Национальный парк там кок. Национальный парк Там Кок — Халонг на рисовых полях Национальный парк там кок
Практически во всех путеводителях и в большинстве отчетов в интернете Ниньбинь представлен национальным парком и сводом пещер Там Кок , который часто и называют «Халонг на суше».
Что это такое? Это место, в котором горная река проложила себе путь через величественные скалы (как на Халонге) и создала сквозные пещеры, которые можно осмотреть изнутри на весельной лодке. Впечатляет? Очень! Пока мы не узнали, что в паре километрах от этого супертуристического места есть аналогичный маршрут с 7 пещерами большей площадью и намного меньшим количеством иностранных туристов.
Как добраться, если я уже в городе?
В любом отеле города Вам объяснят как проехать до Транг Ана и сдадут напрокат мотобайк или велосипед. Цены как везде во Вьетнаме 1-3 доллара за велосипед, 4-7 за мотобайк.
Нам одновременно не повезло и повезло с погодой - шел мелкий дождь, возможно поэтому за всю трёхчасовую прогулку мы встретили 2 или 3 компании иностранных туристов. Зато среди Вьетнамцев Транг Ан пользуется огромной популярностью.
Как это работает?
Лодочная станция, от которой стартует путешествия по реке, поражает своим расположением среди скал, а также отличной организованностью работы. В лодках Вас дожидается несколько десятков гребцов, процесс погрузки занимает считанные секунды.
Почти все из них женщины неимоверной силы, играючи катающие 6 взрослых людей с помощью обычных весел, которыми они с легкостью управляют руками и (что более впечатляет) ногами.
Сама прогулка занимает примерно три часа - вы неспеша проплываете сквозь пещеры: от совсем маленьких, до протяженностью в несколько километров. В некоторых из них настолько узко и кажется, что столкновение со скалами неизбежно или вот-вот потолок будет задет головой, но женщины неимоверно ловко орудуют веслами и совершенно невообразимо маневрируют в пространстве, успевая еще покрикивать и предупреждать, когда нужно пригнуть головы, а иногда и вовсе лечь в лодку.
Во время прогулки лодки делают три остановки на островках, где можно размять ноги, посмотреть на маленькие храмы или сходить в туалет. Наша женщина обедала и явно обсуждала нас - мы были единственными иностранцами в первые два часа.
Вот она, кстати:
На каждой лодке есть дополнительные весла, скорее для развлечения, чем для реальной помощи женщинам.
В конце маршрута начинаются гонки с соседями - кто быстрее доплывет до берега. Вот здесь в дело идут все весла, азартные вьетнамцы кричат и начинают грести чуть ли не руками.
Итого
К сожалению, был дождливый день, поэтому дорогу до Транг Ана и некоторые виды не удалось сфотографировать. Но место действительно поражает своей красотой, даже после Халонга. А его доступность и возможность быть максимально близко к природе - трогать воду, скалы, бояться сводов пещер - делает его даже более интересным, чем бухта. Особенно в совокупности со следующей целью нашего путешествия, которая располагается почти здесь же и впечатляет еще сильнее. Но о ней в следующей записи.
Константин
Национальный парк Там Кок (Tam Coc) во Вьетнаме — это уникальное место, расположенное в десяти километрах от провинции Ниньбинь (Ninh Binh), в северной части страны.
Начинается путешествие с посещения древней столицы Вьетнама — Хоа Лу. Судя по археологическим раскопкам, останкам, найденным в этих местах, около 30 000 лет. По ощущениям довольно скучное, но живописное место. На территории достопримечательности почти нет никаких построек, кроме классической вьетнамской пагоды и мостика через реку.
По пути можно сесть на настоящего буйвола верхом:
Сами вьетнамцы называют это удивительное место «Залив Халонг на рисовых полях».
А само название парка Tam Coc переводится как «Три пещеры». Дело в том, что река Нго Донг (Ngo Dong) в этих местах протекает через известняковые скалы, вымыв в них загадочные сквозные пещеры.
Проплывая через них на лодке, начинаешь понимать откуда возникло сравнение с Халонгом. Высота скал здесь достигает 100 метров.
Кругом тишина, взору открываются бескрайние зелёные пейзажи, в воздухе стоит запоминающийся аромат лотоса, который долго будет преследовать вас после поездки.
Лодочка, на которой вы плывёте, умело управляется женщиной или мужчиной при помощи ног. В это же время гребец успевает фотографировать туристов, распевать песни, разговаривать и подплывать к торговцам, которые втюхивают вам разнообразные товары.
Особое внимание заслуживают многочисленные рисовые поля, идущие от реки к подножью гор. Цвет рисовых полей зависит от сезона. К сожалению, мы не попали в то время, когда они действительно поражают взор яркими красками.
Посмотрите наше видео речной прогулки в Ниньбинь:
Гроты и пещеры
Всего здесь образованы три пещеры, как и переводится в названии.
Первая пещера — Ханг Са (Hang Ca). Она достигает 127 метров в длину, в ширину около 20 метров. Свод пещеры низко проходит над водой, иногда настолько, что, проплывая через неё, приходится склонять голову сидя в лодке. Второй грот — Ханг Гюа (Hang Gia), длиной около 60 метров. Третья пещера — Ханг Сой (Hang Soi), самая короткая часть пути, всего 46 метров.
Во время поездки в пещерах стоит звонкая тишина, которая лишь изредка нарушается щебетом местных птиц и звуком падающих со сводов пещер капель.
После речной прогулки мы взяли велосипеды и немного проехались по прилегающим рисовым полям. Наш гид рассказал, что вьетнамцы собирают рис 4 раза в год. Килограмм риса оценивается в 70 центов, и в эту сумму еще не входят все расходы, которые несут земледельцы. Словом, ремесло тяжелое, но прокормиться всегда есть чем.
Там Кок — излюбленное место европейских и американских туристов. Русскую речь здесь встретишь не часто. Несмотря на огромную посещаемость, здесь на редкость спокойная умиротворяющая атмосфера, что кажется будто сама природа говорит с тобой.
Стоимость экскурсии
Рассчитывайте, что экскурсия в Ниньбинь из Ханоя займет у вас целый день, до вечера. Мы взяли тур прямо на ресепшне отеля. На двух взрослых и ребенка экскурсия нам обошлась в 2,3 млн донгов ($ 100). Что входит в тур:
- Трансфер на кондиционируемом автобусе
- Англоязычный гид (вьетнамец)
- Обед (шведский стол) с вьетнамской и европейской кухней
- Вход и экскурсия в пагоду
- 2-часовая прогулка по каналу в Там Кок
- Аренда велосипедов и прогулка по рисовым полям
- Питьевая вода
Будьте готовы, что весьма желательно дать чаевые водителю лодки. Гид рекомендовал давать 30−50 тыс. донгов ($ 2). Также во время речной прогулки вас будет фотографировать профессиональный фотограф, а после предложит купить целый альбомчик фотографий. Мы не удержались и купили — отдали 110 тыс. донгов ($ 5), хотя можно было бы сторговаться вдвое меньше.
При этом лодку вы арендуете в любом случае, едете ли вы один или с кем-то. Плюс в том, что к вам в судно не посадят незнакомых вам людей, если вы оплатили его.
- Приезжайте сюда лучше всего рано утром или ближе к вечеру. Днём здесь очень жарко и много туристов. Последние лодки отправляются вечером на речную прогулку в 17:30 летом и в 16:30 в зимнее время года.
- Обязательно возьмите с собой плащ-дождевик, чтобы было чем накрыться в случае непогоды или зонт.
- Не забудьте про головной убор и любую накидку, чтобы спрятать голову от лучей палящего солнца.
- Арендованные велосипеды или байки, на время поездки можно оставить в любом кафе, где услужливые вьетнамцы приглядят за ним пока вы любуетесь роскошными видами, при условии, что вы купите у них что-нибудь.
- В конце поездки вашу лодку непременно одолеет куча торгашей, предлагая соки, воду, еду, местные сувениры. Цены у них завышены. Торгаши очень настойчивы и не отстанут до тех пор, пока вы чётко не дадите им понять, что вам ничего из предлагаемого товара не нужно. Не ведитесь на их уговоры купить что-нибудь для водителя вашей лодки. Позже купленный товар, будет выменян рулевым на деньги обратно.
- Некоторые гребцы хитрят и нарочно не подвозят вас на обратном пути сразу к берегу, останавливаясь в метре от причала, в ожидании того, пока вы не заплатите им чаевых или не купить им воды. Важно правильно себя поставить, не позволяйте гребцам лишнего.
- Если вам предлагают купить фотографии, не соглашайтесь сразу на их цену. Скидывайте цену до 50 тыс. донгов как минимум.
Где остановиться
Если вы решите остаться в Там Коке более одного дня, есть несколько вариантов проживания, но все они довольно скромные.
Tam Coc Rice Fields Resort
Красивый резорт с бунгало, где вы будете окружены горами и рисовыми полями. В номере есть отдельная ванная комната, бесплатные туалетно-косметические принадлежности, а также небольшой холодильник и чайник.
Tam Coc Bungalow
Живописные бунгало прямо на реке, очень чистые номера, завтрак включен. Панорамный вид на Там Кок. Возможно заказать место на двухъярусной кровати в хостеле, односпальную комнату с разными видами или семейную комнату.
Thai Thuong Hotel
Отличное место, если вы планируете отправиться на лодке рано утром или поздно вечером. Чистые комнаты, отличный персонал, завтрак включен. Также здесь можно пообедать или поужинать.
Больше вариантов жилья и актуальные цены вы можете посмотреть на Booking.com . Мы сами каждое путешествие используем только этот сервис и всегда находим отличные предложения.
Как добраться до Там Кок
С экскурсией на автобусе время в пути составит около 3 часов в одну сторону с одной остановкой на туалет/кофе. Время пролетает быстро.
Самый экзотичный способ добраться до Ниньбинь из Ханоя — это поезд . Ежедневно из центра отправляется 6 рейсов. Поездка займет около 2,5 часов. Билет в одну сторону обойдется вам в 70−80 тыс. донгов за место.
Самый популярный способ у вьетнамцев — автобус . Из Ханоя многие транспортные компании (например, Hoang Long) курсируют между городами. Можно выбраться любой из 8 рейсов в день. Цена билета в одну составит 80−150 тыс. донгов ($ 4−6) .
Третий способ добраться до Ниньбиня — мотобайк . Арендуйте скутер только в том случае, если у вас уже есть опыт вождения в Азии. Вам придется пробираться через ханойские пробки и ехать по трассе вместе с многотонными фурами. Аренда байка на 1 день в Ханое обходится в $ 7−15 . При аренде на неделю и более требуйте скидку.
Сориентироваться на местности вам поможет карта Google Maps или Maps.me. Также по дороге не стесняйтесь обращаться за помощью к местным жителям, они отзывчивы и открыты к любому диалогу.
Мой первый день во Вьетнаме начался с холодного утра в Лаосе. В семь утра в Сам-Неа было чуть выше нуля, и я, надев на себя всю теплую одежду, которая у меня была, продолжала дрожать от холода – отвык организм от холодной погоды, я теперь жуткая мерзлячка. Купила в итоге через неделю на севере Вьетнама перчатки, и было мне большое счастье.
В тот день удача была целиком и полностью на моей стороне: это был первый день действия моей вьетнамской визы, и именно в этот день, в субботу, из Сам-Неа уходил еженедельный автобус во вьетнамский город Тханьхоа (Thanh Hoa) в трех часах от Ханоя. Во все остальные шесть дней недели отъезжающие во Вьетнам добираются до границы на пикапе, переходят ее пешком и попадают в лапы хищных вьетнамцев. Те по случаю отсутствия на вьетнамской стороне регулярного общественного транспорта стрегут с иностранцев по полной программе – сначала довозят на мотобайках за большие деньги 30 км до ближайшего городка, а оттуда водитель автобуса за цену, начинающуюся от 15 долларов, предлагает иностранцам доехать до Ханоя. Вариантов нет никаких — автобус один, водила упертый, и при нежелании платить требуемую сумму он нагло заявляет: «Оставайтесь тут!» И еще периодически останавливается в глухой местности и объявляет цену выше озвученной ранее. Я читала десятки подобных историй о пересечении этой границы в течение последних нескольких лет, и хэппи энда ни в одной из них не было – абсолютно все были разведены на деньги в той или иной степени. Поэтому когда в Сам-Неа я узнала, что за 10 долларов есть прямой автобус в Тханьхоа, сомнений не было.
Двадцать пять километров до границы были очень красивыми (как и несколько часов езды по горному Вьетнаму после) — дорога петляла вдоль стремительной горной реки над долиной с рисовыми террасами, окруженной горами.
Граница переходилась долго, потому как на обеих сторонах пограничники записывали данные каждого паспорта в важную тетрадку. На лаосской стороне, несмотря на субботний день, никто не потребовал оплату овертайма. А на вьетнамской стороне всех позвали в просторный кабинет совкового типа с тяжелой мебелью, где за огромным столом сидел важный вьетнамец в солидной форме. Я все полчаса, пока он переписывал данные паспортов в окружении двадцати вьетнамцев и четырех иностранцев из автобуса, с трудом сдерживала смех – уж очень весь окружающий пафос и бюрократия были похожи на то, к чему я привыкла дома.
Пограничники и таможенники предложили нам поменять по невыгодному для нас курсу оставшиеся лаосские кипы или доллары на вьетнамские донги. Потом таможенники попросили открыть все рюкзаки и поворошили вещи руками. А когда один из них узнал, что я из России, с его лица еще минут пять не сходила счастливая улыбка, и он все повторял: «О, Россия, Путин, я люблю!»
Потом мы ехали через маленькие горные деревеньки, и люди в них улыбались — друг другу, мне, всем. После Лаоса, где всех мало и все унылые, я попала туда, где жизнь кипела и бурлила. В маленьких городках на улицах происходило броуновское движение: велосипеды, мотобайки, наши УАЗы, КАМАЗы, МАЗы, все куда-то ехало и периодически гудело. Столько наших машин, как во Вьетнаме, я в дальнем зарубежье не видела нигде. Столько УАЗов, сколько здесь, похоже, даже во всей России нет.
Везде развешаны вьетнамские государственные флаги – желтая звезда на красном фоне. Часто встречаются красные флаги с серпом и молотом, как символ коммунизма. И просто звезда, серп и молот на фасадах зданий. Над улицами перетяжки с белыми надписями на красном фоне. И огромные билборды из серии «Мир, труд, май!» Опять же в красных тонах. Я почти дома. 20 лет назад.
Вечером, когда уже стемнело, автобус остановился на каком-то перекрестке на ужин. Мы выгрузились, и рядом припарковался еще один автобус. Из него помимо местных жителей вылез десяток белых. Израильтянин узнал в них знакомую пожилую израильскую пару, французы и я – знакомую французскую пару. Это были люди, которые вчера утром выехали из Сам-Неа на пикапе в сторону границы. Через пару часов они ее достигли, перешли, и на вьетнамской стороне не оказалось никакого транспорта. Арендовать что-то совместно (их было 12 человек) не было никакой возможности — в приграничной деревне отсутствовал транспорт, поэтому их на мотобайках довезли 30 километров до следующего маленького города. Где им пришлось ночевать, потому как следующий автобус в Тханьхоа, куда мы ехали прямиком из Сам-Неа, уходил только на следующее утро. Конечно, водитель не стал себе ни в чем отказывать и срубил с каждого по 15 долларов, правда, обещая довезти до самого Ханоя. И вот мы встретились на этом перекрестке, выехав из одного и того же начального пункта с интервалом в 24 часа. Мне было их безумно жалко, народ был измучен двухдневными торгами, переездом и получил ужасные первые впечатления от Вьетнама.
Главное правило успешного путешествия по Вьетнаму – основательная теоретическая подготовка. Вьетнам – это та страна, где индустрия обувания туристов развита как нигде. За десять месяцев путешествия по ЮВА мне встретился всего один человек, которому целиком и полностью понравился Вьетнам, и то он путешествовал по нему шесть месяцев на велосипеде, заезжая во всякие отдаленные места. Все остальные рассказывали мне ужасы о том, что вьетнамцы постоянно, настойчиво и навязчиво пытаются продать иностранцам все подряд, обманывают в ценах, в том числе в общественном транспорте и в гостиницах, и отдых превращается в настоящее мучение. Сама я после двух недель во Вьетнаме могу сказать, что более гнусных типов, чем здесь, да еще и в таком количестве, я не встречала нигде. Все основные варианты развода туристов описаны в Интернете, так что перед самостоятельным путешествием по Вьетнаму учите мат. часть. А из опыта единственного человека, которому понравился Вьетнам, я сделала вывод, что чем дальше от туристических маршрутов я заеду, тем лучше у меня будут впечатления от людей и от страны, поэтому спланировала свое продвижение по Вьетнаму так, чтобы самые интересные достопримечательные места чередовать с отдаленными уголками, где будут замечательные люди. Пока все идет по плану, и я в числе четырех известных мне на сей день людей, которым нравится Вьетнам и вьетнамцы.
В Тханьхоа водитель нашего автобуса поймал нам автобус до Ханоя, предупредив, что стоит он три доллара. Мы вчетвером загрузились, и обилечивающий товарищ пошел всех обилечивать. Французы ехали до Ниньбиня, городка в двух часах от Ханоя, а мы с израильтянином собирались в Ханой. Он, сидя впереди, зачем-то заплатил за проезд затребованные четыре доллара, а я протянула дядьке три. Следующие минут пять мы передавали эти три доллара друг другу: он хотел четыре, а я не хотела платить больше трех, ибо нефиг. Попытка выяснить у местных жителей, сколько они платят за проезд по аналогичному маршруту, успехом не увенчалась – они сказали озвученную им «кондуктором» сумму во вьетнамских донгах, которая в долларовом эквиваленте вообще равнялась пяти. Через пять минут передавание трех долларов из рук в руки «кондуктору» надоело, он взял деньги и сказал мне “Sorry, thank you”.
Во Вьетнаме живут замечательные люди: доброжелательные, приветливые, улыбчивые и общительные, но с теми, кто задействован в сфере обирания туристов, всегда надо быть начеку – Вас обязательно обдерут, причем зачастую попытки будут наглыми и бескомпромиссными.
До Ханоя я так и не доехала – на дороге была авария, выстроилась гигантская пробка, и поскольку приехать в столицу Вьетнама в 2 часа ночи мне не хотелось, в 11 часов мы все вчетвером выгрузились в Ниньбине (Ninh Binh ) – я по-любому собиралась ехать сюда после Ханоя.
На следующее утро за завтраком я изучала огромную отельную книгу с комментариями. Информация была неутешительной — большая часть народу описывала Ниньбинь как самый доброжелательный город Вьетнама, отель как самый лучший за свои деньги, а персонал как самый честный.
Многие писали, что вообще задолбались во Вьетнаме и собирались поскорей уехать из страны, но, приехав в Ниньбинь, передумали. Кто-то возвращался сюда по второму и третьему разу, как в санаторий. В результате у меня появилось ощущение, что сегодня, в первую ночь и первый полный день во Вьетнаме, я нахожусь в самом спокойном и замечательном месте и что потом везде будет хуже.
В общем, видимо, у меня какой-то другой Вьетнам – пока, по прошествии двух недель, мне за некоторым исключением нравится почти все и везде: и города, и люди, и жилье. А тех, кто захочет впендюрить вам что-то по заоблачной цене, хватает везде: и в любимом всеми «расслабленном» Лаосе, и в любимой мной Индонезии. Жаль, что так много встретившихся мне путешественников судят о Вьетнаме и вьетнамцах, помня только неприятные моменты общения с наглыми барыгами.
В тот день я за одиннадцать долларов арендовала в отеле мотобайк с водителем, и меня целый день возили всякими второстепенными дорожками по окрестностям. Это было волшебно!
Сначала должна была быть плавучая деревня, потом древний вьетнамский храм Hoa Lu , а потом Там Кок (Tam Coc ), место, считающееся одним из самых красивых во Вьетнаме. В результате плыть к плавучей деревне я не стала, потому как лично у меня о ней не было никакой информации, разделить лодку было не с кем, а платить много денег за неизвестно что мне не хотелось. Вместо этого я, оставив водителя около кассы, пошла гулять по соседней христианской деревне с огромной церковью посередине. Узенькие извилистые улочки, приветливо улыбающиеся местные жители и счастливо машущие детки – я во Вьетнаме, который все так ругают, или где?
Потом был храм Hoa Lu, красивый, но с толпами завезенных автобусами на день белых туристов из Ханоя. Гора, на которую я лезла по нескольким сотням ступенек и с которой открывался супер вид на Там Кок, плывущие по реке лодочки с туристами и известняковые горы вокруг. И наконец-то сам Там Кок. А между этими местами километры грунтовых и бетонных дорог вдоль рисовых полей, между известняковых гор, через деревушки с глиняными домиками и каменными заборами (почему-то очень напомнило центральную Турцию и Сирию). Вокруг красиво, но сейчас явно не сезон – рисовые поля, которые должны быть зелеными, сейчас представляют собой коричневое месиво. А в воздухе висит смог – все белесое, вдалеке ничего не видно.
В Там Кок мне после видов, открывшихся с горы, особо не хотелось. Что там красиво, я видела сверху — река петляет вдоль известняковых гор причудливой формы. Но сверху я видела и то, что там сотни, тысячи туристов – весельные лодки идут по реке одна за другой, с интервалом в пять метров.
Но когда я еще сюда приеду?
Моя лодочница с первых же минут взяла меня в оборот. Известными ей тремя словами на ужасном английском она объяснила мне, что мне непременно здесь и именно у нее надо купить сувениры для мамы, папы, всей моей семьи и друзей. Минут через пятнадцать ей стало понятно, что толку от меня не будет, и в следующие полтора часа она лишь изредка напоминала мне о себе и своих сувенирах.
В результате в Там Коке было супер: вокруг было красиво, три раза лодка заплывала в низкие пещеры, проплывая через них насквозь, но соль была не в этом. Мне давно не было так весело просто смотреть вокруг, и все два часа с моего лица не сходила широченная улыбка.
В почти каждой лодке, в которой находятся от одного до четырех туристов, помимо гребущего руками или ногами лодочника/цы есть тетушка с огромным ящиком, набитым сувенирами. И на протяжении двух часов вместо того, чтобы наслаждаться красивыми пейзажами, иностранцы отбиваются от попыток им что-то продать.
Каждая лодка – маленький сувенирный магазин, где вьетнамки в конусообразных шляпах разворачивают и демонстрируют футболки. В конце маршрута дрейфуют лодочки местных жителей с закусью и напитками. И продавщица будет умолять вас купить баночку Колы пусть не себе, но своей лодочнице. И если вы это сделаете, пожалев уставшую девушку, которая весь день усиленно гребет веслами, она сразу же продаст эту банку обратно за полцены.
Но при всем при этом я, кажется, ни в одном из туристических мест не встречала более доброжелательной атмосферы. Тебя обгоняют другие лодки, тебе навстречу плывут возвращающиеся, и все иностранцы друг другу улыбаются.
По пути обратно с неба полило. У меня не было с собой дождевика, и пришлось накрыться чехлом от рюкзака – промокать насквозь при +15 как-то невесело. Как только приплыли, дождь закончился, и мой мотобайководила отвел меня в кафе, где был припаркован мотобайк. От предложений купить чашечку чая в кафе или плащ-дождевик на улице я отказалась – единственное, чего мне сейчас хотелось, это как можно быстрей добраться до номера и залезть в горячий душ.
Путешествуя по странам и городам, незаметно для себя, подсознательно делишь все эти маршруты на «места», как бы раскладываешь моменты путешествий по полочкам памяти. Есть места, в которых было солнечно, жарко и зелено. Есть места, в которых зуб на зуб не попадал, но дух захватывало от окружающей красоты. Есть места, в которых было вкусно и лениво. Есть такие, о которых лучше и не вспоминать, но они прочно прописались на своей полке и не хотят уходить. Да-да, бывают и такие, неисповедимы пути. Есть места, которые и вовсе даже не места, так — проходные территории, пристанища для ночёвок, они через неделю или месяц уже почти испаряются из памяти.
Но есть места, по которым, спустя месяцы и даже годы, продолжаешь мысленно прогуливаться снова и снова, где-то замедляя ход, где-то останавливаясь, любуясь их красотой и всматриваясь в детали. Эти места, их атмосфера впитаны всей душой, растворились в ней, стали её частью. Они снятся по ночам, они всплывают в памяти, когда им самим вздумается, и вновь и вновь окатывают сердце тёплыми волнами восторга, трепета, умиротворения.
Одно их таких мест — провинция Нинь Бинь на севере Вьетнама, недалеко от Ханоя. Собственно, сам городок Нинь Бинь (Ninh Binh) ничем особым не отличается от других вьетнамских городов. Та же суета, те же бесконечные торговые лавки на первых этажах, те же не смолкающие ни на секунду «би-би» машин и мотобайков на улицах. Типичный вьетнамский город. Но вокруг него столько чудесных уголков и, прежде всего, Национальный парк Там Кок (Tam Coc). И это делает Нинь Бинь особым местом .
Мы прибыли в Нинь Бинь на поезде из Хюэ и от вокзала до места — до самого Национального парка Там Кок — доехали на такси. Расстояние километров 10. Мы заранее забронировали там на пару ночей отель, который Татьяна выбрала по отзывам и фотографиям. Называется он The Long Hotel — длинный отель. Он и в самом деле довольно пространный со всеми его наружными лестничными пролетами, высокими этажами. Построен, похоже, годах в 80-х прошлого века или даже раньше, весь такой в санаторном стиле нашей социалистической молодости.
Это самая большая гостиница в… даже не знаю, как точнее назвать: в посёлке, в деревушке, в комплексе — в общем, в Там Кок, или в Тамкок, или в Тамкоке. Во всяком случае, на тот момент — апрель 2014 — она была самой большой. Возможно, сейчас появились и новые большие гостиницы, а они уже строились тогда рядом.
Мы — одни из немногих, кто останавливается здесь на несколько дней. Обычно туристы приезжают сюда на один день, а то и на несколько часов: прокатиться на лодке по реке, посмотреть на природу, некоторые ещё успевают подняться к храму дракона на горе (об этом в отдельной статье) — и всё, программа выполнена. Мы же по местным меркам попали в категорию старожилов. С нами здоровались на рисепшене, в кафешках, знакомили со своими детьми.
С одной из хозяек кафе напротив отеля мы, можно сказать, успели подружиться. Поваром в этом кафе является её муж, и он просто фантастически готовит кальмаров с травой лемон грасс. Хозяева — молодая пара, пустившаяся в предпринимательскую жизнь в её вьетнамском варианте. Мы разговаривали с ними, они рассказывали о своей жизни, о своих планах, Татьяна даже общалась с их маленькой дочкой, рисовала вместе с ней. Да и должок у нас остался: мы обещали написать про них в своём блоге, порекомендовать их кафе. И вот, наконец, мы возвращаем должок и искренно рекомендуем всем, кого магия путешествий занесёт в Нинь Бинь, в Там Кок, в этот удивительный уголок Вьетнама, посетить кафе под названием Viet Bamboo Restaurant. Интересно, как они сейчас там, что у них изменилось за два с половиной года?
Что называется, картинка совпала. Именно так представляла себе это место Татьяна, именно этого она хотела. Почему Татьяна, почему не я? Потому что маршрут выбирала она, и все чудесные места , местечки, уголки во всех странах всегда отыскивает она. И почти всегда мы оба в восторге от её выбора. Вот посмотрите, именно так она увидела это место и именно так хотела: выходя из номера на верхнем этаже, садиться за столик и любоваться потрясающей красотой вокруг.
Говорят, что лучше сначала посетить Нинь Бинь и Там Кок, этот так называемый «Халонг на суше», «Халонг среди рисовых полей», и уж только потом саму бухту Халонг. Так рекомендуют для того, чтобы восприятие «Халонга на суше» не померкло перед впечатлением от бухты Халонг. То есть, сначала посмотри на эти зелёные холмы среди риса на суше, а затем только поезжай на море. Считается, что настоящий Халонг на море по определению эффектнее и однозначно выигрывает у Нинь Биня. Мы так и поступили. В бухте Халонг мы побывали лишь полтора года спустя, в ноябре 2015-го. И вот что мы вам скажем совершенно определённо: и реальный Халонг среди изумрудной глади моря, и «Халонг на суше среди рисовых полей» Там Кок — настолько удивительные, потрясающие места, что совершенно некорректно сравнивать их самодостаточную красоту и уникальность каждого. Таково наше сугубое мнение. Конечно же, кто-то считает иначе. Но после посещения Халонга морского у нас ничуть, ни на малую малость не потускнели более ранние воспоминания о Нинь Бине, Там Коке, об их зелёных величавых скалах среди влажной рисовой зелени у их подножий. Но и бухта Халонг в свою очередь также засияла жемчужиной в копилке наших особых мест .
Несколько дней мы наслаждались здесь невероятными видами. Я забирался на крышу отеля и снимал оттуда округу.
Забавляли вот такие сцены с коровками на дороге перед отелем.
Мы гуляли по набережной вдоль реки, прикасались руками к старым стенам зданий, сидели на ступенях у воды, фотографировали. Вот короткое видео у самого центра набережной Там Кока.
Разглядывали заброшенные хижины под утёсами, которые уже давно пустуют. Да и жил ли кто здесь?
Мы уходили по дорожкам, плутающим среди рисовых полей.
Для местных жителей — это их будни, их повседневный труд, их занятие — выращивать рис. Наверное, это уже давно их образ жизни.
Повсюду, куда ни глянь — рис, рис, рис…
По пути наше внимание привлекли к себе большие кладки отложенной кем-то икры, очень крупной.
Почти все дни нашего здесь пребывания над холмами и полями висел туман, то густой и лохматый, то лёгкий, как дымка. Это придавало местности некую таинственность, размытость. Природа явно увлекалась акварелью, не жалея для своего творчества влаги и белил, а нам даря «очей очарованье».
Порой дорожки выводили в постройкам, как и всё здесь вокруг, очень старым. Вот уже недействующий храм. Внутри велись работы, мужички разбирали здание.
За одним из поворотов дороги обнаружили маленькую пещерку с алтарём внутри. Такие здесь то и дело встречаются. Люди приносят фрукты, зажигают ароматические палочки. Я даже заснял короткий ролик.
А река, следуя своим извилистым руслом, то и дело оказывалась рядом, вновь заставляя нас останавливаться и любоваться открывающимися видами.
В один из дней мы решили отправиться на велопрогулку и доехать до храма, находящегося в скале. Уже сама дорога радовала глаз, и мы то и дело притормаживали и фотографировали. Татьяна, конечно же, не устояла у фантастической красоты дерева, которое, тем более, роняло на землю крупные красные цветки.
Храм оказался довольно близко, километрах в трёх или чуть более от отеля. От дороги он отделён водоёмом, отделанным камнем по периметру и дающим вторую жизнь отражающимся в нём утёсам.
Ну, а нам через небольшой мосток — в храм, вот через эти ворота.
Внутри нас встретил лев.
Здесь к каждой ступени, каждой стене, каждому камню время приложилось всей своей вечностью. Сколько поколений прошло здесь, сколько глаз видели всё это, сколько ладоней трогало эти шершавые камни, сколько молитв послано богам.
Мы поднялись по ступеням к храму и попали на какой-то национальный обряд. Что тут происходило, чему было посвящено, мы, конечно же, не поняли. Но постояли, послушали, посмотрели. Я снял небольшое видео.
Кроме нас, зрителей ещё немного прибавилось — и местных, и приезжих.
Немного посмотрев и послушав, мы отправились в обратный путь. Благо мы были на колёсах, да и ехать было совсем недалеко.
Я продолжу рассказывать о нашем пребывании в Нинь Бине и покажу фото и видео нашей прогулки на лодке (самая популярная экскурсия по Там Коку). До новых рассказов!
Между реками Хонгха и Ма, примерно в 90 километрах к югу от . Площадь – 1 389 км², население – 906 900 человек (2011).
Столицей этой небольшой провинции является одноимённый города Ниньбинь, но особого интереса для туристов он не представляет и является популярной отправной точкой для путешествия по живописным сельским окрестностям.
Территория провинции Ниньбинь включает в себя также 18 километровый участок побережья Южно-Китайского моря, но пляжный отдых там не развит.
Главные местные достопримечательности созданы здесь самой природой – это живописный район Там-Кок с тремя пещерами, первый национальный парк Вьетнама – Кук-Фыонг, а также уникальный заповедник водно-болотных угодий – Ван-Лонг.
Также стоит обязательно посетить – огромный храмовый комплекс Байдинь, необычный собор Фат-Диен и древний город Хоалы (бывшая столица Вьетнама).
Древний город Хоалы (Cố đô Hoa Lư)
- был столицей первого централизованного феодального государства Дайковьет (официальное название Вьетнама с 968 по 1054 годы) до 1010 года, затем столица перенесена в Ханой. Является родиной 3-х вьетнамских династий – Динь, Ранняя Ле и Ли.
В прошлом Хоалы располагался на территории в 300 гектар (3 км²), включающей внешнюю и внутреннюю крепости с оборонительными стенами, ворота, дворцы, храмы и святыни, и был защищён известняковыми горами.
До нашего времени мало что осталось от того древнего столичного города – сохранились лишь 47 памятников, в том числе несколько императорских храмов и гробниц, ворота, пагоды, пещера Тхьен-Тон и гроты Чанг-Ан. Самые ранние памятники относятся ко второй половине X века.
Последние изменения: 05.11.2012Пагода Байдинь
Байдинь (Chùa Bái Đính)
или Бай-Динь
- крупнейший буддийский храмовый комплекс Вьетнама, расположенный в провинции Ниньбинь, в трёх километрах от древней столицы Хоалы. В последние годы стал популярным местом паломничества вьетнамских буддистов.
Комплекс Байдинь состоит из Старой пагоды, построенной в 1136 году (занимает 27 га), и Новой пагоды, построенной в период с 2003 по 2010 годы на территории 80 га.
Новая пагода является обладательницей сразу нескольких рекордов – это самая большая пагода Вьетнама, здесь находится крупнейшая в стране бронзовая статуя Будды весом 100 тонн, а также три 50-ти тонные бронзовые статуи Будды и огромные колокола весом 36 и 27 тонн.
Кроме того в Новой пагоде находятся более 500 каменных статуй архатов (духовных практиков), высотой до 2,5 метров и весом до 4 тонн каждая.
Последние изменения: 05.11.2012
Собор Фат-Диен (Nhà thờ chính tòa Phát Diệm)
- необычный католический храмовый комплекс, расположенный в 27 километрах к юго-востоку от города Ниньбинь.
Комплекс был построен в период с 1875 по 1898 годы и является великолепным примером архитектурной гармонии между востоком и западом.
Последние изменения: 05.11.2012
Там-Кок и Бич-Донг (Tam-Cốc
- Bích-Động)
– очень живописный район и популярное туристическое направление в районе города Ниньбинь.
Местные великолепные пейзажи напоминают всемирно известный залив Халонг, только в отличие от последнего, здесь нет моря, есть лишь извилистая река Нго-Донг, протекающая между зелёными рисовыми полями и отвесными известняковыми карстовыми скалами.
Экскурсия в Там-Кок длится обычно 3 часов и включает в себя поездку на лодке через прекрасные ландшафты, в том числе через три крупные естественные пещеры, а также посещение древней пагоды Бич-Донг, построенной у подножия горы в 11 веке.
Последние изменения: 05.11.2012Заповедник Ван-Лонг
Заповедник Ван-Лонг (Khu bảo tồn thiên nhiên đất ngập nước Vân Long)
- крупный заповедник водно-болотных угодий, расположенный в 15 километрах к северо-западу от города Ниньбинь. Был создан в 1998 году с целью сохранение экосистемы дельты Красной реки (Sông Hồng). Занимает территорию около 3500 гектар.
На территории заповедника обитает более 100 видов птиц и около 40 видов животных, среди которых один из редчайших видов обезьян – Лангур Делакура, а также находящийся под угрозой уничтожений Дымчатый леопард.
Кроме того здесь очень красивая природа. Именно живописные пейзажи Ван-Лонга сделали его одним из самых популярных туристических направлений в провинции Ниньбинь.
Последние изменения: 05.11.2012
Кук-Фыонг (Vườn quốc gia Cúc Phương)
- является первым национальным парком Вьетнама и крупнейшим в стране. Находится в северной части Аннамских гор, сложенных известняковыми карстовыми породами. Площадь территории – 220 км².
Парк был основан в 1962 году с целью сохранения уникальной флоры и фауны влажных тропических лесов северного Вьетнама. Здесь произрастает около 2000 видов растений, обитает 97 видов животных, более 300 видов птиц, 76 видов пресмыкающихся, 46 видов земноводных, 11 видов рыб, а также почти 1800 различных насекомых.
Одним из самых известных представителей животного мира парка Кук-Фыонг – лангур Делакура (эндемичный вид обезьян семейства мартышковых, находящийся под угрозой исчезновения).
Также стоит отметить и очень редкого представителя хищной фауны – Цивета Оустона (зверёк семейства виверовых, с короткими лапами и длинным хвостом, обитающий на деревьях).
В многочисленных пещерах национального парка обитает почти 40 видов летучих мышей.
Кроме того, есть здесь и археологические достопримечательности, например пещера Древнего человека, в которой примерно 7500 лет назад жили люди, о чём свидетельствуют обнаруженные в ней захоронения и орудия труда.
Национальный парк Кук-Фыонг расположен в 40 километрах к западу от города Ниньбинь.
Последние изменения: 05.11.2012Как добраться до провинции Ниньбинь
Провинция Ниньбинь расположена в 90 километрах к югу от , из которого сюда можно доехать на такси или автобусе.
Такси до города Ниньбинь обойдётся примерно в 45-50 USD, а поездка на автобусе в 60000 донгов.
Автобусы отправляются с южного ханойского автовокзала (Giap Bat), ходят через 15 минут, время в пути - 1,5-2,5 часа в зависимости трафика. Билеты приобретаются в кассе автовокзала.
Последние изменения: 05.11.2012Видео Ниньбинь