Кутб минар индия. Самый высокий минарет в мире – Кутб-Минар, Дели, Индия. Колонна из уникального железа
Грандиозное сооружение Кутб-Минар, или Башня Победы, находится в столице Индии Дели. Построенная из кирпичей из красного песчаника, эта башня является самым высоким кирпичным минаретом в мире. Ее высота составляет 72,6 метра.
Кутб-Минар строился в несколько этапов на протяжении 175 лет. Идея создания принадлежала Кутб-уд-дин Аибаку, первому исламскому властителю Индии, в 1193 году, который специально разрушил 27 индуистских и джайнских храмов, чтобы получить материалы для строительства. Но при его жизни было заложено лишь основание башни, диаметр которого составил около 14 метров. А завершен проект был лишь в 1368 году при правителе Фируз-шах Туглаке.
Из-за того, что Кутб-Минар строился такое длительное время и под руководством различных зодчих, то можно проследить изменения в архитектурной стилистике ярусов башни. Минарет имеет пять ярусов, каждый из которых сам по себе представляет настоящий шедевр. Всю колонну, от ее основания до самой верхушки, покрывают красивейшие тонкие узоры и надписи, вырезанные прямо на кирпичах.
Возле самого минарета располагаются еще несколько сооружений, которые вместе с ним составляют комплекс Кутб-Минар. Это минарет Ала-и-минар, старейшая мечеть северной Индии - Кувват-уль-Ислам, ворота Ала-и-Дарваза, гробница Имама Замина и загадочная металлическая колонна, которая не поддается коррозии. Считается, что если получиться, стоя к ней спиной, сомкнуть вокруг нее руки, то любое загаданное желание непременно сбудется.
В 1993 году минарет Кутб-Минар была внесена в список всемирного наследия ЮНЕСКО.
В столице Индии находится грандиозное сооружение Кутуб-Минар (Башня Победы) – уникальный памятник индо-исламской средневековой архитектуры. Это самый высокий кирпичный минарет в мире и самая высокая башня в Индии. В 1993 году объект внесен в список всемирного наследия ЮНЕСКО. Возле минарета находится еще несколько сооружений, составляющих вместе комплекс исторических памятников различных эпох: старейшая индийская мечеть – Кувват-уль-Ислам, минарет Ала-и-минар, гробница Имама Замина, ворота Ала-и-Дарваза и загадочная металлическая колонна, неподдающаяся коррозии.
Кутуб-Минар (также Кутб-Минар или Кутаб-Минар) построен несколькими поколениями властителей Делийского султаната.
Минарет Кутаб-Минар
Уникальный памятник средневековья – кирпичный минарет имеет высоту 72, 6 метров. В 1193 году Кутб уд-Дин Айбек, первый мусульманский правитель Индии, увидев афганский Джамский минарет и пожелав его превзойти, начал строительство минарета, но только завершил фундамент. Еще три яруса построил его наследник Илтутмиш, пятый и последний ярус в 1368 году достроил Фируз-шах Туглак. По внешнему виду сооружения прослеживается развитие архитектурного стиля.
Кроме обычного назначения: собирать людей на молитву в мечети Кувват-ул-Ислам, минарет использовали как Башню Победы, чтобы все увидели мощь ислама; также с башни наблюдали окрестности, охраняя город. Историки считают, что минарет назван в память первого тюркского султана Кутбуддина Айбака, по другой версии – в честь святого из Багдада Кутбуддина Бахтияра Каки, который поселился в Индии и имел большой авторитет у Акбара.
Комплекс украшают необычные орнаменты, которые абсолютно несовместимы с Исламом. Это объясняется тем, что для строительства использовали камни из развалин разрушенных индуистских храмов. Так возникло необычное сочетание или, своего рода, слияние различных вероисповеданий в одном архитектурном культовом сооружении.
Минарет Ала-и-Минар
Алауддин Хильджи начав строить минарет Ала-и-Минар, имел желание создать его в два раза выше Кутаб-Минара. Когда конструкция достигла высоту 24,5 метра, строительство прекратили. После смерти Алауддина построили только один ярус, который сохранился до настоящих дней.
Мечеть Кувват-уль-Ислам
Основатель ордена мамлюков или Династии Рабов Кутб-уд-Дин Айбек начал в 1190 году строительство мечети Кувват-уль-Ислам (Мощь Ислама), многим известную под названием Великая мечеть Дели или мечеть Кутб. Стройматериалы для мечети доставляли с разрушенных двадцати семи джайнских и индуистских храмов. Это первая мечеть, которую построили в индийской столице после исламского завоевания.
Позже мечеть расширяли и достраивали. В настоящее время мечеть разрушена, но по внушительным развалинам можно судить об исламской архитектуре.
Западнее мечети расположена могила Илтутмиша, возведенная в 1235 году. Строительство мавзолея показывает отклонение от индийских обычаев кремации.
Ворота Ала-и-Дарваза
Внушительные ворота Ала-и-Дарваза первый султан столицы Индии династии Хильджи Алауддин.
Гробница Имама Замина
Северо-восточнее ворот Ала-и-Дарваза располагается небольшая гробница суффийского святого пятнадцатого века имама Мухаммада Али, широко известного под именем Имам Замин. Он, будучи уроженцем Туркестана пришел в Индию в период правления Сикандара-шаха Лоди (1488-1517 гг.). Имам Замин принадлежал суфийскому ордену Чишти. Гробницу, площадь которой 7,3 кв. м, построили в 1537-1538 гг. еще при его жизни, а через год он скончался.
Колонна из уникального железа
Интересную загадку представляет железная колонна, имеющая высоту семь метров и вес шесть тонн. Колонну воздвигнул царь Кумарагупта династии Гупта, которая правила в 320-540 года в Северной Индии.
Железная колонна в Дели (Кутубова колонна) расположена приблизительно в двадцати километрах на юг от Старого Дели. Колонна приобрела широкую известность из-за того, что за 1600 лет своего существования избежала коррозии.
К железной колонне – одной из главных достопримечательностей Дели, с давних пор стекались толпы богомольцев. Существует поверье, что если стать спиной к колонне и руками обхватить её сзади, то это принесёт счастье или исполнится загаданное желание. Чтобы защитить историческое сооружение от вандализма, в 1997 г. вокруг нее установили ограду.
Колонна была воздвигнута в честь царя Чандрагупты II в 415 году. Первоначально она располагалась на западе страны, в городе Матхура, в храмовом комплексе Вишну. Установленную перед храмом колонну венчало изображение священной птицы Гаруды. Царь Ананг Пола в 1050 году перевез её в Дели. А стройматериалы от разрушенных в тринадцатом веке построек храмового комплекса были использованы при строительстве минарета Кутаб-Минар.
Наличие в пятом веке такого огромного железного изделия выступало символом высокого богатства государства. Среди европейцев колонна в Дели приобрела популярность после работ английского востоковеда Александра Каннингема.
Выдвинутые ранее предположения, что железная колонна якобы откована или отлита из цельного куска железа, сейчас подвергаются большим сомнениям. Вероятнее всего колонну изготовили ковкой отдельных криц железа, масса которых составляла 36 кг. В качестве доказательства можно увидеть отчетливые линии сварки и следы ударов, также небольшое содержание серы и достаточно много неметаллических включений, т. е. шлака после плохой проковки некоторых участков.
Главной причиной стойкости Кутубовой колонны к атмосферной коррозии служит явление пассивации металлов, т. е. на её поверхности образовалась естественным образом плёнка оксида, которая предотвращает дальнейшее развитие коррозии. Также причинами являются низкая влажность воздуха в индийской столице, и увеличенное содержание в металле примеси фосфора, который усиливает способность стальной поверхности к пассивации. К электрохимической коррозии конструкция намного менее устойчива: вкопанная в землю часть подверглась значительной коррозии, ее покрывает сантиметровый слой ржавчины. Подобную колонну из Конарака, которая расположена поблизости моря, покрывает сильная коррозия. О железной колонне в Дели сложено много легенд, связанных с ее исключительной стойкостью.
Гиды часто упоминают, что для создания памятника использовали нержавеющую сталь. Но анализ, проведенный индийским ученым Чедари, доказывает, что в делийской колонне не содержится значительных количеств легирующих элементов, способствующих повышенной коррозионной стойкости, тогда как известно, все нержавеющие стали – легированные.
Существовало противоположное мнение, что колонна изготовлена из очень чистого железа. Такая гипотеза даже фигурировала в учебниках по металлургии, как образец высокой атмосферной стойкости чистого железа. Но материал колонны в Дели по содержанию примесей не доходит даже до технически чистого железа. Наиболее корректное название материала колонны – это сварочное, сыродутное или кричное железо.
В свое время, популярным было предположение о том, что колонна изготовлена из метеоритного железа. Давно известно, что оно отлично сопротивляется коррозии. Однако в метеоритном железе всегда находят никель, а в железе древней колонны никеля не обнаружено.
На железную колонну в Дели обратили свое внимание и уфологи, которые связали её происхождение с внеземными цивилизациями.
В Средневековье Кутуб-Минар считали одним из чудес света. А создатели Кутаб-Минара были гениальными математиками, если сумели провести такие точные расчеты. Кроме этого, они обладали редким художественным вкусом. Поэтому башня и остальные комплексные сооружения Кутаб-Минара до сих пор восхищают воображение посетителей.
Следующим серьезным историческим местом в Дели стал Кутуб-Минар, который наш гид отметил как мусульманский храм, в котором нет ничего мусульманского.
Кутуб Минар
Какая особенность у этой большой кирпичной башни? Дело в том, что Кутуб-Минар самый высокий в мире минарет, построенный из кирпича. Его высота около 73 метров, диаметр внизу - 15 метров, вверху - 3 метра.
Если приглядеться, то можно заметить, что Кутуб-Минар состоит из нескольких частей, отличающихся по дизайну. Причина этому, как всегда в те времена, проста - слишком медленные темпы строительства. Или слишком короткая продолжительность жизни заказчика.
Строить его начал первый мусульманский правитель Индии. Обратите внимание - мусульманский правитель. В конце XII столетия войска мусульман сломили сопротивление разобщенных индийских княжеств. К началу XIII века на всей территории Северной Индии образовалось единое мусульманские государство – Делийский султанат, а ислам стал новой религией Индии.
В итоге, противостояние мусульман и индуизма привело к тому, что в момент приобретения независимости англичане разделили Индию на две части, выделив из старой большой Индии мусульманский регион - Пакистан. Несмотря на официальную версию, озвученную гидом, об отсутствия противоречий и мирное существование, как нам показалось не все здесь гладко в смешанном индийском обществе. Но я забежал вперед. Итак, мусульманский правитель Кутб уд-Дин Айбек начал строительства самого большого минарета в мире, но успел сделать только фундамент. Его наследник пристроил еще 3 яруса, а закончили возведение в 1368 году, добавив 4-й и 5-й ярус.
Цель минарета как всегда прозаичная - показать, кто здесь самый крутой. А в остальное время проводить обзор окрестностей.
Историки обращают внимание на необычный дизайн башни. Он не характерен для мусульман, более того, в нем очень ярко выражены мотивы индуисских храмов. Возможно это сделано специально, так как у индусов была традиция отмечать крупные победы возведением "башни победы". И такой вариант дизайна был выбран, чтобы башня напоминала индусам на понятном им языке символов, кто победил в этой битве.
Раньше вход на башню был разрешен и можно было подняться на смотровую площадку на самом верху. Однако случилось несчастье, два школьника на экскурсии сорвались сверху и разбились. По этой причине вход на башню для посторонних был закрыт, а так как поддерживать ступени в рабочем состоянии перестали, то, со слов гида, теперь подъем наверх уже рискован сам по себе.
Следующим экспонатом, расположенным в непосредственной близости к Кутуб-Минару, стала грандиозная мечеть Кувват-уль-Ислам (что означает Мощь Ислама), которую еще называют Великая мечеть Дели. Но сейчас вы ее уже не увидите, так как она полностью разрушена и о ее размерах можно только догадываться.
Чем она интересна? Строительство мечети началось в 1190 году и строили ее из остатков двадцати семи разрушенных индуистских и джайнских храмов. Это очень хорошо видно по колоннам, они все разные.
Так как ислам запрещает изображение "животников" (как любил говорить наш гид) и людей, только абстрактные знаки, чтобы соблюсти требования ислама, но не расстаться с халявным строительным материалом, всем животникам и людям посрубали головы и другие, особо выдающиеся части тела.
В таком виде изображения уже не нарушали устои ислама и колонны старых индусских храмов пошли в стройку.
Это была первая мечеть, построенная в Дели после исламского завоевания.
Кроме того сохранилась еще гробница султана Алу-уд-дина Хильджи. Чем он прославился не знаю, в моей памяти не осталось следа.
На выходе мы поинтересовались у гида, а что еще за круглые развалины видятся за деревьями. Оказывается, еще один правитель решил превзойти Кутуб-Минар и начал закладывать фундамент более грандиозной башни, но не успел по уже знакомым нам причинам.
После его смерти желающих продолжить строительство почему-то не нашлось.
Ну а в заключении еще один снимок (как обещал nikor 35 мм)
Эти закутки, глубиной 2-3 метра были... "гостиничными" номерами. Раньше все было очень просто.
Железный столб Дели
А теперь о гораздо более интересном. Из уроков химии/физики многие вспомнят о знаменитом железном нержавеющем столбе, который нашли в Индии. Столб имеет высоту 7 метров и вес 6 тонн. И мы его увидели!
Кутуб-Минар (в центре) и нержавеющий железный столб (справа)
Первоначально столб находилась в храме Вишну города Матхура. Потом храм был разрушен сами уже знаете кем, остатки храма использовались как стройматериалы для минарета Кутб-минар и для мечети Кувват-ул-ислам. Столбу же применения найти не смогли, поэтому он просто стоит. Простоял он уже 1600 лет, являясь головной болью для местного управления культуры. Ведь если столб стоит и ничего с ним не происходит, значит на него ни бюджета не выделяется, ни реставрацию замутить, ни спирт, ни наждачку не списать. Невыгодной экспонат с экономической точки зрения для потомков.
Фото А. Моисеевой
Конечно, смириться с такой ситуацией никто не хотел, поэтому стали изучать загадочный столб.
Химическими анализами того, что удалось отковырнуть от него, установлено, что столб состоит из очень чистого железа (99,4-99,8 %). Среди примесей почти большую часть составляет фосфор. По содержанию углерода (до 0,15 %) это низкоуглеродистая сталь. Химический состав: Железо - 99,722 % Фосфор - 0,114 % Углерод - 0,08 % Кремний - 0,046 % Азот - 0,032 % Сера - 0,006 % Т.е. по большому счету обычное железо. Другие железяки, изготовленные умельцами по всему миру в аналогичное время практически не доживают до наших дней или доживают в очень покусанном ржавчиной виде.
Почему же этот железный столб не ржавеет? Есть несколько версий.
Столб сделан из чистого метеоритного железа, а как известно, все, что хоть как-нибудь связано с "оттуда", автоматически не требует дальнейших доказательств. Если железо "оттуда", значит оно имеет право не ржаветь.
Это древняя цивилизация, так как в те времена отлить столб такого размера технологий просто не было. А древняя цивилизация, конечно же "оттуда"
Это не цивилизация, это инопланетяне привезли "оттуда" прямиком и оставили нам, чтобы мы знали. А мы, тупые, так и не знаем.
Там, где появляется слово "оттуда", сразу же возникают вторичные последствия. Например, говорят, что колонна обладает лечебными свойствами, стоит ее обнять и будет тебе счастье и исцеление от всех болезней. Важно постоять возле колонны не менее получаса. Если бы эту колонну привезли к нам, то обнаружилось бы еще одно инопланетное свойство колонны. Если в мороз минус 40 голый индус обнимет колонну, да еще и лизнет ее, то она притянет его к себе и не отпустит, пока не потеплеет! Это будет покруче загадка, чем самоисцеление!
Но тайна как оказалась раскрывается просто - Многолетними усилиями российских исследователей выявлен ряд неизвестных ранее особенностей этой постройки. Например, оказалось, что фундамент колонны выполнен в виде двусторонней пирамиды (ромба) (Прим.В.С. - видимо эти самые ученые первый раз наконец-то взглянули на столб), он образует невидимый обычным глазом вертикальный энергетический поток, напоминающий по форме пламя свечи высотой около 8 метров и диаметром более 2 метров. Они же нашли внутри колонны миниатюрный атомный реактор, излучение которого защищает колонну от ржавления. Теперь то сразу стало все на свои места... Конечно же инопланетяне не при чем, просто древние индусы воткнули реактор в обычный кусок железки. Никакой уфологии, все по-земному, по-человечески. А то честно говоря уже тошно от этого космического бреда (см.). Реактором и ромбом конечно же легко объясняется чудо излечения - энергетические потоки великая сила. Особенно в форме свечи.
Еще одна удивительная вещь, в 1739 году в столб было выпущено пушечное ядро, которое не нанесло ему никакого вреда, как утверждают путеводители. Учитывая, что пушечные ядра в среднем имели вес от килограмма до 18 кг, большую пушку вряд ли прикатили бы для этого эксперимента, били скорее всего из какой-нибудь пехотинской. Пусть будет 9 кг. Вес столба 6 тонн. Поэтому максимум, что могло сделать ядро - небольшую вмятину. И она есть на столбе. А вот чего-либо "удивительного" в этом факте как раз нет.
Тема мне была любопытна с инженерной точки зрения, хотя я не металлист, имею только общие представления из техникумовского курса. Вот что удалось выяснить. Во-первых, столб не имеет космического происхождения, так как не содержит характерные для "космического железа" примеси, в частности никель. Поэтому версия "оттуда" начинает рушиться. Во-вторых этот столб далеко не уникален. В городе Дхар (штат Мадхья Прадеш) находится несколько металлических столбов похожих на знаменитую железную колонну, только они более старые и расположены горизонтально.
Три нержавеющих столба из города Дхар
И, кстати, не круглые. Только про эти три столба дают очень мало информации, так как если их привезти и расположить рядом с Делийским, то версия прямого происхождения "оттуда" сразу начинает увядать. Как и другие невероятные столбовые способности.
Более того, в основании делийского столба обнаружены следы коррозии, а если не ошибаюсь, в 60-х годах прошлого века столб подвергли чистки. Не думаю, что чистили его только от птичьего помета. Потому что одно время он выглядел вот так:
Старая фотография заставляет усомниться в полной "нержавейке"
Так как анализ проводили не только вышеупомянутые "псевдоисследователи", но и другие ученые, наиболее правдоподобной мне показались следующие выводы:
В химическом составе железа содержится высокий процент фосфора, который образует защитный слой на поверхности металла и заодно придает изделию из такого железа ломкость. Еще раз посмотрите на фотографию места удара ядра и трещины, которые пошли вбок.
Индийскими учеными из Department of Materials and Metallurgical Engineering, Electrochemistry and Corrosion Division, Defense Materials and Stores Research and Development Establishment, Indian Institute of Technology, Kanpur в феврале 2002 года были проведены обстоятельные исследования со следующим резюме (перевел с английского как мог): Критическим фактором высокой коррозионной стойкости является формирование тонкого металлооксидного слоя, который резко снижает скорость коррозии. Процессу формирования защитного слоя из кристаллического фосфата помогают циклы смачивания и сушки, что является важным вкладом в устойчивость к коррозии. Таким образом, коррозионная стойкость железного столба Дели обусловлена как окружающей средой, так и высоким содержанием фосфора, обеспечивающего защитную пленку из кристаллического гидрофосфата железа.
Индийские ученые считают, что древние кузнецы не обладали уникальными знаниями химии сплавов, а просто подбирали состав железа опытным путем. А если мы вспомним, что древние индусы изобрели булат и вообще были очень опытными металлургами, то озвученная версия мне кажется наиболее верной.
На этом наше знакомство с Дели закончилось, и мы отправились в Агру.
Минарет Кутб-Минар является самым высоким кирпичным минаретом в мире. Высота башни достигает 72,5 метров, а на вершину строения ведут 379 ступеней. Находится минарет в городе Дели, что в Индии. Башня считается объектом всемирного наследия и находится под защитой ЮНЕСКО.
Строительство башни начал первый мусульманский правитель Индии Кутбуддин Айбак. Он находился под впечатлением от афганского Джамского минарета и решил построить минарет ничем ему не уступающий и даже превосходящий его по красоте.
Фундамент будущей башни был заложен в 1193 году, но дальше строительство застопорилось. Позже, уже при правлении Ильтутмыша (наследник Кутбуддина), было возведено три яруса башни. И только в 1368 году был достроен последний пятый ярус.
Глядя на башню снизу вверх, можно проследить, как развивался и изменялся архитектурный стиль того времени.
Минарет Кутб-Минар построен на территории самой древней индийской мечети Кувват-ул-ислам, что в переводе означало “мощь ислама”. До этого здесь было несколько индуистский культовых сооружений, среди которых и храм бога Вишну. Некоторые стены индуистских храмов сохранились вплоть до наших дней и мирно соседствуют с минаретом.
Башня сложена из красного песчаника, а над третьим ярусом при строительстве использовали белый мрамор. Некогда башню венчал купол, но при землетрясении 1803 года он был обрушен. Восстанавливать его не стали, а его останки так и остались лежать неподалеку от минарета.
Диаметр основания башни равен 14,3 метра. С каждым ярусом башня всё больше и больше сужается, и на пятом ярусе диаметр этажа равен всего 2,7 метров. Стены башни расписаны замысловатой резьбой, среди которой встречаются и изречения из Корана.
Построив столь высокий минарет, было утеряна пожалуй главная особенность подобных строений. Как известно, минарет служит местом откуда несколько раз в день разносятся призывы муэдзина к молитве. Однако башня получилась столь высокой, что крик муэдзина был почти не слышен с неё.
Стоит отметить, что помимо башни здесь есть ещё одна, не менее занимательная достопримечательность — небольшая железная колонна, которая установлена неподалеку от минарета. Высота этого, с виду незамысловатого сооружения, всего 7,2 метра, а вес около 6 тонн.
Если верить летописям, то отлита колонна была в 895 году до нашей эры. Возникает вопрос, как колонна могла сохранится в целости и сохранности до наших дней и не заржаветь?! Благодаря ряду тестов удалось установить, что химический состав колонны почти 100% чистое железо.
До сих пор остаётся загадкой, как же удалось получить при плавке подобный состав железа, так как по тем временам данная процедура была технически невыполнимой! Ходят слухи, что материалом для плавки послужил метеорит, который упал на Землю почти три тысячи лет назад.
Считается, что если обнять колонну и загадать желание, то оно непременно исполнится. Вера в подобную мистическую силу колонны настолько велика, что администрация минарета приняла решение огородить колонну для её лучшего сохранения.
Для того, чтобы попасть на территорию минарета иностранным гражданам (туристам) придётся заплатить 5$. Фото и видео съёмка не запрещены.
Есть на окраине Дели невероятно красивое место с древней интересной историей. Оно называется Кутб-Минар. Комплекс Кутб-Минар представляет собой уникальный памятник средневековой индо-исламской архитектуры.
Он включает в себя целый ряд зданий, построенных в разные эпохи: минарет, несколько мечетей и мавзолеев, в том числе развалины первой в Дели мечети Кувват-уль-Ислам, а также всемирно известная нержавеющая Железная колонна .
В конце XII столетия в Северную Индию вторглись войска мусульманского полководца Мухаммеда Гури, сломившего сопротивление разобщенных индийских княжеств.
В результате к началу XIII века на всей территории Северной Индии образовалось единое мусульманское государство - Делийский султанат, а ислам стал новой религией Индии.
Среди мусульманских сооружений, относящихся к эпохе Делийского султаната, выдающееся место принадлежит ансамблю мечети Кувват уль-Ислам с минаретом Кутб-Минар в Дели.
Это первый по величине и важности мусульманский архитектурный комплекс в Дели.
Кутб-Минар - самая высокая башня в Индии, самый высокий кирпичный минарет в мире. Его называют "седьмым чудом Индостана". Идея построить в Дели высокую башню из красного песчаника принадлежит первому исламскому правителю Индии Кутб уд-дин Айбаку.
Именно под его зорким присмотром началось строительство Кутб-Минара: был заложен фундамент и основание будущей башни. Однако завершить начатый в 1193 году проект удалось только в 1368 году.
Высота башни около 73 метров, и она сужается в диаметре от 15 до 2,5 метров на верхушке. Минарет разделен на 5 ярусов. Каждый ярус представляет собой настоящий архитектурный шедевр, который имеет свои уникальные особенности, олицетворяет собой стиль той или иной эпохи.
Первые три яруса сделаны из красного песчаника, а остальные два - из мрамора и песчаника. На самой вершине стоял купол, который потом был разрушен.
Минарет выполнял несколько функций: во-первых, он призывал верующих к молитве. Во-вторых, благодаря своей высоте с его верхней точки велось постоянное наблюдение за городом, нацеленное на его охрану. Третья функция - самая поэтическая. Потрясающе красивый минарет был своеобразной "башней победы", символом мощи исламской религии.
Имеется еще и печальная функция: несчастные жены султанов нашли данный минарет удобным средством для суицидов.
С самого основания до верхушки Кутб-Минар покрыт вычурными узорами и надписями. Все стены исписаны арабской вязью, встречаются даже изречения из Корана.
Кутб-Минар своеобразен и исключительно красив. Он заметно отличается от традиционных мусульманских минаретов. Своей характерной "гофрированной" поверхностью он отдаленно напоминает башню Шикхару индуистского храма.
Двадцать четыре грани рассекают его по вертикали, причем одни из них прямоугольные, а другие - круглые. Четыре богато украшенных, различных по диаметру балконов, делящих минарет на несколько ярусов, создают впечатление "роста" башни.
Нижний балкон находится на высоте 33 метра, второй - на высоте 49, третий - на высоте 63, а четвертый - на высоте 71 метра.
Построив столь высокий минарет, было утеряна главная особенность подобных строений.
Как известно, минарет служит местом, откуда несколько раз в день разносятся призывы муэдзина к молитве. Однако башня получилась столь высокой, что крик муэдзина был почти не слышен с неё.
Рядом с минаретом находится мечеть Кувват уль-Ислам. Построенная в правление султана Кутб уд-дин Айбака в 1210-х годах, она дошла до наших дней в руинах. Сохранились лишь фасадная стена и фрагменты молитвенного зала с колоннами.
Но и в разрушенном состоянии мечеть продолжает живо напоминать о тех временах, когда она являлась самым выдающимся сооружением мусульманской Индии. Фасадная стена относится к лучшим образцам оформления мечети - её формы исполнены благородной простоты и изящества.
Орнаментальная резьба, исполненная с большим мастерством, покрывает сверху донизу поверхность всего фасада. В ней сочетаются полосы традиционного индийского растительного орнамента с надписями арабской вязью.
Для строительства мечети султан приказал использовать камни из 27 индуистских и джайнистских храмов, которые были до основания разрушены.
В мечети Кувват аль-Ислам возникло нечто вроде "музея трофеев" индийской архитектуры, добытых мусульманскими завоевателями в древних храмах Индии.
Здесь можно видеть, например, колонны с рельефными украшениями, вывезенными из разрушенных индуистских построек.
При строительстве колоннады взяли опоры от разных храмов. Их часто ставили вверх ногами или одну на другую, желая достичь большей высоты, чем та, которую имели разрушенные храмы.
На большинстве колонн сохранились старые лепные украшения.
Название мечети Кувват-уль-Ислам переводится как "Могущество ислама".
Нашла интернетный ролик про минарет и мечеть.
Продолжение следует.
Все фотографии как всегда собственные.