков и ротонда. К сожалению, в процессе работ были разрушены не только разные церковные пристройки и ограждение, но и колокольня ХІХ века, которая имела художественную и историческую ценность. C 1972-го по 1989-й год в сооружении действовала экспозиция «Пятницкая церковь - достопримечательность древнерусской архитектуры и искусства ХІІ века».
С 1991 года Пятницкая церковь - действующий храм Украинской Православной Церкви Киевского Патриархата и любимое место молитвы многих жителей Чернигова. И не удивительно, ведь в небольшой, уютной, веками намоленной церкви по-особенному чувствуется благодать и присутствие Божье. В храме ежедневно происходят службы, осуществляются Таинства крещения, венчания, удовлетворяют свои духовные потребности сотни верующих. Посещает также храм большое количество паломников и туристов из Украины и из-за границы.
Недавно, в начале 2000-х годов, на стене церкви открылась интересная деталь: изложенный кирпичом крест, датированный концом ХII века, который до сих пор был тщательным образом заштукатурен реставраторами в советское время. Эта часть церкви не была разрушена ни во время монголо-татарского нашествия в ХIII веке, ни во время фашистского, потому изображение сохранилось. Местные историки рассказывают, что когда выдающийся архитектор и археолог Петр Барановский возобновлял храм после Второй мировой войны, из Исторического музея к нему пришел ученый и говорит: «Где-то здесь должен быть крест, который есть на старинных чертежах церкви, хотя его и не видно». И этот крест, изложенный во время возведения церкви, таки нашли, но заштукатурили. На всякий случай...
О времени постройки Пятницкой церкви в письменных источниках сведений не имеется. Наиболее ранние упоминания о ней относятся к XVII в., когда здесь был основан женский монастырь. В конце XVII в. храм был перестроен в стиле украинского барокко. С 1786 г. монастырь был закрыт и церковь стала приходской. В 1820 г. к ней была пристроена колокольня, а в 1850 г. - приделы. Вплоть до Великой Отечественной войны памятник детально не обследовался. В 1943 г. он сильно пострадал при воздушной бомбардировке. На полную высоту сохранились лишь северная и восточные части здания, тогда как западная и южная стены были на три четверти разрушены. Ступенчатые своды храма уцелели с северной и восточной сторон, а с восточной - даже кокошник, расположенный в основании барабана. Фрагмент барабана был найден при разборке руин. В 1945-1949 гг. проводились работы по обследованию памятника и его укреплению (П. Д. Барановский). Разборка руин и доследование в процессе подготовки к реставрации исполнены в 1953-1959 гг. (Н. В. Холостенко). С 1959 г. велась реставрация памятника, вернувшая ему первоначальные формы (П. Д. Барановский).
Пятницкая церковь - четырехстолпный трехапсидный храм (табл. 7). Общая длина его 16 м, ширина 11.5-12 м, азимут 33е. Высота здания около 24 м. Столбы в плане квадратные (со сторонами 1.52-1.54 м) со скошенными углами. Над столбами в пятах подпружных арок лежат шиферные карнизные плиты. Внутренних лопаток в церкви нет, а внешние имеют форму сложнопрофилированных пилястр, завершающихся тонкими полу колонками. Ширина пилястр 1.03 м, а их вынос от стены - до 37 см. Западные угловые лопатки более широкие и плоские, со скошенными углами. Средние членения фасадов завершаются полукруглыми закомарами стрельчатой формы, а боковые - закомарами в четверть круга. Подпружные арки расположены выше примыкающих сводов и образуют снаружи храма второй ярус закомар. В основании барабана расположен третий ярус закомар, вернее кокошников,
чисто декоративных и не отвечающих конструкции сводов. Подкупольное пространство слегка вытянуто вдоль храма, а барабан поэтому имеет в плане овальное очертание.
В западном членении храма находились хоры. Средняя их часть опиралась на цилиндрический свод, повернутый осью по линии С-Ю, а угловые - на своды с осью, направленной по линии 3-В. Лестница для подъема на хоры размещалась в западной стене и перекрыта уступчатым коробовым сводом. В северной и южной стенах есть перекрытые сводами внутристенные ходы, расположенные на уровне хор и имеющие выход на хоры.
По фасадам храма проходит лента кирпичного меандра, выше которой расположены окна, еще выше, в средних членениях фасадов, - полоса декоративных ниш. В нишах сохранились остатки штукатурки. В средних закомарах северного и южного фасадов размещены тройные окна, а в средней закомаре западного фасада - одиночное окно с бровкой. Боковые закомары западного фасада запяты кирпичным решетчатым орнаментом. Порталы имеют профилированное обрамление (в северном - более простое, уступчатое); над ними расположены бровки. На апсидах размещены вертикальные тяги, а на верху апсид - декоративный решетчатый пояс и полоса ниш. В центральной апсиде три окна, в боковых - по одному. 12-оконный барабан украшен тонкими вертикальными тягами и завершен аркатурой с вставленными в нишки терракотовыми плитками. Пол храма был выстлан поливными керамическими плитками, уложенными на растворе поверх 20 см песчаной подсыпки. Отмечены остатки фресковой росписи в интерьере церкви и в нишах на фасадах.
Здание сложено из кирпичей в равнослойной технике. Кладка велась в виде двух кирпичных стенок с заполнением из кирпичного боя и мелких камней па растворе. Через 5-7 рядов такой кладки размещались 2-3 ряда кладки, проходящей сквозь всю стену. Столбы и своды выложены сплошной кирпичной кладкой. Размер кирпичей 4.5-5X16-20 (главным образом 19)Х27-28 см. Встречаются лекальные кирпичи различных типов. Раствор розовый от примеси цемянки. Кирпичи очень разнообразны по тесту, обжигу и формовке. У многих из них на торцах имеются знаки. В стенах отмечено несколько ярусов деревянных связей. В своды (особенно в паруса) были вложены амфоры.
Фундамент имел характер сплошного котлована, выбранного под всем зданием на глубину 40-45 см. Ниже шли фундаментные рвы, достигавшие материкового грунта. Фундаменты сложены из кирпичного боя на растворе с цемянкой. Глубина фундаментов от уровня древней поверхности 1.4 м. Рядом с церковью и под нею обнаружен культурный слой XI-XIII вв.
По сведениям Г. М. Штендера, принимавшего в 1957 г. участие в восстановлении церкви, некоторые детали, например бровка над порталом, не были документированы на самом памятнике, а воссозданы но аналогии с церковью в Овруче, были находимы также лекальные кирпичи, свидетельствующие о наличии пилястр с «трилистником» - типа встреченного в храме Новгорода-Северского.
Судя по архитектурным формам и технике, памятник относится к концу XII - первой трети XIII в. На основе сопоставления этих данных с событиями политической истории П. Д. Барановский предложил более узкую дату - первые годы XIII в.
Барановский П. Д. Собор Пятницкого монастыря в Чернигове. - В кн.: Памятники искусства, разрушенные немецкими захватчиками в СССР. М.; Л., 1948, с. 13-34; Холостенко Н. В. Архитектурно-археологические исследования Пятницкой церкви в г. Чернигове. - СА, 1956, т. 26, с. 271- 292; Шуляк В. В. П’ятницька церква в Чернігові. - Археологія, 1975, т. 16, с. 118-121; ПІтендер Г. М. Разметка архитектурных форм древними зодчими. - В кн.: Памятники культуры. М., 1959, т. 1, с. 70-71.
Пятницкая церковь Чернигова (Украина) - описание, история, расположение. Точный адрес и веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео.
- Туры на Новый год по всему миру
- Горящие туры по всему миру
Предыдущая фотография Следующая фотография
В тихом сквере им. Богдана Хмельницкого, неподалеку от детинца стоит небольшая кирпичная церковь необычной архитектуры, полной гармонии и внутренней силы. Ее возвели в 12 веке на медяки, собранные посадскими людьми, в честь великомученицы Параскевы Пятницы, заступницы женщин, семьи и детей.
Кроме семейных ценностей, святая покровительствует еще и коммерции, потому ее храм и поставили посреди городского торга, как тогда называли рынок. Жители Чернигова постоянно украшали и достраивали свою любимую Пятницкую церковь. К 16 веку она окончательно приобрела стиль украинского барокко, а в 1941 г. была практически полностью разрушена авиабомбой. После освобождения города решили восстанавливать подлинный облик церкви без поздних наслоений и переделок. Руководили проектом лучшие специалисты страны по древнерусской архитектуре. Храм собирали буквально по кирпичику, выбирая их из развалин.
Что посмотреть
Вытянутый к небу силуэт церкви напоминает башню. Размер ее основания всего 11 × 13 м. По сути дела, это крепость с толстыми стенами и удлиненными окнами-бойницами на большой высоте. Каменные стены плавно переходят в поддерживающие барабан арки, образующие второй ярус строения. Над ним с внешней стороны надстроен еще и третий ярус «кокошников», набегающих на свод, словно волны.
Внутреннее убранство церкви небогато, но очень душевно. Ее украшают только скромный иконостас и несколько икон на неоштукатуренных стенах. От первоначальной росписи сохранился небольшой фрагмент в оконном проеме неподалеку от входа. Внутри царит умиротворенная атмосфера домашнего храма. Недавно на стене проступил кирпичный крест, выложенный еще первыми строителями и заделанный при последующих переделках.
На задней стороне церкви в стену вмурован небольшой серый булыжник. Люди верят, что если до него дотянуться рукой и потереть, загадав нечто хорошее, то пожелание непременно сбудется. Камень блестит, словно отполированный.
Пятницкая церковь - действующий православный храм, где проходит ежедневное служение на украинском языке.
Практическая информация
Адрес: Чернигов, сквер им. Богдана Хмельницкого. Координаты: 51.4929029, 31.3011155.
Как проехать: троллейбусами №№ 1, 2; автобусами №№ 27, 38, 39, 44 до остановок «Улица Полуботка» или «Улица Шевченко».
Насколько древние греки поклонялись богу Меркурию, возводя в его честь храмы, настолько же славяне, воздавая почести своей покровительнице торгового люда, святой Параскеве, строили в её честь церкви, называвшиеся Пятницами. Такое наименование они унаследовали от небольших часовен, строившихся когда-то по бескрайним российским дорогам. Пятницкая церковь в Чернигове, о которой пойдет речь в этой статье, является одной из них.
Церковь, построенная в Чернигове
Так уж повелось, что центром общественной жизни любого старинного русского города была его торговая площадь. Именно на ней происходили самые значительные события, а главное, велась торговля, являвшаяся основой его благополучия, а порой причиной упадка. И не удивительно, что именно на торговых площадях возводились когда-то храмы во имя святой, покровительствовавшей этому важному роду занятий.
Именно поэтому в Чернигове, основанном ещё в IX веке, и к середине XII получившем законченные городские очертания, посадские должностные лица озаботились постройкой церкви в честь святой угодницы Божьей, покровительство которой было столь необходимо местному купечеству. Пятницкая церковь в Чернигове, описание которой дошло до наших дней, и явилась плодом их благочестивых трудов.
Период духовного возрождения Украины
Пятницкая церковь в Чернигове была построена на просторной торговой площади, ещё до её появления именовавшейся Пятницким полем. Надо сразу заметить, что в жизни города она стала играть столь заметную роль, что вскоре стала главной святыней образовавшегося рядом с ней женского Черниговского монастыря, сгоревшего в огне пожара 1750 года. Однако документальные сведения о том, какой облик она имела в этот ранний период своего существования, практически отсутствуют, и её первое подробное описание относится к концу XVII века.
Этот период в жизни Украины ознаменовался бурным процессом её духовного и культурного возрождения, во главе которого стояла целая плеяда выдающихся религиозных деятелей. Особенно ярко он проявился в Чернигове, в силу своего географического положения, являвшемся ближайшим городом к Московскому государству. Именно в нём зародилось и получило развитие новое архитектурное течение, известное сегодня как украинское барокко.
Новый облик старинной церкви
Из дошедших до наших дней документов известно, что к концу XVII века Пятницкая церковь в Чернигове, насчитывавшая уже почти пять столетий своей истории, весьма обветшала, и требовался её капитальный ремонт. Все хлопоты, а главное, издержки, связанные со столь непростым делом, взял на себя богатый меценат, получивший известность своей деятельностью, направленной на восстановление памятников черниговской старины - полковник Генерального обозного ведомства Василий Степанович Дунин-Барковский.
При его попечительстве полностью перестроенная Пятницкая церковь в Чернигове приобрела вид пышных и помпезных построек, выполненных в упомянутом выше стиле украинского барокко. Изысканностью своего фасада она привлекала всеобщее внимание, и уже в те годы стала одной из ярких достопримечательностей города. Однако проведённые работы полностью лишили её исторического облика, созданного когда-то древними мастерами.
Изменения, внесённые в архитектуру здания
Лишь в наши дни в результате проведённых научных исследований стало известно, что первоначально Пятницкая церковь в Чернигове (12 век) являла собой постройку в виде прямоугольника, размерами 12,4 х 11,4 м. Это было традиционное для той поры крестово-купольное здание. К нему с западной стороны примыкали три алтарных апсида - полукруглые пристройки, в которых помещались алтари. Внутри помещения четыре мощные колонны удерживали на себе купол и своды.
Во время работ, проводимых в XVII веке, к основному объёму здания были добавлены дополнительные пристройки, надстроена глава, что изменило общую его высоту. Стены церкви были украшены пышными зубчатыми фронтонами. Прежние окна расширили и добавили к ним новые. Был внесён также и целый ряд иных изменений.
Беды, пережитые церковью
В дальнейшем её вид неоднократно менялся. Пожары, частые гости старинных городов, не обходили стороной и церковь, возведенную на Пятницком поле. Каждый раз после очередного огненного бедствия здание приходилось ремонтировать, и оно приобретало при этом новые черты.
Таким образом, до XX века оно дошло, неоднократно изменив свой первоначальный облик. В годы Великой Отечественной войны Пятницкая церковь была почти полностью разрушена. Фото, приведённое в статье, даёт представление о масштабах её разрушения.
Восстановление изначального облика церкви
В 1943 году, сразу после освобождения Чернигова от немцев, начались работы по консервации церковных руин, что позволило избежать их окончательного разрушения. Именно в этот период были установлены некоторые первоначальные архитектурные особенности здания.
Благодаря этому, в ходе восстановительных работ группе архитекторов, возглавляемой профессором П.Д. Барановским, удалось с большой точностью воспроизвести постройку, возведённую на этом месте ещё в домонгольский период. Таким образом, нынешняя Пятницкая церковь в Чернигове, фото которой представлены в статье, по своему облику весьма близка к оригиналу.
Сегодняшний день древней святыни
В советские годы в помещении восстановленного из руин храма помещался музей знаменитого «Слова о полку Игореве», ровесником создания которого является его прежнее здание, возведённое в XII веке. После распада СССР храм был передан в ведение Русской православной церкви Киевского патриархата, и в наши дни является действующим.
Ежегодно 10 ноября по новому стилю православные отмечают память великомученицы Параскевы. В этот день Пятницкая церковь в Чернигове, где находится её чудотворная икона, заполняется сотнями молящихся. Расположенная в центре нынешнего сквера имени Богдана Хмельницкого, она хорошо знакома всем горожанам.
Известная, прежде всего, своим покровительством торговому люду, святая Параскева Пятница на протяжении многих веков ходатайствует перед Господом обо всех людях с верой и благоговением обращающихся к ней в молитвах, независимо от того, в чём состоят их просьбы.
Пятницкая церковь в Чернигове - православный храм расположенный в Чернигове. Построенный в конце XII - начале XIII века на черниговском посаде возле рынка на средства купцов.
Назван в честь Святой Параскевы Пятницы, которая была покровительницей торговли и купцов. Есть предположение, что церковь была построена на средства князя Игоря - героя «Слова о полку Игореве», по другой версии - церковь построили на средства богатых купцов.
История
Первое упоминание о реставрации храма датируется 1670 годом, когда на средства черниговского полковника Василия Дунина-Борковского была сделана новая кровля. В 1676 и 1690-х pp. им же была проведена полная реставрация и перестройка церкви в стиле украинского барокко. Предположительно, работы велись под руководством архитектора Ивана Зарудного. После реставрации церковь приобретает вид семибанного храма с барочными фронтонами (на восточном фронтоне очерчивался герб гетмана Ивана Мазепы). В XVII веке, церковь была центром пятницкого женского монастыря, который располагался близ городского рынка на Пятницком поле. Сооружения монастыря составляли срубные кельи, а от рынка его отделяла деревянная стена.
В 1750 году в монастыре произошел пожар, от которого пострадала и церковь. В 1755 году храм был восстановлен, а также к нему были пристроены барочные пристройки, над которыми были сделаны небольшие грушевидные купола.
В 1786 году, по указу Екатерины II, в ходе секуляризации, пятницкий женский монастырь был ликвидирован, а все деревянные постройки разобраны (Пятницкий монастырь на 1786 год, по описанию Афанасия Шафонского, состоял из Пятницкой церкви, трапезной деревянной церкви Иоанна Предтечи, деревянной колокольни, которая размещалась над воротами).
В 1818-1820 годах построена двухэтажная колокольня (архитектор А. Карташевский; в 1962 г. колокольню разобрали). В колокольне некоторое время существовал храм Святого Прокопия. После закрытия монастыря на его месте хотели создать народное училище, но эти планы не осуществились. С 1820-х годов на территории бывшего Пятницкого монастыря находились торговые лавки и ряды.
Высокая баня, обилие лепных украшений, правильные пропорции храма, дают основания отнести сооружение к стилю украинского барокко XVII-XVIII веков. Необычной была лишь его центрическая ступенчатая композиция. Исследователи (Горностаев, Лашкарев и другие) предполагали, что под барочным убранством скрыты формы древнерусского здания, однако каждый высказывал мнение, что постройка была или разрушена до половины и отстроена в XVII веке, или часть старых материалов использовалась при ремонтах стен и крыш (ни один не догадывался что древнерусская постройка существовала в своем первоначальном виде, однако была значительно искаженная пристройками).
На 1916 год церковь имела землю с погостом в 633 квадратных сажени. На территории находились два деревянных дома для церковнослужителей, кирпичные лавки, которые сдавались в аренду. Действовала церковная библиотека, насчитывавшая 200 книг. При церкви функционировали два учебных заведения. Приход составлял 91 двор - 963 человека обоих полов и разного социального положения: 195 дворян, 36 человек духовенства, 542 крестьянина, 43 воина.
Разрушения и реставрация
25 сентября 1943 года храм был разрушен. Во времена СССР, официальной была версия об уничтожении памятника немецкими войсками в 1941 году при авиаударах по Чернигову. Однако, как свидетельствуют фотографии, храм оставался невредимым на протяжении всего периода оккупации города. По материалам черниговских историков, бомба была сброшена на руины дома, что стоял через дорогу от церкви. От ударной волны были повреждены большинство пристроек храма.
В декабре 1943 года, в Чернигов приехал выдающийся советский исследователь древнерусского зодчества Петр Дмитриевич Барановский. На то время, от Пятницкой церкви остались только алтарная часть, два восточные столба, часть северной стены и восточная часть с остатками арок и основанием купола. Практически неповрежденном оставалась также ротонда-колокольня 1820 года.
По воспоминаниям А. К. Адруга, доцента кафедры этнологии, археологии и краеведческо-туристической работы института истории, этнологии и правоведения им. Лазаревского, осенью 1943 года встал вопрос о сносе руин храма. О таких планах вспоминает также черниговский краевед и архитектор А. А. Карнабида. Барановский прибыл в Чернигов в составе комиссии для определения ущерба от преступлений оккупационных властей на территории СССР. Сразу же внимание его было обращено к пятницкой церкви. Администрация города, ссылаясь на «незначительную историческую ценность здания» решила разобрать церковь и расчистить тем самым место для будущей запроектированной площади Победы. Однако, оказалось, что сооружение принадлежит не к постройкам XVII века, как утверждалось в источниках, а к сооружениям эпохи Киевской Руси. Исследования памятника, проведенное Барановским, дали неожиданные результаты. Церковь совсем не была похожа на известные древнерусские сооружения. Все свидетельствовало о том, что это памятник нового архитектурного стиля, который сформировался на Руси в конце XII века, во времена «Слова о полку Игореве».
Был объявлен конкурс на лучший проект реставрационных работ с целью восстановить храм в первоначальном виде. Кроме Барановского, в конкурсе также принимал участие Холостенко. В течение 1943-1955 годов Барановский вместе с архитекторами Асеевым, Игнаткиным, Холостенко исследовали Пятницкую церковь. В 1955-1962 годах продолжались основные реставрационные работы, выполненные мастерами Самойловой, Лапой, Куксой и другими, под авторским руководством Барановского при участии Холостенко. Утраченные части храма восстанавливались за счет фрагментов стен, найденных при разборе завалов. Также, по периметру тщательно собирали древнерусскую плинфу, а для компенсации недостатка оригинального кирпича на черниговском кирпичном заводе был создан отдельный цех, где начато изготовление шести разновидностей плинф с оригинальных образцов. Благодаря этому, реставраторам удалось с большой достоверностью воспроизвести все формы строения - одного из самых выдающихся памятников древнерусской архитектуры. Последующие исследования открыли много других сооружений этого архитектурного стиля. В 1962 году, по распоряжению главного архитектора города Сергиевского была снесена колокольня. После завершения внутренних работ по реставрации пола по проекту Холостенко в 1972 году, Пятницкая церковь была открыта как музей.
С 1972 по 1989 год в церкви действовала экспозиция «Пятницкая церковь - памятник древнерусской архитектуры и искусства XII века». С 1991 года Пятницкая церковь - действующий храм.
В начале 2000-х годов было сделано интересное открытие: советские реставраторы заштукатурили вымощенный кирпичом в стене крест, датируемый концом XII - началом ХІІІ веков. Ныне крест расчищен.
Архитектурные особенности
Церковь небольшая по размерам (16?11,5 м в плане), с четырьмя восьмигранными столбами внутри, тремя апсидами, высокой главой, с изысканной и гармоничной композицией. В отличие от статических форм сооружений предыдущих времен, нынешняя композиция пятницкой церкви является динамической, ее стены стремительно нарастают вверх тремя рядами арок над основным объемом. Вертикальность сооружения подчеркивается профилированными пилястрами. Вертикальные и криволинейные элементы, которые доминируют в композиции, уравновешиваются горизонтальными ярусами окон второго этажа, пасами декоративных ниш разной формы и масштаба, меандровым фризом, напоминающим архитектуру XI века, сетчатым орнаментом на апсидах. Вертикальные профилированные пилястры на разных высотах завершаются карнизами. Розовый цвет стен сочетается с белыми штукатуренными декоративными нишами и разноцветными орнаментами на порталах.