В поиске утерянных кладов. Золото «Эдинбурга». Тайная миссия крейсера «Эдинбург Золото эдинбурга подводная эпопея
Слитки крейсера «Эдинбург»
28 апреля 1942 года из порта Мурманск в открытое море вышел грузовой конвой британских военных кораблей, которые возглавлял крейсер «Эдинбург». На его борту находился сверхсекретный груз — 465 слитков советского золота по 11-12 кг каждый. Крейсеру предстояло выполнить секретную миссию: доставить золото в США в счет оплаты военных поставок Советскому Союзу по ленд-лизу.
Но до американского порта назначения крейсер не дошел. 30 апреля две немецкие подводные лодки выстрелили в него торпедами. Две попали в середину корпуса. Крейсер остановился, на нем начался пожар, он накренился, части команды удалось спастись. Но немцы, выследившие солидную добычу, жаждали добить британца. На подмогу подводным лодкам прибыли два фашистских эсминца. И снова две торпеды попали в корпус. Однако завершили гибель корабля свои, англичане. Они не хотели, чтобы крейсер достался врагу, и сами торпедировали его. «Эдинбург» вместе с ценным грузом ушел на дно Баренцева моря.
Это была большая потеря и для Советского Союза, и для его союзников. И хотя ценный груз успели застраховать с обеих сторон и выплаты состоялись в валюте, тем не менее золото самой высокой пробы объемом свыше 5,5 т оставалось лежать на дне Баренцева моря. И никто не помышлял о его подъеме. Казалось, оно пропало навсегда. После окончания войны Британия объявила место затопления крейсера «Эдинбург» «военной могилой». divnomorskoe.ru цены на проживание дивиноморск на конец августа начало сентября Это означало, что любые попытки спуститься к кораблю будут пресекаться по закону, а проникнувшие в его трюмы станут преступниками.
И все же разговоры о необходимости поиска судна и попытки поднять хотя бы часть золота начались в начале 1950-х годов. Британцы опасались, что Советы могут опередить их. Опыты с проведением глубоководных работ активно проводились и той и другой стороной. Все указывало на то, что недалек день, когда одна из сторон объявит о начале операции. Надо было что- то предпринимать. Британцы неоднократно выходили в море, спускали водолазов, но техника тех лет, суровые погодные условия в Баренцевом море, холодная вода и значительная глубина залегания судна — около 250 м — не позволяли проникнуть в трюм судна.
Идеей опуститься к «Эдинбургу» в конце 1970-х годов загорелся профессиональный водолаз, который работал на морских буровых площадках, Кейт Джессоп. Это с его подачи в глубоководные скафандры стали подавать обогащенную смесь гелия с кислородом. Теперь водолазы могли долгое время спокойно работать на большой глубине.
В 1979 году Кейт Джессоп вместе с одной норвежской фирмой приступил к поискам затонувшего судна. В результате они довольно четко определили его местонахождение. Теперь оставалось официально объявить о цели своей подводной экспедиции британскому правительству, найти соответствующих спонсоров и подходящее судно с водолазным оборудованием.
Через год Джессоп создал собственную фирму, к которой подключилась британская и западногерманская компании. Таким образом, в распоряжении Джессопа оказалось современное судно и специальное водолазное и поисковое оборудование. Спуски начались в мае 1981 года. В первый же день водолазы обнаружили судно и сняли небольшой видеофильм, который как документ предъявили правительствам Великобритании и СССР.
С этого момента между Москвой и Лондоном начались официальные переговоры. Стороны договорились, что все затраты по подъему слитков несет фирма Джессопа. Audi q5 купить бу - ЛДФ , официальный дилер. Автосалон в Москве. В случае неудачи никакой компенсации она не получит. В случае же удачи его фирме полагается 45 % от найденного золота, а 55 % в пропорции 2:1 делят между собой Москва и Лондон.
Основные подъемные работы проводились в сентябре того же года. Десять водолазов вели работы на глубине 250 м, все они жаловались на недомогание. После нахождения первого слитка золота работы активизировались. За три недели на поверхность подняли 431 слиток общим весом 5129 кг. За всеми работами вели наблюдение представители британской и советской сторон. На «Эдинбурге» оставалось еще 34 слитка. Но погода ухудшилась, водолазы вымотались, и было принято решение прекратить работы. Общая сумма поднятого драгоценного металла составила 81 миллион долларов. Личная доля Кейта Джессопа составила более трех с половиной миллионов долларов.
Спустя пять лет, в 1986 году, британцам удалось поднять еще 29 слитков. Но Джессоп в этой операции уже не участвовал. Оставшиеся 5 слитков искать не стали.
Мы уже как-то привыкли к тому, что золото на затонувших кораблях находят где-то в южных теплых морях. Но сравнительно недавно, около 30 лет назад, золотые слитки были подняты с глубин одного из самых холодных морей - Баренцевого. И клейма на них стояли не испанских или английских королей, а - Советского Союза.
Это было золото, которым СССР рассчитывался с Великобританией за поставки по ленд-лизу во время Второй мировой войны. Затонуло оно вместе с английским крейсером "Эдинбург", который входил в состав морского конвоя, направлявшегося из Мурманска в Рейкьявик.
Основным источником ленд-лиза (по-английски, lendlease, от lend - давать взаймы и lease - сдавать в аренду) были США, которые с 11 марта 1941 года стали помогать Великобритании, а с 1 октября 1941 года - и Советскому Союзу. Поставки вооружения, стратегического сырья, продовольствия осуществлялись британскими морскими конвоями. Первый из них под названием "Дервиш" прибыл в Архангельск 31 августа 1941 года. Всего за время войны в советские порты прибыло 42 конвоя и ушло в Англию - 36. Те, которые шли из Великобритании, обозначались аббревиатурой PQ, а конвои, идущие из Советского Союза - QP.
28 апреля 1942 года из Мурманска в Англию отправился конвой QP-11, состоящий из 13 транспортов, крейсера "Эдинбург", 6 эсминцев, 5 корветов и 4 тральщиков. В строжайшей тайне на крейсер "Эдинбург" были погружены в 93 деревянных ящиках 5,5 тонн золотых слитков (465 штук). Возглавлял конвой "Эдинбург", на котором держал свой флаг, командующий эскадрой контр-адмирал Стюарт Бонем-Картер. Командовал крейсером опытный капитан Хью Фолкнер.
Корабли шли на север и должны были обогнуть Норвегию. До траверза острова Медвежий их сопровождали советские эсминцы "Гремящий" и "Сокрушительный". Крейсер "Эдинбург" с эсминцами "Форсайт" и "Форестер" присоединились к конвою уже в море. Конвой выстроился в походный ордер и начал движение во главе с "Эдинбургом". Крейсер шел противолодочными зигзагами со скоростью 18-19 узлов. Конвой входил в зону действия немецких подводных лодок, основной задачей которых было нападение на суда конвоя.
30 апреля командир подводной лодки U-456 капитанлейтенант Макс-Мартин Тайхерт неожиданно обнаружил одинокий крейсер, который к этому времени значительно опередил тихоходные транспорты конвоя. Это был его шанс. Четыре часа маневрировала вражеская подводная лодка, выбирая удобную для атаки позицию. В 16:10 с дистанции 1200 м Тайхерт дал трехторпедный залп. Две торпеды попали в цель: одна - в центральную часть корпуса, другая - в корму. Кормовая часть вместе с рулями и двумя винтами оторвалась и мгновенно пошла ко дну. Палуба позади четвертой орудийной башни задралась вверх, препятствуя боевой работе орудий. "Эдинбург" в одночасье лишился хода и управления. К крейсеру подошли английские эсминцы "Форсайт" и "Форестер" и советские - "Гремящий" и "Сокрушительный". Началась героическая борьба команды крейсера за живучесть корабля. Вскоре на "Эдинбурге" крен был ликвидирован и введены в действие носовые двигатели. Крейсер с трудом, со скоростью 3 узла, начал двигаться. Вместо рулей служили буксиры эсминцев, которые направляли корабль по курсу. К этому времени у эсминцев "Гремящий" и "Сокрушительный" закончилось топливо и они вынуждены были уйти для заправки на базу. В ночь на 1 мая "Эдинбург" двинулся обратным курсом на Мурманск. Ему надо было пройти 450 миль, для чего понадобилось бы 4 дня. Подошедшие к тому времени сторожевой корабль "Рубин" и английские тральщики увеличили ход крейсера до 8 узлов.
Начались злоключения и конвоя. Его обнаружили три немецких эсминца: Z-7, Z-24 и Z-25. Начался жестокий бой немцев с конвоем. Им удалось потопить советский пароход "Циолковский", после чего они ушли к поврежденному "Эдинбургу". Крейсер продолжал умело сражаться со значительно превосходящими силами противника. Одна из семи выпущенных немецкими эсминцами торпед все же попала в "Эдинбург".
Капитан Фолкнер и адмирал Картер
Капитан крейсера Фолкнер приказал машинной команде подняться наверх. Возникла реальная угроза захвата немцами смертельно раненного крейсера. В этой критической ситуации адмирал Картер принимает нелегкое решение затопить корабль. Он не мог допустить, чтобы золото, о котором знали только несколько высших офицеров, досталось врагу. Отдается команда экипажу покинуть корабль. 750 человек переходят на тральщики. Места на них было настолько мало, что было приказано оставить все личные вещи, за исключением вахтенного журнала и некоторых навигационных приборов. Командир корабля Фолкнер и адмирал Картер покинули крейсер последними. "Эдинбург" добивали орудиями, потом - глубинными бомбами, но крейсер все еще оставался наплаву. Его удалось потопить только торпедой с эсминца "Форсайт".
Гибель "Эдинбурга" вызвала у английских и советских моряков взаимные упреки. Англичане ссылались на то, что ответственным за боевые действия на этом участке моря был Советский Союз. Упрекали в том, что эсминцы "Гремящий" и "Сокрушительный" якобы покинули поле боя и ушли на базу праздновать 1 мая. Советские моряки считали, что героически сражающийся "Эдинбург" мог еще постоять за себя и был потоплен англичанами преждевременно. Золото и личные вещи команды можно было перегрузить на другие корабли. Все эти упреки были во многом несправедливыми. Крейсер потерял в бою 57 человек убитыми и 23 - ранеными. О потере золота обе стороны не упоминали и, казалось, эта тайна навеки похоронена на дне моря.
Но в 70-х годах прошлого века появился человек, который поставил своей целью найти "Эдинбург" и поднять на поверхность золото. Этим человеком был неутомимый искатель приключений и отличный моряк Кейт Джессоп. Он раньше служил боцманом и обошел все побережье Скандинавского полуострова в поисках сведений о затонувших во время войны кораблях. От норвежских моряков ему удалось узнать приблизительные координаты места гибели "Эдинбурга". Джессоп организовал фирму и начал добиваться у СССР разрешения на проведение поисковых работ.
Советский Союз в лице спецслужб с самого начала отнесся к этой инициативе с недоверием. Компетентные органы считали, что под видом поисково-спасательных работ англичане будут проводить шпионские операции. Для переговоров в Лондон была направлена советская делегация с целью ближе ознакомиться с планами работ и лично с Джессопом. Бывший боцман во время обязательного в таких случаях банкета понравился, в соответствии с долями их страховок, нашим представителям и был настолько открыт, что даже поделился с ними координатами "Эдинбурга".
В апреле 1981 года было заключено советско-английское соглашение и подписан контракт с частной фирмой "Джессоп марин рикавериз". Поскольку крейсер ушел на дно с погибшими на нем моряками, англичане объявили его воинским захоронением. По международным законам никому, кроме самих англичан, нарушать покой погибших было нельзя. Поэтому фирма Джессопа заключила с британским правительством контракт, получила разрешение на работы в воинском захоронении и немедленно приступила к организации экспедиции. Контракт был заключен на общепринятых международных условиях: "Без спасения нет вознаграждения". По нему фирма Джессопа получала в случае успеха 45% стоимости спасенного груза. Все остальное делилось между английской и советской сторонами - 1:3.
Выбор английской компании в первую очередь был обусловлен отсутствием в Советском Союзе необходимой для проведения таких подводных работ техники и оборудования. Джессоп в свое время произвел в подводном деле настоящую революцию, применив для подводных работ гелиевокислородную дыхательную смесь под необходимым давлением. Кроме того, его фирма могла привлечь к работам ведущие мировые компании. Они имели опыт проведения работ по освоению нефтяных месторождений в Северном море и располагали специальными судами.
1 мая 1981 года поисковое судно "Даммтор" вышло в море и начало поиски крейсера. В работах применяли гидролокаторы, позволяющие фиксировать на дне любые неровности. Далее эти неровности обследовали с помощью глубоководного маневренного аппарата, передающего информацию на поисковое судно.
"Эдинбург" был обнаружен на глубине 260 метров, лежащим на левом борту. К сожалению, проникнуть внутрь корпуса через пробоину в правом борту было невозможно, так как ее рваные края могли повредить шланги жизнеобеспечения водолазов. Был разработан план, согласно которому в районе порохового погреба, где должны были храниться ящики с золотом, прорезалось большое отверстие размером 5х5 метров. Через него водолазы проникали в корпус корабля. Перед этим они долго тренировались на однотипном крейсере "Белфаст", предоставленном Великобританией.
"Стефанитурм"
В начале сентября работы продолжило спасательное судно "Стефанитурм". Оно стало над местом гибели крейсера и автоматически удерживалось на нем с помощью береговых станций наведения при любом волнении моря. Спуск водолазов к месту работы на глубине осуществлялся при помощи водолазного колокола. Давление гелиево-кислородной смеси в барокамере, где на спасательном судне водолазы готовились к работе, было равным давлению в колоколе. Оно, в свою очередь, соответствовало глубине, на которой производились подводные работы. Из барокамеры в колокол водолазы переходили через специальный шлюз. Такая схема подачи дыхательной смеси под давлением около 25 атмосфер значительно сокращала время на декомпрессию водолазов и увеличивала их работоспособность. В барокамере было три жилых отсека: один на 6 и два на 4 человека. Колокол доставлял на глубину смену из двух водолазов и был оборудован механизмом компенсации вертикальных перемещений "Стефанитурма" при волнении моря.
Через отверстие в 16-миллиметровой обшивке корпуса смена водолазов в кромешной темноте, почти наощупь, стала пробиваться к орудийному погребу. На это ушло 10 дней. Время, отведенное на экспедицию, стремительно сокращалось, а золота все не было.
И вот, наконец, 16 сентября водолаз Джон Росье находит первый слиток. От волнения и перенапряжения он чуть не потерял сознание. Когда слиток подняли на поверхность и передали в руки Кейту Джессопу, он закричал: "Это мой слиток!". Работа пошла веселее, и через некоторое время на палубе "Стефанитурма" лежал 431 слиток золота. Все они были помещены в каюту, закрытую на три замка, ключи от которых находились в руках представителей сторон - участников операции.
Кейт Джекссоп со слитками золота
Следует отметить, что атмосфера на судне была хоть и радостной, но проникнутой тревогой и недоверием. Чтобы обезопасить экспедицию от нападения пиратов, Советский Союз выделил сторожевой корабль. На "Стефанитурме" постоянно находились представители наших спецслужб - Леонид Мелодинский и Игорь Ильин. Кроме наблюдения за ходом работ, они должны были ознакомиться и сфотографировать иностранную глубоководную технику. Мелодинский не расставался с фотоаппаратом и настойчиво вникал во все подробности операции. Об этом англичане, конечно, знали и даже, как вспоминал Мелодинский, подпилили ему шестерню перемотки пленки. С английской стороны на судне тоже присутствовал агент спецслужбы, но цели у него были совсем другие. В одной из кают располагался некий Альфред, который редко выходил на палубу и большую часть времени возился вдали от глаз команды с какой-то аппаратурой. По мнению советских представителей, он готовил подводный взрыв для определения системы работы нашей противолодочной обороны. Операция "Эдинбург" подходила к концу. "Стефанитурм" со слитками на борту направлялся в Мурманск. Неожиданно капитан остановил судно, и из каюты вышел Альфред с подозрительной "научной" аппаратурой. Мелодинский и Ильин потребовали объяснений от капитана и подняли такой шум, что незадачливый агент был вынужден запереться в своей каюте. Вполне возможно, что это была мнимая опасность, порожденная холодной войной, но бдительность советских людей восторжествовала.
Как мы уже знаем, на "Эдинбурге" находилось 465 золотых слитка, из которых поднято на поверхность 431. Оставшиеся на дне слитки поначалу не очень огорчали ни Джессопа, ни страны - участницы экспедиции. Со временем появились сомнения в том, что на дне остались только 34 слитка. Командующий Северным флотом во время войны адмирал Арсений Головко в своих мемуарах писал, что крейсер "пошел на дно вместе с грузом золота, составившим около десяти тонн". Что это - некомпетентность жертвы секретности или сознательная дезинформация?..
В 1986 году разрешить этот вопрос взялась английская компания "Вартуз Вильямс", с которой был заключен контракт, аналогичный первому. С экспедиционного судна "Дипвотер-2" был спущен водолазный колокол с тремя водолазами. Два из них работали на глубине, а третий - оставался в колоколе для страховки. Водолазами был вскрыт и обследован соседний с артиллерийским погребом отсек. Если на крейсере была вторая партия золотого груза, то ее, вероятнее всего, разместили бы здесь. Но это помещение было заставлено только ящиками с пиротехникой. Золота в нем не было.
Водолазы-глубинники совершили 23 погружения и подняли на поверхность 29 золотых слитков, оставшихся от первой экспедиции; 5 слитков бесследно исчезли в носовой части погреба, разрушенного снарядом во время боя. Общий вес спасенного второй экспедицией золота составил 345 килограммов. Оно оценивалось в то время примерно 3 миллиона фунтов стерлингов. Золотые слитки были перегружены в море на сторожевой корабль "Резвый" и доставлены в Мурманск.
Операция "Эдинбург" считается одной из наиболее удачных спасательных работ, так как было спасено почти 99% затонувших слитков золота. Сколько же золота пришлось на долю каждой стороны, участвовавшей в этой уникальной операции? Если учесть, что по документам на "Эдинбург" было погружено 465 слитков золота общим весом 5534,6 кг, а спасено 460 слитков весом 5500 кг, то окончательный расчет по договорам даст следующие результаты: фирмы-спасатели получили 2490 кг, Советский Союз - 2257,5 кг и Великобритания - 752.5 кг. Кейт Джессоп стал миллионером, лично получив 3 миллиона долларов. Вся спасательная экспедиция обошлась в 2.5 миллиона долларов.
На этой благополучной ноте можно было бы и закончить рассказ о "сталинском золоте", как иногда его называют за рубежом. Но часто задаются вопросом, а какова была реальная помощь Советскому Союзу по ленд-лизу и действительно ли она была такой бескорыстной? Ответить на эти вопросы лучше всего цифрами.
От Великобритании СССР получил 7400 самолетов, 4292 танка, 5000 противотанковых орудий и другое военное снаряжение. Из США в Советский Союз поступило 14 795 самолетов, 7500 танков, 37 600 грузовых автомашин, 8000 тягачей, 5100 джипов и много продовольственных грузов. От США, Великобритании и Канады он получил 539 кораблей и катеров. Особенно ценными были 99 тральщиков, 53 десантных кораб ля и радиолокационные станции. Как нетрудно убедиться, значение поставок по ленд-лизу было огромным. Была ли эта помощь совсем бескорыстной? Нет.
Советский Союз оплачивал сверхнормативные грузы поставок, а также производил поставки в США хромовой и марганцевой руды, платины, золота, леса, пушнины. Расходы США по ленд-лизу с 11 марта 1941 года составили 9,8 миллиарда долларов. В порядке обратных поставок США получили от Советского Союза товаров и услуг на 7,3 миллиарда долларов. Так что судите сами, насколько бескорыстной была помощь по ленд-лизу.
В заключение хочется напомнить, что в водах Северной Атлантики и Баренцевого моря покоятся сотни затонувших кораблей. Места гибели многих из них известны, но все еще нет единых правил, которые бы устанавливали, кто имеет право поднимать ценные грузы и в какой доле может на них претендовать. Сейчас каждая такая находка порождает судебные иски.
Атака немецкой субмарины
По этой причине американские искатели сокровищ не торопятся раскрывать тайну самой сенсационной находки этого года - потопленного немцами в Атлантике британского транспорта. По оценкам специалистов, стоимость его груза составляет почти 4 миллиарда долларов. Сейчас кладоискатели ждут, когда объявятся и договорятся между собой претенденты на эти сокровища. А они немалые: английские алмазы и 80 тонн золота и платины в слитках активов Госбанка СССР. По одной из версий, драгоценные металлы корабль вез из Мурманска в качестве оплаты поставок по ленд-лизу.
Хочется надеяться, что к этому времени Россия, преемница СССР, научится самостоятельно проводить серьезные подвод ные работы и не будет приглашать для этого "варягов".
Крейсер "Эдинбург", затонувший с грузом советского золота.
В 1981 году в Баренцевом море была проведена уникальная операция по спасению груза золота с борта британского крейсера «Эдинбург», ушедшего на дно в далёком 1942 году. Образцовый профессионализм, который показала спасательная команда при розыскных и подъёмных работах, а также количество извлечённых ценностей заслуживает особого внимания специалистов и просто людей, интересующихся подводной археологией и кладами.
Упомянутый груз золота был погружен на «Эдинбург» 25 апреля 1942 года в Ваенге (неподалёку от Мурманска). С этого момента крейсер флота Великобритании стал частью секретной операции по переправке союзникам очередного платежа правительства СССР за поставки по лэндлизу. В тот день «Эдинбург» принял в свои погреба 93 ящика, содержащих 465 слитков золота, общим весом чуть более 5,5 тонн.
28 апреля крейсер, сопровождаемый эсминцами «Форсайт» и «Форестер» вышел в море и на следующий день уже присоединился к конвою QP-11. В охранении этого каравана судов, следовавших из Мурманска в Англию, теперь насчитывалось 6 британских и 2 советских эсминца, крейсер, 4 корвета, британские тральщики.
В этот же день, 29 апреля, конвой был обнаружен немецкой воздушной разведкой. Первая атака на караван произошла утром следующего дня. Это вынудило контр-адмирала Королевского флота Бонэм-Картера, находившегося на «Эдинбурге», покинуть караван. Объясняется такое решение тем, что, находясь в конвое, современный быстроходный крейсер вынужден был двигаться со скоростью других судов. Так он терял одно из своих существенных преимуществ и становился уязвим, что было неприемлемо для боевого корабля с таким ценным грузом на борту.
Крейсер отделился от основной массы судов и, не взяв эскорта, отдалился от головы каравана примерно на 15-20 миль. Тут одинокий корабль и был замечен капитаном немецкой подводной лодки U-456 Максом Тихартом. Подлодка выпустила по крейсеру 3 торпеды. От двух из них «Эдинбург» уклониться не смог. Взрывы нанесли большие повреждения, частью оторвав, а частью повредив кормовую часть корабля, лишив судно рулей и винтов, и соответственно возможности двигаться. На сигнал о помощи в течение 1,5-2 часов к повреждённому «Эдинбургу» подошли советские эсминцы «Гремящий» и «Сокрушительный» и британские эсминцы «Форсайт» и «Форестер». Им удалось предотвратить повторную атаку немецкой субмарины.
Экипаж «Эдинбурга» сразу после торпедирования приступил к борьбе за живучесть, однако, несмотря на прекращение поступления забортной воды в отсеки, о продолжении перехода в Англию теперь не могло быть и речи. Контр-адмирал Бонэм-Картер принял решение возвращаться в Мурманск. Буксировать повреждённый крейсер не удалось, поэтому к ночи 1 мая судно начало движение в обратный путь малым ходом (около 3 миль в час) с помощью носовых турбин.
В сопровождении «Эдинбурга» на пути к Мурманску оставались оба британских эсминца, а вместо советских «Гремящего» и «Сокрушительного» подошли английские тральщики и советский сторожевой корабль «Рубин».
Повреждённый взрывом торпеды британский крейсер "Эдинбург".
Немецкое командование, не желая отпускать сильно повреждённый британский крейсер, выслало на перехват 3 эсминца. Они настигли «Эдинбург» и его эскорт утром 2 мая. В ходе боя один из немецких кораблей был сильно повреждён и впоследствии затоплен, но и «Эдинбург» получил очередную торпеду в борт. Остававшиеся в строю немецкие эсминцы превосходили по огневой мощи эскорт британского крейсера, поэтому, чтобы поскорее уйти от места сражения, Бонэм-Картер отдаёт распоряжение команде покинуть корабль. Экипаж приняли на борт тральщики «Госсамер» и «Харриер». А вот ценный груз остался на «Эдинбурге». Перегрузить его не было, не времени, не возможности – бомбовый погреб с золотом затопило забортной водой ещё при первом торпедировании крейсера. Около 9 утра 2 мая оставленный «Эдинбург» пустили на дно, добив торпедой с эсминца «Форсайт».
Так трагически закончился боевой путь лёгкого крейсера флота Великобритании «Эдинбурга». На его борту осталось 57 погибших моряков, и британское правительство объявило корабль воинским захоронением.
Груз золота также на долгие годы был утерян. Глубина на месте затопления судна оказалась значительной и технически недостижимой. Да и права на «подводный клад» принадлежали Госстраху СССР и Английскому правительственному бюро страхования военных рисков. Поэтому ни одному частному подрядчику без согласования с обеими сторонами невозможно было проводить спасательные работы на месте крушения «Эдинбурга».
Сразу после окончания войны информация о затонувшем золоте появилась в прессе, и желающих заняться подъёмом ценностей было предостаточно. Неоднократно проявляли интерес в этом вопросе и правительства СССР и Англии.
К обоюдному взаимопониманию страны пришли к началу 80-х. К тому времени британское правительство уже сняло запрет на работы на месте гибели своего военного корабля. Для поднятия со дна Баренцева моря груза крейсера было проведено нечто вроде конкурса, где среди множества претендентов выбрали кандидата, наиболее подготовленного для работ на борту «Эдинбурга».
Кейт Джессоп - водолаз и исследователь,руководивший поиском и подъёмом "золотого" груза "Эдинбурга".
Самой подходящей на эту роль стала компания «Джессоп Мэрин Рикавериз». Возглавлявший компанию Кейт Джессоп обладал значительным опытом в подводных работах. К тому же он на момент конкурса оказался и наиболее осведомлённым касательно истории «Эдинбурга» и предположительного места его затопления. Кейт Джессоп давно собирал информацию и даже в 1979 году провёл экспедицию с цель обозначения района гибели крейсера. Партнёрами «Джессоп Мэрин Рикавериз» в планируемой поисково-спасательной операции стали известные европейские компании, обеспечившие команду Джессопа судном и современным оборудованием.
5 мая 1981 года между представителями советского и английского правительств и компанией «Джессоп Мэрин Рикавериз» был заключён договор. Согласно этому договору 45% поднятого груза золота доставалась консорциуму компаний–партнёров во главе с Кейтом Джессопом. Оставшиеся 55% делились между СССР и Англией в долях, соответствующих выплаченным ими в годы войны страховым обязательствам за утерянный груз. Все расходы и риски ложились на консорциум Джессопа.
Крейсер "Белфаст". Как и "Эдинбург" относился к крейсерам типа "Town".
Начался подготовительный этап операции. Для работы на борту «Эдинбурга» набрали команду из 16 лучших водолазов-профессионалов со всего мира, прошедших жесточайший отбор по множеству критериев. Также изучили внутреннее устройство крейсера на примере однотипного ему «Белфаста». С целью ещё больше сузить район поиска изучили все доступные архивы, содержащие сведения о последнем бое «Эдинбурга» и соотнесли полученные данные с информацией от рыбаков о зацепах их тралов в том районе Баренцева моря об препятствия на дне. Так определили два относительно небольших района предстоящих поисков.
В обозначенный район вышло судно «Дамматор», которое уже 14 мая с помощью гидролокатора определило покоящееся на дне на глубине 250 метров большое судно, а на следующий день данные, полученные с подводного телеуправляемого аппарата, подтвердили – «Эдинбург» найден.
Для следующего этапа экспедиции – подъёма груза, подключили специально оборудованное для этого водолазным комплексом, судно «Стефанитурм». Имеющееся снаряжение позволяло работать водолазам на глубинах до 400 метров.
Судно "Stephaniturm".
На борту этого корабля, 28 августа вышедшего к месту проведения работ, находились представители правительств СССР и Великобритании. Через неделю водолазы уже совершали первое погружение на дно Баренцева моря в месте затопления крейсера.
Первые же спуски показали, что работы предстоит много – пробоина, через которую планировали добраться до отсека с золотом, загромождена изломанным, перекрученным железом, завалена боеприпасами. Приняли решение вырезать в борту судна другой «вход» - это было менее трудозатратно.
На протяжении всей подводной части операции водолазы жили в барокамерах в трюме «Стефанитурма», опускаясь ежедневно на дно попарно в водолазном колоколе. Такой подход позволял экономить много времени, исключая его затраты на ежедневную процедуру декомпрессии. Эту процедуру предстояло пройти водолазам единожды по окончании спасательных работ. Для дыхания вне водолазного колокола на дне использовалась специальная дыхательная смесь.
По истечении 10 дней работ внутри корпуса крейсера, прошедших за разбором завалов и очистке прохода, удалось добраться до артиллерийского погреба, в котором хранился ценный груз. Ещё несколько дней ушло на очистку самого погреба, и только тогда показались долгожданные слитки. Первый брусок золота нашёл водолаз Джон Россье.
Результат успешной спасательной экспедиции на борту "Эдинбурга".
Извлечение золотого груза сопровождалось неизбежной дальнейшей расчисткой помещения. Этот процесс занял ещё 10 дней, и к началу октября на поверхность удалось поднять 431 слиток, совершив в течение экспедиции 67 погружений к крейсеру «Эдинбург». Продолжать работы не позволила осенняя штормовая погода. Остаток груза – 34 слитка, планировалось достать в следующем году.
Однако точка в подъёме золота с «Эдинбурга» была поставлена только через 5 лет. К тому времени консорциум, возглавляемый Джессопом, распался и контракт на продолжение работ достался фирме «Уорлтон-Уильямс». 28 августа 1986 года их судно «Дипвотер-2» вышло к месту предстоящих погружений. В период с 4 по 10 сентября им удалось извлечь ещё 29 слитков. Оставшиеся 5 брусков золота в артиллерийском погребе найдены не были и их судьба до сих пор не известна.
О крейсере флота Великобритании «Эдинбурге» и золоте на его борту, а также о процессе извлечения «подводного клада» написано несколько книг и снят фильм. Эта история долгое время привлекала к себе большое внимание общества. Помимо чисто меркантильного интереса эта операция представляется весьма показательной и с технической точки зрения. Организация процесса поисковых и подводных работ, а также используемые технологии и оборудование позволили в очень сжатые сроки провести передовую на тот момент операцию, доказав возможность таковой на недостижимых до того времени глубинах.
(Дополнение к "Волки Атлантики")
В 1936 году гражданская война в Испании складывалась не в пользу республиканцев, несмотря на то, что Сталин, втайне от мирового сообщества, помогал республиканскому правительству Кабальеро. Советские лётчики и танкисты, переодетые в испанскую военную форму, накапливали опыт ведения боев в воздухе и на земле. Осенью франкисты наступали и республиканцы были всерьез озабочены судьбой золотого запаса Испании, четвертого по величине в мире после США, Франции и Британии. Восемь тысяч ящиков с золотыми слитками, общим весом 635 тонн, они укрыли в горах, близ морского порта Картахена.
Сталин предложил республиканцам временно спрятать золото в России. А те и доверились. В середине октября ценный груз был погружен в трюмы четырех советских судов и доставлен на Черное море, в Одессу, откуда спец-эшелоном отправлен в Москву. Получив золото, Сталин отдал приказ Казначейству переплавить слитки и поставить на них советское клеймо. Что и было сделано. Возвращать золото владельцам вождь пролетариев не планировал.
В начале 1942 года Сталин оплачивал союзникам военные поставки. В бомбовый погреб крейсера «Эдинбург» было погружено 93 ящика с золотыми слитками весом в четыре с половиной тонны, стоимостью 2 миллиона 320 тысяч 620 долларов по тогдашнему курсу. Конвой QP-11 в составе которого был и крейсер, покинул Мурманск 29 апреля, возвращаясь в Англию. "Эдинбург" был гордостью Королевского Флота. Почти 200 метров в длину, он развивал скорость в 32 узла, что в те дни приближалось к скорости быстроходных торпедных катеров. Напичканный вооружением крейсер был способен отражать атаки противника с воздуха и с моря.
Мало кому известен факт, что создать такой крейсер англичанам помог...Гитлер. Об этом упоминает в своих мемуарах его личный ординарец майор СС Хайнц Линге. Ординарец-телохранитель обязан был следовать за фюрером повсюду, присутствовал он и на военных совещаниях.
В молодые годы Гитлер увлекался рисованием, писал маслом, а его акварельные пейзажные наброски и поныне прячутся в частных коллекциях. Став канцлером он проявил себя и как дизайнер. С архитектором Шпеером он работал над архитектурой городов Третьего Рейха (аналогично, в городах бывшего СССР до сих пор сохранились здания сталинской архитектуры), работал и с военными конструкторами. Тяжелый танк «Тигр» был его совместным проектом с Фердинандом Порше, а всем известный автомобиль Фольксваген-жук был нарисован лично Гитлером и до сих пор прототипы этого авто бегают на дорогах всех стран мира. Гитлер проектировал и автобаны, требуя от конструкторов такого покрытия, которое бы выдерживало посадку самолетов.
Фюрер был хорошо осведомлен о конструктивных особенностях морских кораблей и, как пишет Линге «на технических конференциях своими вопросами часто ставил в тупик экспертов в строительстве морского флота, требуя немедленного ответа». Однажды Гитлер предложил эскизы корабля с системой катапульты для малых самолетов, которые в морском походе прятались бы под верхней палубой. Конструкторы критически встретили идею, указав на то, что в мире нет аналогов такому проекту, следовательно это «не классика».
Вскоре, в один из дней, во время ланча с военачальниками Гитлеру доставили депешу, в которой сообщалось, что англичане приступили к строительству корабля с катапультой для взлета самолетов. С улыбкой триумфатора фюрер передал депешу своему морскому адьютанту адмиралу фон Путткамеру: «Британцы строят такой корабль и отныне впредь это можно считать классикой». Смущенный адмирал не знал что на это ответить. Этим кораблем и был крейсер «Эдинбург». Взлетавший с его палубы с помощью катапульты самолет отрабатывал свою задачу в воздухе и приводнялся рядом с крейсером. На борт его поднимали специальным краном, который хорошо виден на снимке. Груз золота находился в каземате, расположенном под палубой именно в той части корпуса.
На выходе из Мурманска конвой засекла воздушная разведка немцев. Морские волки адмирала Дёница уже поджидали свою жертву. На следующий день 30 апреля, в Баренцевом море подлодки и надводные корабли адмирала атаковали и расстреляли крейсер. Англичане затопили беспомощный «Эдинбург», чтобы золото не досталось немцам, отметив место затопления на карте. Морская могила крейсера находится приблизительно в точке 72.00N 35.00E, на глубине 245 метров.
В 1954 году Британское правительство предложило компании «Risdon Beazley» провести спасательные работы и вытащить золото, но в послевоенные годы водолазные службы всех стран Балтики, включая советский «Эпрон» были заняты расчисткой фарватеров и каналов, поднимая со дна тысячи тонн различного добра. Проект «Эдинбург» отложили на потом.
Прошло еще четверть века, к концу семидесятых новейшие технологии уже позволяли водолазам работать на больших глубинах. Англичан стала тревожить мысль, что однажды русские возьмут инициативу в свои руки и сами поднимут золото. Несколько спасательных компаний предложили варианты, сводившиеся к тому, чтобы подводными взрывами разломать корпус крейсера и вытащить золото, которое удастся найти. Контракт выиграла спасательная компания «Jessop Marine», предложившая иной способ подьема сокровищ, а именно – специальными резаками вырезать дыру в корпусе, проникнуть вовнутрь и вытащить всё золото, без потерь.
В апреле 1981 года поисковое судно компании, уже на десятый день поисков, обнаружило крейсер и фотокамеры управляемого батискафа сделали снимки корабля. В конце августа на место прибыло судно с необходимым оборудованием и тщательно отобранным отрядом водолазов, способных выдерживать критические перегрузки. Спасательная команда приступила к работам на условиях «no cure no pay», то есть, если золото не будет поднято, они не получат ничего. Ни один из водолазов до того не работал на таких глубинах, да еще в арктических водах, поэтому после первых погружений они страдали от инфекции, проникавшей сквозь их продавленные ушные перепонки. Они страдали от боли ушибленных или ошпаренных горячей водой конечностей, циркулировавшей в их костюмах, чтобы предохранить организм от переохлаждения и смерти в ледяной воде. После погружений, чтобы не умереть от декомпрессии, водолазы жили в специальной барокамере, дыша смесью гелия с кислородом, работая посменно.
Первый слиток вытащили 15 сентября. За три последующие недели они подняли 431 золотой слиток, но в начале октября начало сезона зимних штормов вынудило свернуть работы. По условиям контракта спасатели получили 45%, остальное было разделено между двумя странами, где одну треть получила Британия и две трети досталось СССР. Спасатели выручили 142 миллиона долларов и если вычесть половину суммы на расходы по экспедиции, то оставшиеся 70 миллионов, наверное, окупили их страдания и риски.
В трюме крейсера остались 34 слитка. С тех дней прошло более тридцати лет, технологии шагнули далеко вперед и кто знает, может в Баренцевом море уже побывали пираты-охотники за сокровищами. Ведь цена унции золота за три десятка лет взлетела в сто раз! Золотишка в трюме крейсера осталось еще миллионов на пятьдесят, это точно!
Рецензии
Cпасибо за интересные рассказы.Маленькое уточнение в СССР было вывезено 510 тонн испанского золота. Телеграмма с решением высшего политического руководства СССР пришла в Мадрид 20 октября. К этому времени золото было вывезено из Мадрида в Картахену и хранилось в старых пороховых погребах недалеко от порта. Около 510 тонн (если быть предельно точным, 510 079 529,3 грамма) золота, запакованного в 7800 ящиков стандартного типа (по 65 кг каждый), было распределено между четырьмя советскими судами, доставившими в Картахену оружие и боеприпасы. Золото было в слитках, брусках, монетах, включая редкие нумизматические экземпляры. На суда погрузка шла по ночам с 22 по 25 октября: на "Неву" - 2697 ящиков; "КИМ" - 2100; "Кубань" - 2020; "Волголес" - 963. Все происходило в глубочайшей тайне. В целях конспирации А. Орлов именовался "мистером Блэкстоном из Национального банка США", которого якобы сам президент Рузвельт лично направил в Испанию для перевозки золота в Вашингтон. Лишь семь человек во всей Испании были посвящены тогда в операцию, с советской стороны двое были в курсе дела - Орлов и Розенберг.
К 6 ноября золото поместили на хранение в Наркомфин СССР.
Позднее был составлен акт о приемке золота, который в 15 февраля 1937 г. подписали посол Испанской Республики М. Паскуа, нарком финансов СССР Г. Гринько и заместитель наркома иностранных дел Н. Крестинский. Экземпляр акта отправлен республиканскому правительству. 24 апреля 1937 г.
28 апреля 1942 года из Мурманска на запад отправился конвой QP-11: тринадцать транспортов под охраной шести эсминцев, четырех сторожевиков и вооруженного траулера. Возглавлял конвой британский крейсер «Эдинбург», на котором держал флаг контр-адмирал Бонхем-Картер. Первый день плавания прошел спокойно, но с утра 29 апреля над кораблями появились вражеские авиаразведчики. Немецкое командование бросило на перехват конвоя несколько подводных лодок с приказом в первую очередь выбить корабли эскорта, обладавшие сильным зенитным вооружением. После этого на беззащитные транспорты должны были обрушиться самолеты-торпедоносцы.
Одна из субмарин — U-456 — обнаружила «Эдинбург» 30 апреля. В 16 ч 18 мин корпус крейсера содрогнулся от сильного взрыва по правому борту под кормовой башней. Спустя несколько секунд второй столб воды и дыма поднялся над кормой. Это попадание торпеды решило судьбу «Эдинбурга» — он лишился двух винтов, руля и мог передвигаться только со скоростью 3,5 узла, с трудом управляясь машинами. Бонхем-Картер решил вернуться в Мурманск, вызвав на помощь эсминцы «Форсайт» и «Форстер».
За 30 часов, миновавшие после встречи с U-456, небольшой отряд британских кораблей прошел всего 60 миль. Утром 2 мая, когда он находился в 185 милях от Кольского полуострова, сигнальщики заметили в дымке на горизонте три низких силуэта. Это были немецкие эсминцы. Завязался бой. Развернувшись носом к противнику, «Эдинбург» успел огнем носовых башен потопить эсминец «Z-7», но при этом сам получил торпеду — и опять под кормовую башню, только в левый борт. Другая немецкая торпеда попала в «Форстер», на время потерявший ход. Остановился и «Форсайт», в машинном отделении которого разорвался крупнокалиберный снаряд.
Идти своим ходом крейсер уже не мог. Больше того: его корпус начал разламываться. К вечеру на место боя из Мурманска пришли четыре английских траулера, но и они, и оба сильно поврежденных эсминца не могли помочь крейсеру. Адмирал Бонхем-Картер прекрасно знал, что в портах оккупированной гитлеровцами Норвегии стоит фашистская эскадра, которой ничего не стоит захватить «Эдинбург». Между тем на борту крейсера находилось несколько тонн советского золота — плата за военные поставки союзников. И адмирал принял единственно верное в этой обстановке решение — 800 моряков перешли с крейсера на эсминцы и траулеры, после чего «Форсайт» и «Форстер» выпустили в обреченный корабль по торпеде. Через несколько минут «Эдинбург» затонул...
О «золотом крейсере» вспомнили вскоре после войны, когда несколько судоподъемных компаний, в том числе норвежская, изъявили готовность извлечь драгоценный груз. Ситуация изменилась лишь в 1965 году, когда «Эдинбургом» занялся водолазный специалист К. Джес-соп. По архивным материалам он установил точные координаты последнего боя «Эдинбурга», выяснил, где лежали слитки. В мае 1981 года в Баренцево море вышло судно, обычно обслуживающее буровые установки в открытом море. На сей раз оно буксировало подводный аппарат, оснащенный широкополосным гидролокатором, который «про-чесвывал» морское дно на 500 м по сторонам от излучателя. После того как прибор обнаружил объект, по размерам напоминающий крейсер, другой локатор узконаправленного действия обрисовал его очертания, затем под воду спустили телевизионную установку и сняли видео-фильм. На его кадрах отчетливо виднелись корпус военного корабля, лежащего на правом борту, огромные пробоины. По спасательному боту, применявшемуся на крейсерах типа «Белфаст», и характерной форме надстройки англичане сделали вывод, что «Эдинбург» найден.
На смену первому судну пришел «Стефанитурм», также обслуживающий морские нефтепромыслы. Достигнув заданной точки, моряки поставили вокруг крейсера три акустических буя-ответчика. Их сигналы вместе с информацией о силе и направлении ветра и волн поступали в бортовой компьютер, а тот автоматически включал разом или поодиночке два гребных винта, подруливающее устройство и три выдвижные поворотные рулевые колонки так, что судно удерживалось на месте либо по просьбе водолазов смещалось на метр (и даже меньше) в сторону.
Под водой работали профессионалы-водолазы. Их было 12 — англичане, австралийцы и новозеландцы. За неделю до начала операции их поместили в барокамеры. Долгие часы давление в камерах поднималось до 22 атмосфер, а воздух заменялся гелиевой смесью, которой подводники дышат на больших глубинах. Когда же «Стефанитурм» зафиксировался над крейсером, водолазы через шлюз перебрались в водолазный колокол, который через сквозную шахту опустили деррик-краном на 270-метровую глубину.
Медленно опускался колокол в мир безмолвия. Каждая пара водолазов, отработав на дне 4 часа, поднималась на судно и переходила в барокамеру, а ее место занимала очередная смена. Джессоп знал, что слитки лежат в погребе боезапаса зенитной артиллерии, под носовой надстройкой. Сначала туда хотели проникнуть через пролом, возникший в борту после взрыва торпеды, но выяснилось, что сделать это невозможно — на пути водолазов встало хаотическое нагромождение искореженного металла. Поэтому пришлось прорубить лаз в 16-мм обшивке под броневым поясом.
Оказавшись в погребе, подводники увидели прогнутую палубу, куски арматуры, обломки снарядных ящиков, тросы, снаряды, патроны, и все это покрывала вязкая смесь мазута с илом. Водолазам пришлось поодиночке, подсвечивая переноской, резать и выносить куски металла, отсасывать ил, извлекать неразорвавшиеся снаряды. И все это на огромной глубине, под большим давлением, почти в полном мраке. Только 16 сентября австралиец Д. Росси передал на поверхность первый слиток золота. Потом их было поднято еще 430 — каждый весом от 11 до 13 кг...
С грузом золота на борту судно отправилось в Мурманск, где его ждали советские и британские представители. После того как Джессоп и его команда получила причитающееся им вознаграждение, слитки разделили между СССР и Англией в пропорции 3:1— таковы были доли страховки за золотой груз, выплаченные обеими странами в 1942 году. Участники экспедиции намеревались в следующем сезоне продолжить поиски, но в реальности им удалось вернуться у месту гибели «Эдинбурга» лишь спустя пять лет. По новому советско-английскому соглашению право ведения глубоководных работ было передано английской фирме «Вартон Уильяме», которая участвовала в качестве фирмы-партнера в предыдущей экспедиции.
Условия работы были очень тяжелыми. Сильный ветер постоянно сносил судно в сторону от места затопления крейсера. Вылившийся из топливных танков мазут ограничивал видимость. В непосредственной близости от золотого груза располагались боеприпасы. Правда, как считали специалисты, они не могли взорваться, но все равно соседство было не очень приятным. Наконец оставшееся золото было поднято на поверхность. Его вес составил 345 кг, а стоимость, по предварительной оценке, — около трех миллионов фунтов стерлингов. Всего же в ходе двух экспедиций на поверхность водолазы извлекли около пяти с половиной тонн драгоценного металла — 95 % золотого груза «Эдинбурга». Это была одна из самых удачных крупномасштабных операций по поиску затонувших сокровищ.