Кутб минар индия. Кутуб-минар и железный столб дели. Архитектурный ансамбль Кутб-Минар
Минарет Кутб-Минар является самым высоким кирпичным минаретом в мире. Высота башни достигает 72,5 метров, а на вершину строения ведут 379 ступеней. Находится минарет в городе Дели, что в Индии. Башня считается объектом всемирного наследия и находится под защитой ЮНЕСКО.
Строительство башни начал первый мусульманский правитель Индии Кутбуддин Айбак. Он находился под впечатлением от афганского Джамского минарета и решил построить минарет ничем ему не уступающий и даже превосходящий его по красоте.
Фундамент будущей башни был заложен в 1193 году, но дальше строительство застопорилось. Позже, уже при правлении Ильтутмыша (наследник Кутбуддина), было возведено три яруса башни. И только в 1368 году был достроен последний пятый ярус.
Глядя на башню снизу вверх, можно проследить, как развивался и изменялся архитектурный стиль того времени.
Минарет Кутб-Минар построен на территории самой древней индийской мечети Кувват-ул-ислам, что в переводе означало “мощь ислама”. До этого здесь было несколько индуистский культовых сооружений, среди которых и храм бога Вишну. Некоторые стены индуистских храмов сохранились вплоть до наших дней и мирно соседствуют с минаретом.
Башня сложена из красного песчаника, а над третьим ярусом при строительстве использовали белый мрамор. Некогда башню венчал купол, но при землетрясении 1803 года он был обрушен. Восстанавливать его не стали, а его останки так и остались лежать неподалеку от минарета.
Диаметр основания башни равен 14,3 метра. С каждым ярусом башня всё больше и больше сужается, и на пятом ярусе диаметр этажа равен всего 2,7 метров. Стены башни расписаны замысловатой резьбой, среди которой встречаются и изречения из Корана.
Построив столь высокий минарет, было утеряна пожалуй главная особенность подобных строений. Как известно, минарет служит местом откуда несколько раз в день разносятся призывы муэдзина к молитве. Однако башня получилась столь высокой, что крик муэдзина был почти не слышен с неё.
Стоит отметить, что помимо башни здесь есть ещё одна, не менее занимательная достопримечательность — небольшая железная колонна, которая установлена неподалеку от минарета. Высота этого, с виду незамысловатого сооружения, всего 7,2 метра, а вес около 6 тонн.
Если верить летописям, то отлита колонна была в 895 году до нашей эры. Возникает вопрос, как колонна могла сохранится в целости и сохранности до наших дней и не заржаветь?! Благодаря ряду тестов удалось установить, что химический состав колонны почти 100% чистое железо.
До сих пор остаётся загадкой, как же удалось получить при плавке подобный состав железа, так как по тем временам данная процедура была технически невыполнимой! Ходят слухи, что материалом для плавки послужил метеорит, который упал на Землю почти три тысячи лет назад.
Считается, что если обнять колонну и загадать желание, то оно непременно исполнится. Вера в подобную мистическую силу колонны настолько велика, что администрация минарета приняла решение огородить колонну для её лучшего сохранения.
Для того, чтобы попасть на территорию минарета иностранным гражданам (туристам) придётся заплатить 5$. Фото и видео съёмка не запрещены.
Кутб-Минар (Qutb Minar), Куту́б-Мина́р, Кута́б-Мина́р
Кутб-Мина́р - самый высокий в мире кирпичный минарет. Построен в Дели (район Мехраули) несколькими поколениями правителей Делийского султаната. Минарет является средоточием комплекса исторических памятников разных эпох.
Кирпичный минарет высотой 72,6 метров представляет собой уникальный памятник средневековой индо-исламской архитектуры, и защищается ЮНЕСКО как объект всемирного наследия.
Первый мусульманский правитель Индии, Кутб уд-Дин Айбек под впечатлением афганского Джамского минарета, чтобы превзойти его, начал постройку минарета в 1193 году, но смог только завершить фундамент. Его наследник Илтутмиш, достроил ещё три яруса, а в 1368 году Фируз-шах Туглак достроил пятый и последний ярус. По внешнему виду минарета можно проследить развитие архитектурного стиля.
Диаметр основания - 14,74 м, диаметр верхней части башни 3,05 м.
Необычность орнаментов, украшающих комплекс, и абсолютная их несовместимость с исламом обусловлена тем, что для строительства использовался камень из развалин многих разрушенных индуистских храмов.Вот так и появилось это необычное сочетание и даже, своего рода, слияние разных религий в одном архитектурном культовом сооружении.
Железная колонна
Большую загадку представляет собой железная колонна высотой 7 метров и весом в 6 тонн. Колонна была воздвигнута царём Кумарагупта I династии Гупта, правившей в Северной Индии в период 320-540 годов. Первоначально колонна находилась в храме Вишну города Матхура, а на колонне помещался Гаруда. Колонна была перенесена на это место и вошла в состав индуистского храма, все остальные постройки храма были разрушены и использованы как стройматериалы для минарета Кутб-минар и для мечети Кувват-ул-ислам.
На колонне осталась надпись, посвящённая Вишну и царю Чандрагупте II (375-413 годы), состоящая из высокочистого железа. За 1600 лет колонна практически не подвергалась коррозии, о причине чего ведутся споры. Существовала теория, что колонна сделана из метеоритного железа (против которой свидетельствовало отсутствие никеля). По другим представлениям, в колонне использовался особый сплав, изобретённый индийскими металлургами. В результате анализа старой технологии производства железа было установлено, что вероятной причиной было невыведение фосфора в шлаки при отсутствии извести в технологическом процессе, отчего образовывалась особая защитная плёнка с содержанием фосфора, препятствующая коррозии. Вокруг колонны построена ограда. Считается, что если стать к колонне спиной и охватить её сзади руками, это принесёт счастье.
Башня Кутб-Минар (Kutb-Minar) June 20th, 2013
«Самая высокая башня в Индии, «седьмое чудо Хиндустана», когда-то возвышалась в центре города, носившего в XII-XIII вв. название Раи Питхора
.
(Высота башни-72,55 м, диаметр у основания — 14,4 м, диаметр у вершины - 2,44 м).
Никто не знает наверняка, кем и когда было начато строительство этого величественного монумента. Его происхождение теряется в мифах и легендах. Считают, однако, что первый этаж башни, известный также под названием Виджай Стамбх (Колонна Победы), был построен раджпутским князем Притхвираджей Чауханом в 1191 г. якобы для того, чтобы его любимая и чрезвычайно набожная дочь Сурадж Мукхи могла перед принятием пищи, поднявшись на башню, получать вдохновение от созерцания священной реки Ямуны. В 1199 г. первый этаж был якобы переделан мусульманским правителем Кутбуддином Айбеком, после чего она получила новое название - Кутб-Минар .
Надстраивался Кутб-Минар постепенно. Потомки Кутбуддина Айбека достроили второй и третий этажи в 1210-1236 гг., а четвёртый и пятый были добавлены к ним при императоре Фирузшахе Туглаке в 1370 г. На самой башне имеется множество надписей, повествующих о её строительстве, реставрации и самых различных переделках. Когда-то Кутб-Минар был увенчан куполом, который свалился в результате землетрясения в 1803 г. Один европейский инженер пытался восстановить купол, но усилия не привели к успеху: купол так и остался лежать в саду недалеко от башни. В результате землетрясений и дождей башня несколько наклонилась, однако, как считают правоверные мусульмане, изречения из Корана, высеченные на внешней поверхности по-арабски, дали ей силу устоять перед стихией.
И сегодня, спустя восемь с лишним веков после её создания, пройдя 156 ступеней (всего их в башне 379), можно подняться наверх, правда, всего лишь до первого балкона. Жестокие каноны индуистской религии, требующие от вдов соблюдения обычая “сати” (самосожжение), а также их исключительно тяжёлое положение в индуистских семьях толкали многих женщин на самоубийство, и все этажи башни были закрыты для широкой публики, включая первый.
Многие учёные и архитекторы до сих пор спорят: относить ли Кутб-Минар к памятникам индуистской архитектуры или мусульманской? Свидетельства и той и другой точек зрения весьма противоречивы. Вход в башню обращён на север, в то время как входы на всех других этажах обращены на восток.
Башня стоит прямо в грунте, а не на платформе, как чаще всего строились мусульманские памятники, и колокольчики, вырезанные в камне на стенах первого этажа - также типичный декоративный элемент индуистской архитектуры. Возможно, изречения из Корана были высечены на стенах башни позже.
Создатели Кутб-Минара, безусловно, были не только талантливыми математиками - они обладали и редким художественным вкусом. Именно поэтому, несмотря на разницу в отделке этажей, башня до сих пор поражает воображение всех, кто приходит полюбоваться ею.
-
Мусульманские завоеватели Индии не везли в своих обозах архитекторов и мастеров. Их первые сооружения в этой стране возводились местными зодчими-индусами, поэтому не могли не нести на себе отпечатка и влияния индуистской архитектуры. Так была построена мечеть Кувват-ул-ислам (в переводе с арабского - “могущество ислама”) - первая мечеть на индийской земле. Там, где она сейчас стоит, когда-то возвышался храм бога Вишну, созданный в 1143 г. Притхвираджей Чауханом.
Известный военачальник мусульманского правителя Мухаммада Гури Кутбуддин Айбек, покорив в 1191 г. Дели, превратил храм бога Вишну в мечеть. История свидетельствует, что он выбросил из храма всех идолов, разровнял каменную резьбу стен и из строительного материала, полученного в результате уничтожения 27 индуистских и джайнистских храмов, построил мечеть (высота её арок до 16,5 м, а ширина стен - 7, 7 м). Стены и хорошо сохранившиеся каменные колонны с изображениями людей и животных подтверждают предположения учёных о происхождении мечети. Для чисто мусульманской архитектуры характерен лишь строгий геометрический и растительный орнамент.
-
Строительство самой древней в Северной Индии мечети Кувват-ул-ислам началось в 1192 г. и закончилось в 1198 г. Об этом свидетельствуют цифры, высеченные в камне на центральном входе, который располагается с восточной стороны. На нём также сделана надпись, в которой призывается милость Аллаха к создателю мечети Кутбуддину. Красивыми каменными арками когда-то отделялся главный молельный зал от двора. Центральная арка высотой в 16 м, возвышающаяся за железной колонной, и сегодня поражает изящной резьбой по мрамору и песчанику, геометрическими орнаментами и сурами из Корана. При Шамсуддине Илтутмыше (1229 г.) и Алауддине Хилджи (1310 г.) мечеть была значительно расширена.
Во дворе стоит известная на весь мир железная колонна, происхождение которой до сих пор не совсем ясно. Историки утверждают, что колонна была отлита в 895 г. до н.э. и что, согласно древней санскритской надписи на ней, ещё раджа Дхава, правивший в Дели в начале IX в. до н.э., приказал своим ремесленникам отлить этот железный столб (высота - 7,2 м, диаметр у основания — 41,7 см, у вершины - 30,5 см, вес - около 6 т). Мусульманские летописцы, в свою очередь, доказывали, что колонна была привезена завоевателями из магометанских стран, расположенных к северу от Индии.
Третья версия называет создателем колонны императора Чандрагупту II Викрамадитья, потому что в надписи на колонне имеется слово “Чандра”. Особо религиозные индусы даже пытаются доказать, что столб был отлит во времена “Махабхараты”, затем перенесён в древнейшую столицу Индии Магадху (Бихар) и в конце концов доставлен в Дели и установлен в вишнуистском храме раджпутским князем Анангпалом, ибо его имя также высечено на поверхности колонны. Такое разночтение объясняется тем, что точный и полностью надёжный перевод надписи, сделанной на колонне, получить пока не удалось. Но о высоком мастерстве древнеиндийских металлургов, возможно, владевших навыками порошковой металлургии, она свидетельствует несомненно. Несмотря на колебания температуры, высокую влажность и многие столетия, прошедшие с ее создания, колонна не подверглась окислению и не несет на себе даже следов ржавчины. Химический анализ металла показал, что чистое железо в колонне составляет 99,72%.
Когда в 1739 г. персидский император Надир Шах захотел увезти железный столб к себе на родину, ему не удалось вытащить колонну из грунта. Отчаявшись, Надир Шах приказал обстрелять её ядрами, которые оставили на поверхности лишь незначительные отметины.
Существует поверье, что, если кому-либо удается обхватить столб руками, стоя к нему спиной, - ему на всю жизнь обеспечено счастье. Поэтому металл на этом уровне основательно отполирован посетителями Кутб-Минара.
В 1311 г. Алауддин Хилджи пристроил к мечети Кувват-ул-ислам величественные ворота, называемые Алаи Дарваза, или Ворота Аллаха. Украшенная тонкой резьбой по мрамору арка ворот (высота 18,3 м) по форме напоминает изогнутую подкову. Алаи Дарваза считается одним из самых замечательных образцов индо-мусульманского архитектурного синтеза.
Немного ниже уровня ворот из песчаника и белого мрамора выстроена небольшая, квадратная в проекции гробница Имама Замина, главного духовного лица мечети Кувват-ул-ислам. Имам Замин приехал в Индию из Туркестана во времена Сикандера Лоди и был весьма почитаемым лицом среди индийских мусульман.
-
С противоположной стороны мечети Кувват-ул-ислам, напротив Алаи Дарваза, высится любопытное сооружение, напоминающее по форме основание Кутб-Минара. Это - Алаи-Минар. Алауддин Хилджи, будучи человеком чрезвычайно тщеславным, решил превзойти своих предшественников и выстроить башню, которая была бы более чем вдвое выше Кутб-Минара (183 м). Строительство Алаи-Минара началось в 1311 г., но стены были подняты лишь на 15 м. Со смертью Алауддина в 1315 г. работы прекратились, и башня осталась недостроенной. Вход в неё расположен с восточной стороны. Наличие платформы под минаретом также полностью отвечает требованиям мусульманской архитектуры.
Как памятник архитектуры представляет интерес и гробница султана Шамсуддина Илтутмыша. Мавзолей был построен в 1235 г. дочерью султана Разией Бегам, которая сама правила в Дели в 1236-1240 гг. Усыпальница считается одной из самых древних мусульманских гробниц Индии. До сих пор хорошо сохранилась резьба по мрамору, строгие орнаменты и изречения из Корана. Над беломраморным надгробием когда-то возвышался купол внушительных размеров.
Построенный в 1317 г., мавзолей Алауддина Хилджи возвышается непосредственно напротив гробницы Илтутмыша. Когда-то рядом с мавзолеем находилась мусульманская школа (медресе) и небольшая мечеть.
Согласно легендам, довольно часто на долю башни Кутб Минар выпадала тяжёлая миссия – стать орудием сведения счётов с жизнью. Как правило, так поступали жёны султанов.
Само название этой знаменитой башни толкуется по-разному. Одно группа учёных считает, что название этой башни произошло от имени первого из тюркских султанов Кутбуддина Айбака. Вторые предполагают, что она получила такое название из-за имени святого из Багдада, на момент постройки переселившегося в Дели и пользовавшегося особым расположением Акбара. Его звали Кхваджа Кутбуддин Бахтияр Каки.
На сегодняшний день вокруг башни построено ограждение, а чтобы попасть на территорию дл знакомства с этой достопримечательностью необходимо приобрести билет.
Вход на территорию комплекса Кутб-Минар для иностранных граждан стоит $5, фотографировать и снимать на видео можно без ограничений.
В 1993 году минарет Кутб-Минар была внесена в список всемирного наследия ЮНЕСКО.
Минарет является средоточием комплекса исторических памятников разных эпох.
Минарет Кутб-Минар
Кирпичный минарет высотой 72,6 метров представляет собой уникальный памятник средневековой индо-исламской архитектуры и защищается ЮНЕСКО как объект всемирного наследия.
Первый мусульманский правитель Индии Кутб уд-Дин Айбек под впечатлением афганского Джамского минарета , чтобы превзойти его, начал постройку минарета в 1193 году , но смог только завершить фундамент. Его наследник достроил ещё три яруса, а в 1368 году Фируз-шах Туглак достроил пятый и последний ярус. По внешнему виду минарета можно проследить развитие архитектурного стиля.
Помимо обычной цели созывать людей к молитве в мечети Кувват-ул-Ислам, минарет использовался как башня победы, чтобы показать мощь ислама, а также как башня для обзора окрестностей с целью охраны города. Среди историков существует также мнение, что минарет назвали в честь первого тюркского султана Кутбуддина Айбака, по другой гипотезе - в честь святого из Багдада Кхваджа Кутбуддина Бахтияра Каки, который переселился в Индию и пользовался большим авторитетом у Акбара .
Диаметр основания - 14,74 м, диаметр верхней части башни - 3,05 м.
Необычность орнаментов, украшающих комплекс, и абсолютная их несовместимость с Исламом обусловлены тем, что для строительства использовался камень из развалин многих разрушенных индуистских храмов. Вот так и появилось это необычное сочетание и даже своего рода слияние разных религий в одном архитектурном культовом сооружении. (ИЛХ)
Минарет Ала-и-Минар
Минарет Ала-и-минар стал строить Алауддин Хильджи , собираясь его сделать в два раза выше, чем Кутб-Минар. Однако строительство было прекращено, когда конструкция достигла 24,5 метров и был построен только один ярус после смерти Алауддина. Первый ярус постройки сохранился до наших дней.
Мечеть Кувват-уль-Ислам
Мечеть Кувват-уль-Ислам (что означает Мощь Ислама ) известная также как мечеть Кутб, или Великая мечеть Дели, была построена Кутб-уд-Дин Айбеком , основателем ордена мамлюков или Династии Рабов. Строительство мечети началось в 1190 году . Стройматериалами для мечети послужили двадцать семь разрушенных индуистских и джайнистских храмов. Это была первая мечеть, построенная в Дели после исламского завоевания.
В дальнейшем мечеть расширялась и достраивалась.
Мечеть сейчас разрушена, но внушительные развалины позволяют судить об исламской архитектуре.
К западу от мечети находится могила , построенная в 1235 году . Постройка мавзолея показывает отход от индийских обычаев кремации.
Ворота Ала-и-Дарваза
Внушительные ворота Ала-и-Дарваза Были построены первым султаном Дели династии Хильджи Алауддином .
Колонна из уникального железа
Большую загадку представляет собой железная колонна высотой 7 метров и весом в 6 тонн. Колонна была воздвигнута царём Кумарагупта I династии Гупта , правившей в Северной Индии в период -540 годов . Первоначально колонна находилась в храме Вишну города Матхура , а на колонне помещался Гаруда . Колонна была перенесена на это место и вошла в состав индуистского храма, все остальные постройки храма были разрушены и использованы как стройматериалы для минарета Кутб-минар и для мечети Кувват-ул-ислам.
На колонне осталась надпись, посвящённая Вишну и царю Чандрагупте II ( -413 годы), состоящая из высокочистого железа. За 1600 лет колонна практически не подвергалась коррозии, о причине чего ведутся споры. Существовала теория, что колонна сделана из метеоритного железа (против которой свидетельствовало отсутствие никеля). По другим представлениям, в колонне использовался особый сплав, изобретённый индийскими металлургами. В результате анализа старой технологии производства железа было установлено, что вероятной причиной было невыведение фосфора в шлаки при отсутствии извести в технологическом процессе, отчего образовывалась особая защитная плёнка с содержанием фосфора, препятствующая коррозии.
Вокруг колонны построена ограда. Считается, что если стать к колонне спиной и охватить её сзади руками, это принесёт счастье.
Гробница Имама Замина
На северо-востоке от Ворот Ала-и-Дарваза находится небольшая гробница суфийского святого XV в. имама Мухаммада Али, более известного как Имам Замин. Уроженец Туркестана Имам Замин пришел в Индию во времена правления Сикандара-шаха Лоди (1488-1517). Он был членом суфийского ордена Чишти . Гробница была построена при его жизни в 1537-38 годах, а через год он умер.
Площадь гробницы 7,3 м².
Галерея
India-Qutb-Close.jpg
Узоры разных эпох
India-Qutb-Yard.jpg
Двор комплекса
India-Qutb-Ruins.jpg
Qutub Minar in Delhi 03-2016.jpg
Общий вид минарета
Ошибка создания миниатюры: Файл не найден
Дворик в Кутб-Минар
См. также
Напишите отзыв о статье "Кутб-Минар"
Примечания
Ссылки
- Current Science , Indian Academy of Sciences, Vol. 88, No. 12, 25 June 2005 (PDF)
Отрывок, характеризующий Кутб-Минар
– Твой друг-воин пытался бороться со злом здесь так же, как он боролся с ним на Земле. Но ведь это уже другая жизнь, и законы в ней совершенно другие. Так же, как другое и оружие... Только вы вдвоём делали это правильно. А ваши друзья ошиблись. Они могли бы ещё долго жить... Конечно же, у каждого человека есть право свободного выбора, и каждый имеет право решать, как ему использовать его жизнь. Но это, когда он знает, как он мог бы действовать, знает все возможные пути. А ваши друзья не знали. Поэтому – они и совершили ошибку, и заплатили самой дорогой ценой. Но у них были прекрасные и чистые души, потому – гордитесь ими. Только вот уже никто и никогда не сможет их вернуть...Мы со Стеллой совершенно раскисли, и видимо для того, чтобы как-то нас «развеселить», Анна сказала:
– А хотите, я попробую позвать маму, чтобы вы смогли поговорить с ней? Думаю, Вам было бы интересно.
Я сразу же зажглась новой возможностью узнать желаемое!.. Видимо Анна успела полностью меня раскусить, так как это и правда было единственным средством, которое могло заставить меня на какое-то время забыть всё остальное. Моя любознательность, как правильно сказала девушка-ведьма, была моей силой, но и самой большой слабостью одновременно...
– А вы думаете она придёт?.. – с надеждой на невозможное, спросила я.
– Не узнаем, пока не попробуем, правда же? За это ведь никто наказывать не будет, – улыбаясь произведённому эффекту, ответила Анна.
Она закрыла глаза, и от её тоненькой сверкающей фигурки протянулась куда-то в неизвестность, пульсирующая золотом голубая нить. Мы ждали, затаив дыхание, боясь пошевелиться, чтобы нечаянно что-либо не спугнуть... Прошло несколько секунд – ничего не происходило. Я уже было открыла рот, чтобы сказать, что сегодня видимо ничего не получится, как вдруг увидела, медленно приближающуюся к нам по голубому каналу высокую прозрачную сущность. По мере её приближения, канал как бы «сворачивался» за её спиной, а сама сущность всё более уплотнялась, становясь похожей на всех нас. Наконец-то всё вокруг неё полностью свернулось, и теперь перед нами стояла женщина совершенно невероятной красоты!.. Она явно была когда-то земной, но в то же время, было в ней что-то такое, что делало её уже не одной из нас... уже другой – далёкой... И не потому, что я знала о том, что она после смерти «ушла» в другие миры. Она просто была другой.
– Здравствуйте, родные мои! – коснувшись правой рукой своего сердца, ласково поздоровалась красавица.
Анна сияла. А её дедушка, приблизившись к нам, впился повлажневшими глазами в лицо незнакомки, будто стараясь «впечатать» в свою память её удивительный образ, не пропуская ни одной мельчайшей детали, как если бы боялся, что видит её в последний раз... Он всё смотрел и смотрел, не отрываясь, и, казалось, даже не дышал... А красавица, не выдержав более, кинулась в его тёплые объятия, и, как малое дитя, так и застыла, вбирая чудесный покой и добро, льющиеся из его любящей, исстрадавшейся души...
– Ну, что ты, милая... Что ты, родная... – баюкая незнакомку в своих больших тёплых руках, шептал старец.
А женщина так и стояла, спрятав лицо у него на груди, по-детски ища защиты и покоя, забывши про всех остальных, и наслаждаясь мгновением, принадлежавшим только им двоим...
– Это что – твоя мама?.. – обалдело прошептала Стелла. – А почему она такая?..
– Ты имеешь в виду – такая красивая? – гордо спросила Анна.
– Красивая, конечно же, но я не об этом... Она – другая.
Сущность и правда была другой. Она была как бы соткана из мерцающего тумана, который то распылялся, делая её совершенно прозрачной, то уплотнялся, и тогда её совершенное тело становилось почти что физически плотным.
Её блестящие, чёрные, как ночь, волосы спадали мягкими волнами почти что до самых ступней и так же, как тело, то уплотнялись, то распылялись искристой дымкой. Жёлтые, как у рыси, огромные глаза незнакомки светились янтарным светом, переливаясь тысячами незнакомых золотистых оттенков и были глубокими и непроницаемыми, как вечность... На её чистом, высоком лбу горела золотом такая же жёлтая, как и её необычные глаза, пульсирующая энергетическая звезда. Воздух вокруг женщины трепетал золотыми искрами, и казалось – ещё чуть-чуть, и её лёгкое тело взлетит на недосягаемую нам высоту, как удивительная золотая птица... Она и правда была необыкновенно красива какой-то невиданной, завораживающей, неземной красотой.
– Привет вам, малые, – обернувшись к нам, спокойно поздоровалась незнакомка. И уже обращаясь к Анне, добавила: – Что заставило тебя звать меня, родная? Случилась что-то?
Анна, улыбаясь, ласково обняла мать за плечи и, показывая на нас, тихо шепнула:
– Я подумала, что им необходимо встретиться с тобою. Ты могла бы помочь им в том, чего не могу я. Мне кажется, они этого стоят. Но ты прости, если я ошиблась... – и уже обращаясь к нам, радостно добавила: – Вот, милые, и моя мама! Её зовут Изидора. Она была самой сильной Видуньей в то страшное время, о котором мы с вами только что говорили.
(У неё было удивительное имя – Из-и-до-Ра.... Вышедшая из света и знания, вечности и красоты, и всегда стремящаяся достичь большего... Но это я поняла только сейчас. А тогда меня просто потрясло его необычайное звучание – оно было свободным, радостным и гордым, золотым и огненным, как яркое восходящее Солнце.)
Задумчиво улыбаясь, Изидора очень внимательно всматривалась в наши взволнованные мордашки, и мне вдруг почему-то очень захотелось ей понравиться... Для этого не было особых причин, кроме той, что история этой дивной женщины меня дико интересовала, и мне очень хотелось во что бы то ни стало её узнать. Но я не ведала их обычаев, не знала, как давно они не виделись, поэтому сама для себя решила пока молчать. Но, видимо не желая меня долго мучить, Изидора сама начала разговор...
– Что же вы хотели знать, малые?
– Я бы хотела спросить вас про вашу Земную жизнь, если это можно, конечно же. И если это не будет слишком больно для вас вспоминать... – чуточку стесняясь, тут же спросила я.
Следующим серьезным историческим местом в Дели стал Кутуб-Минар, который наш гид отметил как мусульманский храм, в котором нет ничего мусульманского.
Кутуб Минар
Какая особенность у этой большой кирпичной башни? Дело в том, что Кутуб-Минар самый высокий в мире минарет, построенный из кирпича. Его высота около 73 метров, диаметр внизу - 15 метров, вверху - 3 метра.
Если приглядеться, то можно заметить, что Кутуб-Минар состоит из нескольких частей, отличающихся по дизайну. Причина этому, как всегда в те времена, проста - слишком медленные темпы строительства. Или слишком короткая продолжительность жизни заказчика.
Строить его начал первый мусульманский правитель Индии. Обратите внимание - мусульманский правитель. В конце XII столетия войска мусульман сломили сопротивление разобщенных индийских княжеств. К началу XIII века на всей территории Северной Индии образовалось единое мусульманские государство – Делийский султанат, а ислам стал новой религией Индии.
В итоге, противостояние мусульман и индуизма привело к тому, что в момент приобретения независимости англичане разделили Индию на две части, выделив из старой большой Индии мусульманский регион - Пакистан. Несмотря на официальную версию, озвученную гидом, об отсутствия противоречий и мирное существование, как нам показалось не все здесь гладко в смешанном индийском обществе. Но я забежал вперед. Итак, мусульманский правитель Кутб уд-Дин Айбек начал строительства самого большого минарета в мире, но успел сделать только фундамент. Его наследник пристроил еще 3 яруса, а закончили возведение в 1368 году, добавив 4-й и 5-й ярус.
Цель минарета как всегда прозаичная - показать, кто здесь самый крутой. А в остальное время проводить обзор окрестностей.
Историки обращают внимание на необычный дизайн башни. Он не характерен для мусульман, более того, в нем очень ярко выражены мотивы индуисских храмов. Возможно это сделано специально, так как у индусов была традиция отмечать крупные победы возведением "башни победы". И такой вариант дизайна был выбран, чтобы башня напоминала индусам на понятном им языке символов, кто победил в этой битве.
Раньше вход на башню был разрешен и можно было подняться на смотровую площадку на самом верху. Однако случилось несчастье, два школьника на экскурсии сорвались сверху и разбились. По этой причине вход на башню для посторонних был закрыт, а так как поддерживать ступени в рабочем состоянии перестали, то, со слов гида, теперь подъем наверх уже рискован сам по себе.
Следующим экспонатом, расположенным в непосредственной близости к Кутуб-Минару, стала грандиозная мечеть Кувват-уль-Ислам (что означает Мощь Ислама), которую еще называют Великая мечеть Дели. Но сейчас вы ее уже не увидите, так как она полностью разрушена и о ее размерах можно только догадываться.
Чем она интересна? Строительство мечети началось в 1190 году и строили ее из остатков двадцати семи разрушенных индуистских и джайнских храмов. Это очень хорошо видно по колоннам, они все разные.
Так как ислам запрещает изображение "животников" (как любил говорить наш гид) и людей, только абстрактные знаки, чтобы соблюсти требования ислама, но не расстаться с халявным строительным материалом, всем животникам и людям посрубали головы и другие, особо выдающиеся части тела.
В таком виде изображения уже не нарушали устои ислама и колонны старых индусских храмов пошли в стройку.
Это была первая мечеть, построенная в Дели после исламского завоевания.
Кроме того сохранилась еще гробница султана Алу-уд-дина Хильджи. Чем он прославился не знаю, в моей памяти не осталось следа.
На выходе мы поинтересовались у гида, а что еще за круглые развалины видятся за деревьями. Оказывается, еще один правитель решил превзойти Кутуб-Минар и начал закладывать фундамент более грандиозной башни, но не успел по уже знакомым нам причинам.
После его смерти желающих продолжить строительство почему-то не нашлось.
Ну а в заключении еще один снимок (как обещал nikor 35 мм)
Эти закутки, глубиной 2-3 метра были... "гостиничными" номерами. Раньше все было очень просто.
Железный столб Дели
А теперь о гораздо более интересном. Из уроков химии/физики многие вспомнят о знаменитом железном нержавеющем столбе, который нашли в Индии. Столб имеет высоту 7 метров и вес 6 тонн. И мы его увидели!
Кутуб-Минар (в центре) и нержавеющий железный столб (справа)
Первоначально столб находилась в храме Вишну города Матхура. Потом храм был разрушен сами уже знаете кем, остатки храма использовались как стройматериалы для минарета Кутб-минар и для мечети Кувват-ул-ислам. Столбу же применения найти не смогли, поэтому он просто стоит. Простоял он уже 1600 лет, являясь головной болью для местного управления культуры. Ведь если столб стоит и ничего с ним не происходит, значит на него ни бюджета не выделяется, ни реставрацию замутить, ни спирт, ни наждачку не списать. Невыгодной экспонат с экономической точки зрения для потомков.
Фото А. Моисеевой
Конечно, смириться с такой ситуацией никто не хотел, поэтому стали изучать загадочный столб.
Химическими анализами того, что удалось отковырнуть от него, установлено, что столб состоит из очень чистого железа (99,4-99,8 %). Среди примесей почти большую часть составляет фосфор. По содержанию углерода (до 0,15 %) это низкоуглеродистая сталь. Химический состав: Железо - 99,722 % Фосфор - 0,114 % Углерод - 0,08 % Кремний - 0,046 % Азот - 0,032 % Сера - 0,006 % Т.е. по большому счету обычное железо. Другие железяки, изготовленные умельцами по всему миру в аналогичное время практически не доживают до наших дней или доживают в очень покусанном ржавчиной виде.
Почему же этот железный столб не ржавеет? Есть несколько версий.
Столб сделан из чистого метеоритного железа, а как известно, все, что хоть как-нибудь связано с "оттуда", автоматически не требует дальнейших доказательств. Если железо "оттуда", значит оно имеет право не ржаветь.
Это древняя цивилизация, так как в те времена отлить столб такого размера технологий просто не было. А древняя цивилизация, конечно же "оттуда"
Это не цивилизация, это инопланетяне привезли "оттуда" прямиком и оставили нам, чтобы мы знали. А мы, тупые, так и не знаем.
Там, где появляется слово "оттуда", сразу же возникают вторичные последствия. Например, говорят, что колонна обладает лечебными свойствами, стоит ее обнять и будет тебе счастье и исцеление от всех болезней. Важно постоять возле колонны не менее получаса. Если бы эту колонну привезли к нам, то обнаружилось бы еще одно инопланетное свойство колонны. Если в мороз минус 40 голый индус обнимет колонну, да еще и лизнет ее, то она притянет его к себе и не отпустит, пока не потеплеет! Это будет покруче загадка, чем самоисцеление!
Но тайна как оказалась раскрывается просто - Многолетними усилиями российских исследователей выявлен ряд неизвестных ранее особенностей этой постройки. Например, оказалось, что фундамент колонны выполнен в виде двусторонней пирамиды (ромба) (Прим.В.С. - видимо эти самые ученые первый раз наконец-то взглянули на столб), он образует невидимый обычным глазом вертикальный энергетический поток, напоминающий по форме пламя свечи высотой около 8 метров и диаметром более 2 метров. Они же нашли внутри колонны миниатюрный атомный реактор, излучение которого защищает колонну от ржавления. Теперь то сразу стало все на свои места... Конечно же инопланетяне не при чем, просто древние индусы воткнули реактор в обычный кусок железки. Никакой уфологии, все по-земному, по-человечески. А то честно говоря уже тошно от этого космического бреда (см.). Реактором и ромбом конечно же легко объясняется чудо излечения - энергетические потоки великая сила. Особенно в форме свечи.
Еще одна удивительная вещь, в 1739 году в столб было выпущено пушечное ядро, которое не нанесло ему никакого вреда, как утверждают путеводители. Учитывая, что пушечные ядра в среднем имели вес от килограмма до 18 кг, большую пушку вряд ли прикатили бы для этого эксперимента, били скорее всего из какой-нибудь пехотинской. Пусть будет 9 кг. Вес столба 6 тонн. Поэтому максимум, что могло сделать ядро - небольшую вмятину. И она есть на столбе. А вот чего-либо "удивительного" в этом факте как раз нет.
Тема мне была любопытна с инженерной точки зрения, хотя я не металлист, имею только общие представления из техникумовского курса. Вот что удалось выяснить. Во-первых, столб не имеет космического происхождения, так как не содержит характерные для "космического железа" примеси, в частности никель. Поэтому версия "оттуда" начинает рушиться. Во-вторых этот столб далеко не уникален. В городе Дхар (штат Мадхья Прадеш) находится несколько металлических столбов похожих на знаменитую железную колонну, только они более старые и расположены горизонтально.
Три нержавеющих столба из города Дхар
И, кстати, не круглые. Только про эти три столба дают очень мало информации, так как если их привезти и расположить рядом с Делийским, то версия прямого происхождения "оттуда" сразу начинает увядать. Как и другие невероятные столбовые способности.
Более того, в основании делийского столба обнаружены следы коррозии, а если не ошибаюсь, в 60-х годах прошлого века столб подвергли чистки. Не думаю, что чистили его только от птичьего помета. Потому что одно время он выглядел вот так:
Старая фотография заставляет усомниться в полной "нержавейке"
Так как анализ проводили не только вышеупомянутые "псевдоисследователи", но и другие ученые, наиболее правдоподобной мне показались следующие выводы:
В химическом составе железа содержится высокий процент фосфора, который образует защитный слой на поверхности металла и заодно придает изделию из такого железа ломкость. Еще раз посмотрите на фотографию места удара ядра и трещины, которые пошли вбок.
Индийскими учеными из Department of Materials and Metallurgical Engineering, Electrochemistry and Corrosion Division, Defense Materials and Stores Research and Development Establishment, Indian Institute of Technology, Kanpur в феврале 2002 года были проведены обстоятельные исследования со следующим резюме (перевел с английского как мог): Критическим фактором высокой коррозионной стойкости является формирование тонкого металлооксидного слоя, который резко снижает скорость коррозии. Процессу формирования защитного слоя из кристаллического фосфата помогают циклы смачивания и сушки, что является важным вкладом в устойчивость к коррозии. Таким образом, коррозионная стойкость железного столба Дели обусловлена как окружающей средой, так и высоким содержанием фосфора, обеспечивающего защитную пленку из кристаллического гидрофосфата железа.
Индийские ученые считают, что древние кузнецы не обладали уникальными знаниями химии сплавов, а просто подбирали состав железа опытным путем. А если мы вспомним, что древние индусы изобрели булат и вообще были очень опытными металлургами, то озвученная версия мне кажется наиболее верной.
На этом наше знакомство с Дели закончилось, и мы отправились в Агру.