Старое название благовещенского моста. Благовещенский мост: драгоценное ожерелье Невы. Новое имя и реконструкция
Мост был построен в 1850 году по проекту инженера С.В. Кербедза и стал первой, постоянно действующей, переправой через Неву. Чугунное, восьмипролетное сооружение соединило с Васильевский островс центральной частью Петербурга недалеко от здания Академии художеств, на стыке набережных Лейтенанта Шмидта и Университетской. Первоначально мост был назван Благовещенским, затем, в 1855 году, его переименовали в Николаевский, а в 1918 году мосту было присвоено имя Лейтенанта Шмидта, которым он именуется ипо сей день. Такое название мост носит в честь Петра Шмидта - известного лейтенанта черноморского флота, который за организацию восстания в Севастополе в 1905 году, был расстрелян. В его честь на стене павильона, расположенного рядом с центральной частью моста, висит мемориальная доска. Общая ширина моста достигает 24 метра, а длина - 331 метра.
Семь пролетов моста были выполнены из чугунных арочных конструкций, с «ездой по верху», восьмой пролет стал разводным в горизонтальной плоскости, двукрылым, расположенным у правого берегового устоя. Чугунная оградительная решетка инженерного сооружения решена в декоративно-художественном исполнении по проекту архитектора А. П. Брюллова. Звенья ее украсили трезубцы Нептуна с пальметкой и фантастические морские коньки, хвосты которых искусно вплетаютсяв растительный фигурный орнамент. Внутреннее пространство стоек моста заполняли фигуры различных по формам и высоте сосуды. Декор моста завершался газовыми металлическими фонарями, сделанными по проекту Д. Цветкова, а также часовней Николая Чудотворца по проекту архитектора А. И. Штакеншнейдера, которая не сохранилась до наших лет.
Мост Лейтенанта Шмидтапрослужил верой и правдой практически сто лет. Лишь в период с 1936 по 1938 годы была произведена реконструкция моста под руководством академика Г.П. Передерия и архитектора Л.А. Носкова, вызванная увеличением транспортных нагрузок и судоходства. В ходе капитальной перестройки, чугунные конструкции были заменены на стальные, что привело к уменьшению веса моста в четыре раза. Так же реконструкции подвергся разводной пролет, на замену которому пришла железобетонная арка, облицованная гранитом, а остальные пролеты моста были заново перекрыты неразрезными стальными арками. К слову сказать, при проводимых ремонтных работах, новые конструкции моста были впервые в истории советской строительной техники изготовлены методом электросварки.
Однако проведенная реконструкция моста существенно изменила внешний облик этого сооружения. Прямые линии новых пролетных балок придали его очертаниям несколько суховатый характер, а удаленные старые фонари и часовня несколько упростили затейливый декор. Сейчас напоминанием о прежнем мосте служат лишь те красивейшие перила, использованные для ограждения с самого начала и не тронутые реконструкцией. Новые фонарные столбы были изготовлены по проекту архитектора Л. А. Носкова. Нужно заметить, что смонтированные декоративные составляющие моста не исчезли бесследно: фонари в настоящее время освещают Марсово поле, а чугунные арочные конструкции ушли на строительство моста через реку Волгу в Твери и служат по сей день.
В настоящий момент, мост Лейтенанта Шмидта, украшенный двумя павильонами и высокими фонарными столбами, является единственным из подобных сооружений на Большой Неве, опирающийся на деревянные сваи середины 19 века и славится своей прекрасной панорамой, открывая великолепный вид на исторический центр города с Исаакиевским собором, Адмиралтейством, и живописной Университетской набережной.
Текст подготовила Анжелика Лихачева
Благовещенский мост (ранее - Николаевский, Лейтенанта Шмидта) расположен на Английской набережной в створе площади Труда, на Васильевском острове - на стыке набережных Лейтенанта Шмидта и Университетской. Стал первым постоянным мостом на реке Неве. До строительства постоянного моста существовал наплавной Исаакиевский мост, который был расположен выше по течению в створе площади Декабристов (бывшей Сенатской) и Университетской набережной на Васильевском острове. Он был наведён в 1727 году и стал первым наплавным мостом на реке Неве. До этого момента сообщение велось на судах. Своё название получил от церкви Исаакия Далматского. Наплавной мост был сооружён из деревянных барж, обустроенных деревянными прогонами и настилами. В двух местах мост имел подъёмные части для пропуска судов. Наплавной мост неоднократно ремонтировался, а в 1816 году баржи были заменены на понтоны и сделаны по проекту инженеров А.А. Бетанкура и Г. Треттера. Они сохранились до наших дней.
В связи с постройкой постоянного моста Лейтенанта Шмидта, наплавной мост в 1850 году был переведён вверх по течению и установлен в створе Дворцового проезда и Пушкинской площади (бывшей Биржевой) и получил название Дворцового.
С началом строительства постоянного Дворцового моста, в 1912 году его вернули на старое место - к площади Декабристов, после чего он вновь стал называться Исаакиевским. В 1916 году наплавной мост сгорел от искры проходящего буксира. Исаакиевский наплавной мост был первым и последним мостом, который прослужил 189 лет.
Постройке постоянного моста через реку Неву предшествовала огромная творческая деятельность мостостроителей. Предметом дискуссий была и трасса моста. Инженером Корпуса путей сообщения генерал-лейтенантом М.Г. Дестрема была предложена трасса моста, проходившая от истока Крюкова канала. Автор предложил заключить в подземную трубу часть Крюкова канала от его истока до пересечения с Адмиралтейским каналом и создать на этом месте предмостовую площадь с церковью посередине. Это сказалось на планировке района, прилегающего к площади Труда. Был засыпан Адмиралтейский канал (заключён в трубу) на участке от площади Декабристов до Крюкова канала, а на его месте разбит бульвар Профсоюзов.
С 1750 года до начала строительства моста было разработано более 40 проектов постоянного моста через реку Неву. Проблема разработки стояла перед городом долгие годы. Среди авторов проекта были такие изобретатели-самоучки, как И.П. Кулибин, крепостной крестьянин М. Калашников, ржевский мещанин М.И. Немилов и другие, а также иностранцы по происхождению инженеры П.П. Базен, И.К. Герард, европейские инженеры А.С. Лудон, И.Х. Брюнель, Б.П. Клайперон, Ж.-Р. Перроне, Дефонтен, А.Л. Витберг, В.И. Гесте и другие. Победителями в этом длительном соревновании стали инженер С.В. Кербедз и архитектор А.П. Брюллов.
В 1842 году проект постоянного моста был утверждён царем, после чего началось строительство, которое было закончено через 8 лет - в 1850 году. В день открытия мост получил название Благовещенского по имени находившейся на предмостовой площади церкви лейб-гвардии конного полка, а в 1855 году переименован в Николаевский. После революции мост был назван именем лейтенанта Шмидта.
Новый мост представлял сооружение, состоящее из восьми пролётов, из них - семь постоянных пролётов разных размеров были перекрыты 2-х шарнирными чугунными арками. В каждом пролёте было по 13 арок. Разводной пролёт располагался у правого берега и был перекрыт однорукавным несимметричным поворотным металлическим пролётным строением, состоящим из 2-х частей: низовой и верховой с пролётом в свету 21.33 метра. Длина моста составляла в те годы 298.2 метра, ширина - 20.3 метра, в том числе проезжая часть - 13.87 метра и два тротуара по 3.2 метра.
Устой левого берега представлял собой сплошной массив из бутовой кладки на свайном основании. Устой правого берега был выдвинут на 15.0 метров в русло реки, его длина составляла 90.0 метров и была равна длине 2-х частей разводного пролёта, располагавшихся при разводке вдоль берега. Устои облицованы гранитом.
Промежуточные опоры располагались на свайном основании и были ограждены 2-х рядными шпунтовыми перемычками с каменной засыпкой, что весьма ограничивало подмостовой габарит. Тело опор состояло из каменной кладки на гидравлическом известняковом растворе. Опоры облицованы гранитом.
Опора разводного пролёта была широкой и для принятия давления арок имела центральное ядро с рядами, наклонёнными соответственно ходу кривой давления, распёртой обратным каменным сводом, уложенным по дну разводного пролёта.
Покрытие на постоянных пролётах представляло собой торцовую мостовую, на разводном - дощатый настил. На мосту было установлено уникальное чугунное перильное ограждение художественного литья. Основным мотивом рисунка стали «морские коньки» (тритоны). Авторство рисунка приписывают архитектору А.П. Брюллову, но его подписи на чертежах нет. На одном из чертежей есть надпись С.В. Кербедза о том, что рисовал и чертил перила поручик Бельмеринг. Однако, знаток Петербургской старины В.Я. Курбатов считал, что рисунок принадлежит Огюсту Монферрану. Строительство моста осуществлялось под руководством инженера С.В. Кербедза. В таком виде мост просуществовал 85 лет.
Основной причиной переустройства моста послужило состояние его разводного пролёта, не удовлетворявшего условиям судоходства по реке Неве. Кроме того, разводной пролёт находился не на середине реки, а у правобережного устоя, где глубина и отверстие разводного пролёта были недостаточны для пропуска судов с глубокой осадкой.
Вопрос о реконструкции разводного пролёта возник ещё в 1885 году, когда был проложен Морской канал из Финского залива на Гутуевский остров, а глубоководные океанские суда не могли войти в Неву.
В 1936-1938 годах по проекту инженеров Г.П. Передерия и В.И. Крыжановского, архитекторов К.М. Дмитриева и Л.А. Носкова, мост был полностью перестроен. Количество пролётов сохранилось прежним - 8. Старый разводной пролёт был перекрыт железобетонным пролётным строением 2-х шарнирной арочной системы. Чугунные арочные пролётные строения заменены 3-х пролётными цельносварными металлическими пролётными строениями балочно-неразрезной системы.
Разводной пролёт расположен в середине моста. Пролётное строение металлическое цельносварное двукрылое, раскрывающейся системы с жёстко прикреплёнными противовесами, с электромеханическим приводом, с неподвижной осью вращения. В наведённом состоянии разводное пролётное строение превращается в балочно-консольную систему. Отверстие в свету - 42.0 метра.
При реконструкции часть опор была использована без изменений. Опоры разводного пролёта расширены для размещения в них механизмов развода, противовесов и пульта управления с использованием существующих свайных фундаментов.
Покрытие на постоянных пролётах асфальтобетонное по железобетонным плитам, а на разводном пролёте - деревянное. В трамвайной полосе осталась торцевая мостовая.
Перильное ограждение было восстановлено прежнее. Длина моста составляла 328.7 метров, ширина - 24.0 метра, в том числе проезжая часть - 11.8 метра, трамвайная полоса - 6.2 метра и два тротуара по 3.0 метра. На мосту были установлены новые столбы с шестигранными фонарями.
Мост Лейтенанта Шмидта является одним из первых цельносварных мостов. В процессе перестройки моста был использован способ подводного бетонирования, а также новый способ испытания пролётных строений водяной статической нагрузкой.
Снятые чугунные арки были перевезены в город Калинин и установлены на одном из мостов через реку Волгу. Старые фонари были установлены на Марсовом поле вокруг памятника борцам революции.
Работы по переустройству моста Лейтенанта Шмидта осуществлялись под руководством профессора Г.П. Передерия и В.И. Крыжановского.
В 1975-1976 годах по проекту инженеров Ленгипроинжпроекта Б.Б. Левина и Б.Н. Брудно был произведён капитальный ремонт разводного пролёта. Также в рамках проекта была произведена замена деревянного настила на эпосланбетонное по ортотропной плите, уложена новая гидроизоляция, деформационные швы и водоотводные трубки, установлено металлическое силовое ограждение.
Работы по капитальному ремонту разводного пролёта осуществлялись под руководством главного инженера СУ-1 Ленмостостроя Е.В. Лейкина, главного инженера РСУ Ленмосттреста Г. Киселева и прорабов Б.П. Романова, и Н.И. Тарасенко. Технический надзор вёл инспектор Дирекции В.А. Кононов и инженер ТО А. Мумрин.
В мае 2006 года мост был передан в реконструкцию. Работы по реконструкции выполнялись организацией ОАО «Мостоотряд 19» по проекту, разработанному ЗАО «Институт Стройпроект». Автор проекта реконструкции - Кузнецова Т.Ю., архитектор - Горюнов А.Е., главный инженер ЗАО «Мостоотряд 19» - Тарбаев Н.А., ответственный производитель работ - Кан И.Е. Технический надзор осуществляла СПб ГУ «Дирекция Транспортного строительства», главный инженер надзора - Зырянов О.В., инспектор надзора - Минагулов О.Т. Технические решения проекта были разработаны на основе анализа результатов историко-архивных исследований и детального обследования конструкций. Перильное ограждение, опоры освещения и павильоны моста являются памятниками истории и культуры и находятся под охраной КГИОП.
Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 14.08.2007 года № 920, подписанного губернатором В.И. Матвиенко, мосту через реку Неву у площади Труда и площади Трезини возвращено историческое название -Благовещенский мост.
Утверждение проекта моста последовало 15 октября 1842 года. Строительство началось в 1843-м году. Планировалось завершить его осенью 1846-го года. Однако, задача оказалась куда сложнее, чем предполагалось изначально. Грунтовые условия на трассе моста оказались чрезвычайно неблагоприятными для сооружения оснований под опоры. Ситуация усугублялась естественными факторами: большой глубиной, быстрым течением реки и периодическими колебаниями ее уровня, вызываемые ветрами западного направления. Поэтому работы по строительству затянулись. Тем не менее, все трудности были успешно преодолены Кербедзом, за что он регулярно повышался по службе и завершил строительство в чине генерала.
Карьера Кербедза породила в народе легенду. Якобы Николай пообещал Кербедзу повышать его в чине за каждый смонтированный пролет моста, после чего Кербедз резко увеличил запроектированное число пролетов.
Длина моста составляла 298,2 м, ширина - 20,3 м, общая масса конструкций составляла 9500 тонн. По тем временам это был самый длинный мост в Европе.
Изначально предполагалось, что мост будет украшен скульптурами, авторами которых были П. Клодт и Н. Пименов. Судя по надписям на чертежах, на первом правобережном быке предполагалось установить статуи работы Пименова, символизирующие "Торжество нал водой", "Санкт-Петербург" и "Москву". На берешовых устоях должны были быть установлены статуи "Новгород", "Киев", "Казань" и "Сибирь".
В 1849-м году чертежи и рисунки были представлены царю на утверждение. Однако Николай наложил резолюцию: "Отклонить впредь до времени". В итоге, скульптуры так и не были установлены на мосту (академику Пименову даже не заплатили за работу).
В итоге,главным украшением моста стали его ограждения.
Перила представляют собой непрерывный ряд ажурных чугунных секций-панелей
между такими же "прозрачными" стойками.
Проект рисунка перил неоднократно менялся. Первоначальные варианты очень напоминали (в обогащенном, усложненном виде) рисунок перил Аничкова моста. Однако перила высотой 1, 35 м получились слишком тяжелыми (их масса на четверть превышала расчетную). Поэтому в следующем варианте высоту решетки понизили до 1, 12 м и облегчили рисунок. Но утвержден был итоговый, четвертый вариант, с высотой 1,22 м, в котором увеличили длину секций, а количество стоек уменьшено почти в два раза.
Традиционно проект перил приписывается Брюллову. Однако, на чертежах фамилия или подпись Брюллова отсутствует, что дает право на жизнь самым разным гипотезам (так, существует версия, согласно которой автором рисунка перил является Огюст Монферран).
У каждой опоры моста были установлены газовые светильники в виде коринфских колонн на полом чугунном пьедестале, увенчанных многогранными застекленными фонарями.
В 1850-м году работы завершились и 21 ноября 1850 года мост был открыт для движения. В честь этого события была отчеканена медаль по проекту Федора Толстого.
В 1852-м году принимается решение установить на мосту часовню, в связи с чем был объявлен конкурс. Вот как выглядел вариант проекта, разработанный одним из участников конкурса - архитектором Николаем Бенуа.
Однако до срока был утвержден и реализован на практике в 1854-м году проект архитектора А. И. Штакеншнейдера.
В 1855-м году в память об умершем Николае I мост в первый раз сменил свое название и стал Николаевским.
Для своего времени мост превосходно отвечал всем требованиям судоходства. Принятые Кербедзом габариты разводного пролета (ширина - 21,34 м, глубина - 6,1 м) почти вдвое превышали габариты тогдашних судов. Но к началу XX-го века размеры судов заметно выросли и вскоре габариты судоходного пролета стали недостаточными для их пропуска.
Кроме того, из-за несовершенства механической части разводного пролета проводка судов совершалась чрезвычайно медленно (из-за постоянно возрастающей деформации правобережного устоя началось заклинивание поворотных пролетных строений, так что в последние годы перед его реконструкцией приходилось при разводке моста использовать буксиры). Требовалась реконструкция моста.
Один из первых проектов реконструкции Николаевского моста принадлежал начальнику С.-Петербургского округа путей сообщения Тимонову, который еще в 1901-м году составил эскизы его переустройства.
Через три года препятствия, создаваемые мостом стали столь ощутимыми, что судовладельцы и судостроители обратились в С.-Петербургский округ путей сообщения с настоятельным требованием принять меры к увеличению пропускной способности моста.
На состоявшемся 10 декабря 1904 года совещании было высказано мнение, что желательно переустройство Николаевского моста, чтобы разводная его часть была сооружена по середине реки с отверстием шириной не менее 18 сажен (37,41 м); при этом раскрывание пролета производилось бы по сигналу проходящего судна в течении 30 секунд.
В последующие годы было выдвинуто несколько проектов реконструкции, но осуществиться им помешала Первая Мировая война.
Благовещенский мост - первая постоянная переправа через Неву. Первые проекты подобных сооружений стали появляться в 1750-х годах. Однако долгое время это было слишком дорогой и сложной инженерной задачей. Нева обладает мощным течением, большой глубиной. Её весенние ледоходы создавали дополнительные трудности. Особую сложность добавляла необходимость создания разводного пролёта для провода мачтовых судов. В результате долгое время Санкт-Петербург обходился наплавными мостами.
Постепенное развитие технологий позволило к середине XIX века накопить опыт в возведении металлических переправ. В 1840-м году инженер Н. И. Богданов предложил проект моста через Неву с пролётными строениями принципиально новой системы - в виде металлических решётчатых ферм с параллельными поясами. Спустя один год молодой инженер путей сообщения Станислав Валерианович Кербедз разработал проект цепного трёхпролётного моста. Его работа получила высокую оценку специальной комиссии, рассмотревшей её 22 мая 1841 года . Однако, инженерам тех лет более надёжной считалась конструкция переправ из чугунных арок. Такие мосты к тому времени существовали уже не один год в Санкт-Петербурге, Кербедз как раз был одним из их строителей. В 1842 году он составил второй проект постоянного моста через Неву - с чугунными арками. 15 октября 1842 года он был утверждён.
Первый постоянный мост в Петербурге было решено строить между Васильевским островом и Английской набережной . Рождающуюся переправу назвали Невским мостом.
6 ноября 1842 года император утвердил "Положение о сооружении в С.-Петербурге постоянного моста через реку Неву ". Согласно этому документу создавался специальный комитет из высших чинов строительного ведомства. Комитет отвечал не только за устройство переправы, но и за благоустройство прилегающей к ней территории, в том числе за строительство Конногвардейского бульвара на месте Адмиралтейского канала, устройство примостных площадей. Положение включало в себя подробный план работ на три года:
"1) Осенью 1842 года устроить все временные сооружения, заготовить машины, инструменты, лесные материалы для фундаментов левого берегового устоя, примыкающих к одному закруглению набережной, и подземной трубы на месте Крюкова канала, набережных на Васильевском острове от Императорской Академии художеств до моста и от оного до 8 линии и первого от Английской набережной речного быка. Как скоро невский лёд будет довольно крепок, приступить к устройству стен, перемычек и к забивке свай, что и привести к окончанию до весны 1843 года. По вскрытии реки, весною будущего года приступить к сломке частей домов г-жи Холодковской и барона Шабо, к устроению подземной трубы и к производству каменной работы быка, устоя и набережен и к осени довести эту последнюю работу до начала чугунных арок. Работы же по устроению подземной трубы окончить к осени 1843 года, кроме устроений мостовой новой улицы, каковую произвести в начале лета 1844 по окончательной осадке насыпи; 2) Осенью 1843 года заготовить материалы для правого берега устоя, для толстого быка вращающегося моста и для двух ручных быков, зимою же с 1843 года и по 1844 год набить сваи и весной приступить к каменной кладке и кончить её до начала арок к осени 1844 года, продолжая притом кладку быка и набережен до их окончательного возведения; 3) Таким же образом с 1844 по 1845 год поступить с тремя остальными быками и кончить притом в течение 1845 года каменную кладку, в предыдущем году начатую. С зимы 1845 до осени 1846 года устроить кружальные подмостки, положить в дело чугунные арки, вращающийся мост с механизмом и привести к совершенному окончанию все остальные работы по верхнему строению моста, так, чтобы езда по постоянному мосту могла быть открыта до времени разведения невских плашкоутных мостов" [Цит. по: 1, с. 134, 135].
Таким образом, мост предполагалось возвести за четыре года. Но на практике срок оказался вдвое большим. Тогда в России велось три обсуждаемых общественностью долгостроя: сооружались Петербурго-Московская железная дорога, Исаакиевский собор и Благовещенский мост. В петербургских салонах говорили, что новая переправа через Неву долго не простоит, развалится, железная дорога будет строиться ещё много лет, а Исаакиевский собор вообще никогда не достроят. В связи с этим возникла такая шутка: "Мост через Неву мы увидим, но дети наши не увидят; железную дорогу мы не увидим, но дети наши увидят, а Исаакиевский собор ни мы не увидим, ни дети наши не увидят...
При строительстве Благовещенского моста впервые в практике отечественного мостостроения пришлось забивать сваи в глубину столь быстрой и полноводной реки. Работы под водой велись при помощи воздушных колоколов. Подводную часть береговых устоев выложили их финляндского гранита, надводную - из сердобольского. Их углубили в русло Невы на 10 метров. Газета "Северная пчела" 16 сентября 1844 года писала:
"Самая постройка моста - дело гигантское. Едва ли в новые времена проводились работы по такому огромному плану, с такою удивительною точностью, изяществом, вкусом и из такого драгоценного материала! Горы гранита переброшены сюда из Финляндии и, как нежный воск, повинуются гениальной мысли человека! Паровые машины бьют сваи посреди быстрой и глубокой Невы, между тем как под водою устраивают прочные каменные фундаменты на укреплённом сваями грунте" [Цит. по: 2, с. 41].
Пролётов у моста было построено восемь. Разводной пролёт, находившийся у правого берега Невы, соответствовал всем существующим в то время требованиям судоходства. При помощи механического разводного механизма два крыла моста раздвигались в горизонтальной плоскости примерно за 40 минут. Такой принцип развода моста был не нов. Но впервые в мировой практике крылья были сделаны в виде металлических раскосных ферм. Все металлические конструкции переправы изготавливались в России.
При проектировании моста Кербедз большое внимание уделял его внешнему облику. Он писал: "Те части быков, которые по положению своему подвергаются действию воды и ударов льда, оставлены без всякого постороннего украшения, благовидность их должна действительно состоять из одной только непоколебимой устойчивости и в соответственности наружных форм усилиям, на них действующим. Равным образом и самые арки, и подарочные части извлекают свою красоту от колоссальности размеров, но верхние части быков, перилы и полукруглые над быками площадки приобретают более благолепия от бронзовых и чугунных украшений, как то: от барельефов, фигур аллегорических, решёток, фонарей..." [Цит. по: 4, с. 255]
В создании художественного оформления моста принял участие архитектор Александр Павлович Брюллов . Он спроектировал чугунные перила, считающиеся одним из лучших образцов художественного литья того времени. Фонари газового освещения изготовили на заводе Ч. Берда по проекту инженера Д. Цветкова, утверждённому в январе 1850 года .
Планировалось украсить мост аллегорическими скульптурами по рисункам П. Клодта и Н. С. Пименова. К выполнению этой работы мастера приступили в 1846 году. Для украшения левобережного устоя Клодт создал эскиз конной группы, но было велено "проект отложить". Пименов задумывал целый комплекс из семи аллегорических композиций, посвящённых покорению водной стихии и основным городам и областям Российской империи: Санкт-Петербургу, Москве, Киеву, Новгороду, Сибири. Скульптуры предлагалось установить на опорах разводной части и на левобережном устое. В 1849 году работа Пименова была рассмотрена, после чего тематика скульптурных групп была несколько изменена. Но из-за финансовых затруднений от такого украшения моста пришлось отказаться.
Сооружение первого постоянного моста через Неву стало заметным событием в жизни Санкт-Петербурга. Вокруг строительства стали возникать легенды. Якобы, чтобы заставить строителей работать добросовестно, император Николай I пообещал Кербедзу награждать его повышением в чине за каждый построенный пролёт моста. Существует легенда о том, что проект переправы был тут же переработан в сторону увеличения количества этих пролётов. Эти события на самом деле являются вымыслом. Их хронология была следующей. 22 июня 1841 года Кербедз произведен в майоры Корпуса путей сообщения. Проект моста был утвержден 15 октября 1842 года. 6 декабря 1843 года Кербедз производится в подполковники. Газета «Северная пчела» от 16 сентября сообщает, что сооружение опор моста окончено. 11 апреля 1850 года Кербедз производится в полковники. В это время на мосту ведутся отделочные работы и идет подготовка моста к сдаче в эксплуатацию. 21 ноября Кербедза производят в генерал-майоры, в этот же день происходит торжественное открытие моста.
При сооружении Невского моста была перестроена и прилегающая к нему территория. На Адмиралтейском острове появилась Благовещенская площадь (сейчас площадь Труда) с Благовещенской церковью в центре. По этой церкви тогда и стали называть мост - Благовещенский. При создании площади часть Крюкова канала была заведена в трубу, таким образом мост был построен строго по оси канала. Со стороны Васильевского острова была значительно расширена набережная, здесь появилась новая площадь - площадь Трезини.
Для проверки грузоподъёмности Благовещенского моста на него втаскивали рельсы, которые из Бельгии, Франции и Англии ввозили морем для строительства Петербурго-Московской железной дороги.
21 ноября 1850 года состоялось официальное открытие моста для экипажей и пешеходов. Церемония началась с молебна, после которого Николай I с сыновьями прошёл пешком через мост на Васильевский остров, а назад проехал в открытой коляске вместе с наследником. В других экипажах следовали другие сыновья царя и муж великой княгини Марии Николаевны герцог Лейхтенбергский.
Мост стал самым длинным в Европе (298,2 метра), его ширина составила 20,3 метра. Масса металлических конструкция переправы - 95 000 тонн . Газета "Северная пчела" по поводу открытия переправы опубликовала стихи известного театрала Р. Зотова:
Красуйся, Русь, отечество святое!
Ты превзошла все древности века!
Там было семь чудес, ты создала осьмое,
И лучше, краше всех! Сильна была рука,
Создавшая нам памятник народный,
Тверда была та воля, как гранит,
Велевшая создать, построить мост подобный...
Он прочен, твёрд, как Русь! Века он простоит
Свидетельством могущества и славы
Усердной, преданной царям своим державы,
На удивление потомков и сынов.
И скажет летопись позднейшая веков:
Тогда был Николай - России повелитель,
А граф Клейнмихель - исполнитель!
В 1854 году по проекту архитектора А. И. Штакеншнейдера на быке у разводного пролёта была построена небольшая часовня. Её освятили во имя святого Николая Чудотворца.
Благовещенский мост быстро стал популярной достопримечательностью города. Один из современников писал:
"Любимая прогулка теперь - Благовещенский мост, драгоценное ожерелье красавицы Невы, верх искусства во всех отношениях! Мост прельщает в двойном виде. Днем он кажется прозрачным, будто филигранный, легкий как волны, а при полночном освещении является громадною массою, спаивающую между собою два города..." [Цит. по: 3, с. 14]
Особую популярность у прохожих Благовещенский мост получил также благодаря тому, что был единственным металлическим мостом в городе, на котором, как следствие, разрешалось курить.
Однажды, проезжая по Благовещенскому мосту, император увидел повозку с грубо сколоченным неокрашенным гробом, едущую в сопровождении лишь двух инвалидов в солдатских шинелях. император остановил свою карету и послал адъютанта узнать кого хоронят. Оказалось, что хоронят "отставного солдата, который более четверти века служил Богу, Царю и Отечеству". Николай I вышел из экипажа и отправился вслед за гробом. Вскоре за ним до Смоленского кладбища уже шла многотысячная толпа.
В феврале 1855 года в связи с кончиной императора Николая I мост переименовали в Николаевский.
К началу XX века переправа стала неудобной для новых судов. Разводной пролёт оказался для них узок, к тому же он был обустроен в мелкой правобережной части Невы. В 1901 году было предложено несколько инженерных решений переноса разводного пролёта в центр русла, но ни один из них не был воплощён в жизнь. Помешала начавшаяся Первая Мировая война.
В 1917 году за Николаевским мостом у Английской набережной стоял крейсер "Аврора" . Именно оттуда он произвёл знаменитый выстрел в сторону Зимнего дворца . Об этом событии напоминает находящийся на набережной памятник. А в строках у Маяковского можно прочесть:
А из-под Николаевского
чугунного моста,
как смерть,
глядит
неласковая
Аврорьих
башен
сталь.
В октябре 1918 года Николаевский мост переименовали в мост Лейтенанта Шмидта, в честь Петра Петровича Шмидта, руководившего восстанием на крейсере "Очаков" в 1905 году и казнённого за это.
К 1930-м годам из-за деформации правобережной опоры разводной механизм стало часто заклинивать. К тому же, строительство Беломоро-Балтийского канала значительно увеличило транспортную нагрузку на Неве. Это окончательно предопределило судьбу переправы. По проекту Григория Петровича Передерия в 1936-1939 годах мост Лейтенанта Шмидта был практически полностью перестроен. Его архитектурным оформлением занимался архитектор К. М. Дмитриев. Но не согласившись с утверждённой композиций, от работы он отказался. Дмитриева сменил архитектор Лев Александрович Носков.
Проект капитальной реконструкции переправы был принят в 1936 году, работы начались в апреле 1937 года. Новые механизмы для моста изготовили на Кировском заводе. Для обустройства разводного пролёта (его проектированием занимался инженер В. И. Крыжановский) по середине реки две центральные опоры пришлось несколько расширить. В них разместили механизмы развода и павильоны управления.
От старого моста остались только деревянные сваи и литые перила А. П. Брюллова. Сваи не стали менять из-за экономии финансовых средств, сжатых сроков строительства и из-за их отличного состояния несмотря на возраст. Присутствием таких деталей конструкции мост Лейтенанта Шмидта отличался от всех остальных петербургских переправ через Неву.
При реконструкции был применён новый метод соединения стальных конструкций - электросварка. Этот метод уже был опробован при строительстве Володарского моста , хорошо зарекомендовал себя и здесь. При ремонте мостовых опор применялся шведский способ подводного бетонирования, что так же было новым в отечественном мостостроении.
Длина обновлённого моста Лейтенанта Шмидта составила 331 метр. После реконструкции он стал на 9 метров шире, его ширина составила 24 метра. Масса новой переправы теперь составляла 2 400 тонн, то есть почти в четыре раза меньше прежней .
На месте разводного пролёта у правого берега Невы был построен пролёт из камня, разводным стал средний пролёт. Подъём его крыльев стал производиться всего за 55 секунд. На круглых башнях, стоящих в центре моста, укрепили памятные доски, посвящённые П. П. Шмидту и авторам проекта переправы. Находящуюся на старом разводном пролёте часовню Николая Чудотворца восстанавливать не стали. К тому времени она превратилась в склад для инвентаря мостовых уборщиков.
Чугунные конструкции старого моста были перевезены в Тверь, где в 1953-1956 годах были использованы при строительстве переправы через Волгу. Фонари со старого моста были установлены вокруг Мемориала борцам Революции на Марсовом поле .
8 сентября 1938 года проводилось испытание на прочность новых конструкций моста Лейтенанта Шмидта. Для этого на бетонном основании правобережной проезжей части соорудили пять деревянных водонепроницаемых ящиков высотой в один метр и водоизмещением в 900 тонн. Их заполнили водой из Невы, что было равносильно размещению на переправе легковых автомобилей вплотную друг к другу в пять ярусов. Спустя три часа воду из ящиков выпустили обратно в реку, после чего провели такую же проверку левобережных конструкций.
Движение по обновлённому мосту Лейтенанта Шмидта было открыто 5 ноября 1938 года. В 1976 году деревянный настил разводного пролёта был заменён на металлические листы.
При реконструкции моста Лейтенанта Шмидта выход Крюкова канала к Неве был заложен. На его месте устроили гранитный спуск к реке.
Вопрос о новой реконструкции возник в 2004 году. Так как для реконструкции моста отводилось несколько лет, закрытие переправы через Неву на такой срок значительно осложнило бы транспортную ситуацию в прилегающих районах. Поэтому рядом было решено навести временную переправу. Её строительство началось в 2005 году чуть выше по течению реки. Открыт мост-дублёр был в мае 2006 года.
Реконструкция моста производилась по проекту института "Стройпроект". Главными инженерами стали Т. Ю. Кузнецова и Ю. Ю. Крылов, главным архитектором - А. Е. Горюнов. Уже на первой стадии проектирования были решено максимально приблизить облик моста к тому виду, который он имел в середине XIX века. Вместе с тем, новая переправа должна была стать гораздо шире, её ширина увеличивалась с 24 до 37 метров. Этот замысел повлиял на всю стратегию проектирования и на выбор инженерных решений.
После осмотра конструкций было решено снова сохранить старые фундаменты опор, за более чем 150 лет службы они сохранились в рабочем состоянии. Стальные конструкции из-за износа пришлось полностью заменить.
Особые сложности возникли при проектировании нового разводного пролёта. Его ширина и вес значительно увеличивались, что требовало капитальной перестройки соответствующих опор. Но это было крайне нежелательным. В результате проектировщиками было найдено уникальное решение. Тяжёлые крылья были оперты на концы соседних ферм стационарных боковых пролётов. Противовесы (тоже впервые в мостостроении) были изготовлены с использованием свинцовых блоков, что свело до минимума их размеры. Новейшая система гидропривода обеспечила плавность и быстроту подъёма крыльев разводного пролёта, вес каждого из которых составил 515 тонн .
Павильоны, в которых осуществляется управление механизмами разводки, поставленные здесь ещё К. М. Дмитриевым, были сохранены. Но из-за расширения проезжей части их переместили на мощных консолях. Сохранились и прежние фонари. Но их сделали несколько выше, так как увеличивалась ширина моста.
е. В 1850 соединил Васильевский остров с Английской набережной. Мост cчитается границей между рекой Невой и началом Финского залива - Невской губой. Cооружение Благовещенского моста стало одной из трех грандиозных построек первой половины XIX века наряду с железной дорогой из Санкт-Петербурга в Москву и Исаакиевским собором.
История
В 1727 году от современной Исаакиевской площади на Васильевский остров был переброшен плашкоутный мост. Место переправы вблизи нынешнего моста Лейтенанта Шмидта было выбрано Меншиковым, чей дворец расположен на противоположном берегу. Мост, получивший название “Исаакиевский”, просуществовал до строительства моста, после чего был перемещён на место современного Дворцового моста .
С 1750-х годов стали появляться первые проекты постоянного моста через Неву. Однако долгое время это было слишком дорогой и сложной инженерной задачей. Санкт-Петербург обходился наплавными мостами.
Первый постоянный мост в Санкт-Петербурге было решено строить между Васильевским островом и Английской набережной. Начало строительству было положено в 1842 году, рождающуюся переправу назвали Невским мостом. Её проект создал Станислав Валерианович Кербедз. К тому времени Кербедз уже соорудил несколько однопролётных чугунных арочных мостов, отчасти потому и доверили возведение столь сложного на то время инженерного сооружения именно ему. Именно он спроектировал и проконтролировал изготовление знаменитого узора с изображением символов водной стихии: трезубца, раковины и гиппокампа, который и сейчас можно увидеть в ансамбле моста.
Опоры моста было решено оставить без декора, так как "благовидность их должна действительно состоять из одной только непоколебимой устойчивости". В создании художественного оформления моста принял участие архитектор Александр Павлович Брюллов. Он спроектировал чугунные перила, считающиеся одним из лучших образцов художественного литья того времени. Фонари газового освещения изготовили по проекту инженера Д. Цветкова. Планировалось украсить мост аллегорическими скульптурами по рисункам П. Клодта и Н. С. Пименова, но из-за финансовых затруднений от этого пришлось отказаться.
Сооружение первого постоянного моста через Неву стало заметным событием в жизни Санкт-Петербурга. Вокруг строительства стали возникать легенды. Якобы, чтобы заставить строителей работать добросовестно, император Николай I пообещал Кербедзу награждать его повышением в чине за каждый построенный пролёт моста. Говорят, что проект переправы был тут же переработан в сторону увеличения количества этих пролётов. Эти события на самом деле являются вымыслом, так как их хронология была следующей. 22 июня 1841 года Кербедз произведен в майоры Корпуса путей сообщения. Проект моста был утвержден 15 октября 1842 года. 6 декабря 1843 года Кербедз производится в подполковники. Газета «Северная пчела» от 16 сентября сообщает, что сооружение опор моста окончено. 11 апреля 1850 года Кербедз производится в полковники. В это время на мосту ведутся отделочные работы и идет подготовка моста к сдаче в эксплуатацию. 21 ноября Кербедза производят в генерал-майоры, в этот же день происходит торжественное открытие моста.
Пролётов у моста было построено восемь. Разводной пролёт, находившийся у правого берега Невы, соответствовал всем существующим в то время требованиям судоходства. При помощи механического разводного механизма два крыла моста раздвигались в горизонтальной плоскости.
При сооружении Невского моста была перестроена и прилегающая к нему территория. На адмиралтейской части появилась Благовещенская площадь (сейчас площадь Труда) с Благовещенской церковью в центре. По этой церкви тогда и стали называть мост - Благовещенский. При создании площади часть Крюкова канала была заведена в трубу, таким образом мост был построен строго по оси канала. Со стороны Васильевского острова была значительно расширена набережная, здесь появилась новая площадь - площадь Трезини.
21 ноября 1850 года состоялось официальное открытие моста для экипажей и пешеходов. Мост стал самым длинным в Европе (около 365 метров). Его назвали Благовещенским, по Благовещенской церкви Конногвардейского полка, находившейся на одноимённой площади (ныне Труда). Газета "Северная пчела" по поводу открытия переправы опубликовала стихи:
Красуйся, Русь, отечество святое!
Ты превзошла все древности века!
Там было семь чудес, ты создала осьмое,
И лучше, краше всех! Сильна была рука,
Создавшая нам памятник народный,
Тверда была та воля, как гранит,
Велевшая создать, построить мост подобный.
В 1854 году по проекту А. И. Штакеншнейдера на быке у разводного пролёта была построена небольшая часовня. Её освятили во имя Святого Николая Чудотворца.
Благовещенский мост быстро стал популярной достопримечательностью города. Один из современников писал:
«Любимая прогулка теперь - Благовещенский мост, драгоценное ожерелье красавицы Невы, верх искусства во всех отношениях! Мост прельщает в двойном виде. Днем он кажется прозрачным, будто филиграновый, легкий как волны, а при полночном освещении является громадною массою, спаивающую между собою два города...
Особую популярность у прохожих Благовещенский мост получил также благодаря тому, что был единственным металлическим мостом в городе, на котором, как следствие, разрешалось курить.
Однажды, проезжая по Благовещенскому мосту, император увидел повозку с грубо сколоченным неокрашенным гробом, едущую в сопровождении лишь двух инвалидов в солдатских шинелях. император остановил свою карету и послал адьютанта узнать кого хоронят. Оказалось, что хоронят "отставного солдата, который более четверти века служил Богу, Царю и Отечеству". Николай I вышел из экипажа и отправился вслед за гробом. Вскоре за ним до Смоленского кладбища уже шла многотысячная толпа.
В феврале 1855 года в связи с кончиной императора Николая I мост переименовали в Николаевский.
К началу XX века переправа стала неудобной для новых судов. Разводной пролёт оказался для них узок, к тому же он был обустроен в мелкой боковой части Невы. В 1901 году было предложено несколько инженерных решений переноса разводного пролёта в центр русла, но ни один из них не был воплощён в жизнь. Помешала начавшаяся Первая Мировая война.
В 1917 году за Николаевским мостом у Английской набережной стоял крейсер Аврора. Именно оттуда он произвёл знаменитый выстрел в сторону Зимнего дворца. Об этом событии напоминает находящийся на набережной памятник. А в строках у Маяковского можно прочесть:
А из-под Николаевского
чугунного моста,
как смерть,
глядит
неласковая
Аврорьих
башен
сталь.
В октябре 1918 года Николаевский мост переименовали в мост Лейтенанта Шмидта, в честь Петра Петровича Шмидта, руководившего восстанием на крейсере "Очаков" в 1905 году и казнённого за это.
К 1936 году разводной механизм стало часто заклинивать, что окончательно предопределило судьбу переправы. К тому же, строительство в 1930-х годах Беломоро-Балтийского канала значительно увеличило транспортную нагрузку на Неве. По проекту Григория Петровича Передерия в 1936-1939 годах мост был практически полностью перестроен. От старого остались только деревянные сваи и литые перила А. П. Брюллова. Сваи не стали менять из-за экономии финансовых средств, сжатых сроков строительства и из-за их отличного состояния несмотря на возраст. Присутствием таких деталей конструкции мост Лейтенанта Шмидта отличается от всех остальных петербургских переправ через Неву. При реконструкции был применён новый метод соединения стальных конструкций - электросварка. Этот метод уже был опробован при строительстве Володарского моста, хорошо зарекомендовал себя и здесь. При ремонте мостовых опор применялся шведский способ подводного бетонирования, что так же было новым в отечественном мостостроении.
Длина обновлённого моста Лейтенанта Шмидта составила 331 метр. После реконструкции он стал на 4 метра шире, его ширина составила 24 метра. На месте разводного пролёта у правого берега Невы был построен пролёт из камня. Находящуюся на старом разводном пролёте часовню Николая Чудотворца восстанавливать не стали. К тому времени она превратилась в склад для инвентаря мостовых уборщиков. Чугунные конструкции старого моста были перевезены в Тверь, где в 1953-1956 годах были использована при строительстве переправы через Волгу. Фонари со старого моста были установлены вокруг Мемориала борцам Революции на Марсовом поле. Движение по вновь отстроенной переправе было открыто 5 ноября 1938 года. В 1976 году деревянный настил разводного пролёта был заменён на металлические листы.
Дублёр Благовещенского моста, 2007 год
Вопрос о новой реконструкции возник в 2004 году. После осмотра конструкций было принято решение сохранить старые фундаменты опор, за более чем 150 лет службы они сохранились в рабочем состоянии. Стальные конструкции из-за износа пришлось полностью заменить. В 2005 году было начато строительство моста-дублёра, разместившегося рядом, выше по течению Невы. Мост-дублёр открылся в мае 2006 года.
Градостроительный проект реконструкции моста Лейтенанта Шмидта был представлен на общественные слушания в конце апреля 2005 года. Генеральным проектировщиком выступил Институт “Стройпроект”. В 2006 году начата реконструкция моста. Для этого с сентября 2005 рядом с мостом Лейтенанта Шмидта начато возведение временного моста, который был введён в эксплуатацию 9 мая 2006. В народе его тут же окрестили “сын лейтенанта Шмидта”. В период реконструкции по этому временному мосту осуществлялось движение транспорта и пешеходов. Одновременно с этим движение по мосту Лейтенанта Шмидта было перекрыто, и начался демонтаж пролётов, а затем и опор моста.
15 августа 2007 года состоялось торжественное открытие реконструированной переправы. Ей возвратили прежнее название - Благовещенский мост. Для увеличения пропускной способности Благовещенский мост расширили с 24 до 37 метров. Автомобильное движение было открыто на следующий день - 16 августа. Металлические конструкции моста-дублёра планировалось использовать при ремонте Дворцового моста в 2010 году.
Мост образца 2007 года
К ремонту моста приступили в октябре 2005 года, немного позже намеченного срока. Обновление Благовещенского моста обошлось городу в 3 млрд 977 млн рублей. Реконструкция моста проводилась организацией Мостоотряд №19 и была застрахована компанией «Гефест» на сумму более 2,47 млрд рублей.
15 августа 2007 года в 10 часов утра состоялась торжественная церемония открытия реконструированного моста - уже под названием «Благовещенский». Мосту вернули облик арочного Николаевского (Благовещенского) моста, изменённый в ходе реконструкции 1938 года. В связи с этим сооружению было решено вернуть его историческое название.
Хронология реконструкции
В планах строителей на начало июля было сдать мост в постоянную эксплуатацию 11 августа 2007 года, ко дню строителя (12 августа).
В середине июля на мосту завершились отделочные работы и строители приступили к укладке верхнего слоя асфальта.
Результаты двухлетнего ремонта
- На разводной пролёт моста установлен компактный гидропривод, оснащённый совершенно новыми гидроцилиндрами. Благодаря экономии в массе (часть веса перенесена с разводных на постоянные пролёты моста) при реконструкции моста отпала необходимость в ремонте опор разводного пролёта;
- Мосту вернули облик арочного Николаевского (Благовещенского) моста, изменённый в ходе реконструкции 1938 года;
- На мосту снято трамвайное движение, установлены барьеры, разделяющие встречные полосы;
- На переправе, установлены автоматические заградительные барьеры (аналогичные применяемым на железнодорожных переездах) которые ограничат доступ автомобилистов на мост в период разводки;
- Мост оснастили автоматизированной системой разводного пролёта;
- Мост-дублёр планировали использовать во время реконструкции Дворцового моста, но вскоре[когда?] мост-дублёр был разобран, вывезен на площадку временного хранения и впоследствии использован при реконструкции Большого Петровского моста.