Палаты бояр Романовых – I. Самый загадочный блогер россии Музей на варварке
Палаты Романовых находятся в Зарядье. Зарядье - так в старину называлась часть центра Москвы, расположенная «за рядами» торговых лавок, примыкающих к Кремлю.
Район расположен к Востоку от Кремля, между Варварской улицей, в советские времена носившей имя Разина, и Москвой-рекой.
Свое название он получил в XVI веке. И сегодня это место в центре Москвы.
Палаты Романовых в Зарядье - это единственная постройка, сохранившаяся от большой усадьбы бояр Романовых.
Палаты XVI-XVII вв. - филиал Государственного Исторического музея - «Палаты в Зарядье».
Входная плата в музей составляет 150 рублей и 100 фото.
По предположениям учёных, время основания усадьбы, относится к концу XV века - она обозначена уже на первом плане Москвы 1597 года.
Некогда усадьба была обширной и занимала видное место в топографии Москвы XVI в.
Бушевавший огонь не пощадил и Двор Государев. После пожара Варварская улица была расширена.
Возрождение двора началось только по избрании Михаила Федоровича на Российский престол.
Новый Государь разместился в царских палатах в Кремле, отчего дом стал известен как «Старый государев двор, что на Варварском крестце или у Варвары-горы».
К этому времени при Знаменской церкви на государевом дворе был уже протопоп Иаков с двумя священниками и третьим придельным и другими лицами клира.
Во время пожара 1668 г. сильно пострадали Палаты и в 1674 г. были разобраны под «погребной свод».
На месте сохраненной белокаменной основы XVI в. мастер Мелетий Алексеев соорудил в камне новые Палаты с крыльцом - нынешние первый и второй этажи филиала музея.
Уже в 1857 году здание стало носить статус исторического памятника.
Идея основателей музея была такова, что он должен был воссоздать бытовую обстановку предков русского царя.
Реставрация была осуществлена в 1857-1858 гг.
Был надстроен полностью утраченный верхний деревянный этаж в виде теремка с высокой крышей, достроено крыльцо.
В комнатах поставили богатые изразцовые печи, настелили паркет, стены обили дорогой парчой с царскими вензелями.
В комнатах также находилась серебряная и расписанная эмалями посуда, шитьё, женские украшения, сундуки, коробья, мебель, стены были украшены прекрасными росписями.
И, хотя здание строилось как часть монастыря, сочиненная в 1850-х годах придворными кругами, легенда стала называть его местом рождения царя Михаила Романова.
Жилые помещения представляли собой небольшие комнаты с тяжелыми сводчатыми потолками и предназначались для мужчин.
Кроме общей «трапезной», где семейство обедало, а также принимались гости, здесь находится «кабинет боярина» и «комната старших сыновей» с обширной библиотекой и «учебными пособиями»: астролябией, телескопом, географическими картами.
Женщинам отводился верхний деревянный этаж, который назывался теремом.
Здесь наоборот большие и просторные помещения, освещенные множеством окон.
Самое светлое из помещений - светлица - предназначалось для занятий рукоделием.
В женской половине также находилось большое количество книг, зеркала, разные женские принадлежности: коробочки и ларчики для румян, белил и сурмил, серьги, перстни, опахалы, а также и материалы для всевозможных рукоделий.
После революции 1917 г. в музее открыли «Музей старого русского быта» или «Музей боярского быта», сохранившего подлинные предметы давно прошедших лет.
С 1932 г. он является филиалом Государственного Исторического музея.
Здание филиала состоит из трех частей, разбитых на разные исторические отрезки: боярской кладовой XVI в., монашеских келий XVII в. и музейной надстройки XIX в
Очень интересный музей. Складывается впечатления, что ты попадаешь в прошлое. Несмотря на выходной день посетителей практически не было, а смотрители кратко рассказывали об экспонатах. Очень удивила потайная деревянная лестница.
Материал взят с сайта
Честно сказать, я не люблю музеи. Приезжая куда-то, всегда больше хочется посмотреть на настоящее города и на его жителей. Они дадут более живую и ясную картину, чем столетние стол или ковш. Но это не значит, что надо забывать свою историю и культуру. Есть музеи, куда надо сходить хотя бы один раз - туда, где писалась история нашей страны. Во многих странах похожие места являются гордостью для граждан. У нас всё немного не так.
Пост не перегружен фактами, именами и датами. Я старался упомянуть только самое интересное. В конце - что понравилось, а что нет.
1. Надеюсь, когда-нибудь Варварка станет прекрасной. Пока гулять здесь не очень уютно, да и дороги не чищены. Здание, напоминающее терем, - музей "Палаты бояр Романовых"
2. Их можно узнать еще по необычному грифону с мечом на крыше. Это загадочный герб рода Романовых, про который чуть позже
3. "Палаты" - довольно старый музей. Основал его ещё Александр II во второй половине 19 века. После революции рассказывать о Романовых стало не модно, и музей стал "боярского быта". После падения советов здесь снова стали больше говорить о династии
5. Усадьба Романовых была одной из самых богатых и больших в Москве. Такой её изображали на картах примерно во времена позднего Ивана Грозного
6. А такой она представлена на макете
7. На территории усадьбы Романовых были обнаружены фрагменты печей и срубов. Боясь пожаров, печи выносили из дома во двор
9. Довольно редкий портрет Михаила Романова. Чаще его изображали уже в более преклонном возрасте. Стать же царём ему пришлось в 16 лет
10. Идём в подвал, оставшийся от ранних построек усадьбы 16-17 веков
11. В таких местах прятали самое ценное, чем владел хозяин усадьбы - казну, доспехи, личные вещи
12. Это прапор (флаг) Никиты Ивановича Романова - поседнего боярина из этого рода, служившего во второй половине 17 века при своём родственнике - царе Алексее Михайловиче. Грифон, изображённый на прапоре - герб Романовых. Происхожение его до сих пор неизвестно.
По одной из версий его взял себе как личную эмблему прадед царя Алексея - Никита Романович - после взятия одного из западных городов при Иване Грозном. Грифоны встречаются и на некоторых других личных вещах Романовых. Позже про грифона забудут и только в середине 19 века утвердят гербом правящей фамилии
13. Здесь же в подвале небольшая военная экспозиция
14. Кладка сохранилась с 16-17 веков
16. И снова грифон. У ранних Романовых он был жёлтый, в 19 веке покраснел. Скорее всего это связано с тем, что восстанавливали герб по малочисленным сведениям прошлого и что-то приходилось придумывать на ходу
17. Палаты были разделены на мужскую и женскую половины. Самая красивая комната оказалась в мужской. Здесь проходили пиры и заседания. Роспись сводов чудом не погибла в советское время. Был приказ её уничтожить, но реставраторы придумали гениальную вещь - спрятать всё под слоем папиросной бумаги и побелить. Так и сделали. Тогда же стены были покрашены в синий цвет. Представляете, как всё уныло смотрелось? В конце 1980-х комнате вернули законный вид
18. В этом году, когда отмечалось 400-летие династии, экспозиция пополнилась некоторыми предметами. Финансовую поддержку музею оказали и потомки Романовых
19. Рабочий кабинет боярина
20. На женскую половину хозяином не допускался никто. Здесь воспитывались дети, девушки пряли пряжу и занимались рукоделием. Примерно в такой обстановке рос будущий царь Михаил
21. Ткацкий стан действующий
22. Сундук с учебниками для боярских сыновей
23. Глобусы выписывали из Европы. Это копия венецианского. Европа и Африка в 17 веке уже были неплохо изведаны
25. К одному из самых модных развдечений того времени - соколиной охоте - бояре тоже приучались с детства. Выезжали на охоту далеко за город, в глухие леса. До сих пор один из районов Москвы называется Сокольники
А теперь о печальном. Понравилось всё, кроме поведения нашего экскурсовода - Галины Константиновны Щуцкой. Похоже, её очень раздражало, что мы пришли с камерами. Пару раз она бросала фразы: "Вы много фотографируете, вместо того, чтобы слушать меня!". Потом вообще пошла в атаку, надеюясь таким образом оставить всех проигравшими: "Я сказала один раз, повторять не буду. Прослушали - ваши проблемы". И этот человек якобы хочет, чтобы у нас осталось что-то в памяти! А потом на каких-нибудь конферециях будет говорить, как мало люди знают про историю, и не ходят в музеи.
Такое встречается не только здесь, из-за такого многие не ходят в музеи. За 10 лет активных поездок я узнал десяток похожих случаев. И все они в России. Даже на Украине, не говоря уже про Европу, в музеях относятся к людям совсем по-другому.
Лично я пришёл в том числе и поснимать. Не слушать же про каждый чих бояр Романовых. Рассказывает она кстати не очень интересно. Кто такие блогеры, наверное, не знает и не понимает, что картинки нужны для отчёта, который каждый сюда пришёл сделать добровольно и за спасибо. Только для того, чтобы пробудить лишний интерес читателей к таким местам. Не понимает, что для съёмки надо время и иногда несколько дублей.
Перед экскурсией полчаса рекламировала свои книги. Я увлекаюсь историей, но эта реклама отняла много времени, которое я пришёл потратить на музей. От всего этого, экскурсия получилась очень белгой, так как за нами шла другая группа. Времени рассмотреть многое не осталось. Она попросту его украла. Справедливости ради скажу, что я купил всё-таки её книгу о Романовых. Да, интересная работа. Но горчинка осталась.
И ещё. Я не отношусь к любителям халявы и мне лично получить от музея ничего не надо, но могли бы за приход что-нибудь и подарить. О нашем приходе знали заранее. Ещё раз говорю, я не шёл за подарком, но это было бы просто правилом хорошего тона.
Из плюсов: вежливые смотрители и женщина-гардеробщик. На входе всем предлагаются бахилы хорошего качества, чего нельзя сказать про многие заведения.
В музее проводятся различные мероприятия для детей разных возрастов - спектакли, рассказы о первых Романовых, русском оружии, жизни древней Москвы. Также отмечаются праздники (Новый год, Святки, Масленица, Пасха). Рассказывается о традициях, ставятся представления, принимается участие в обрядах.
По словам музейных работников, желающих попасть на такие мероприятия очень много. О записи нужно договариваться заранее. Например, чтобы попасть на Новый год, придётся записываться в апреле.
Цены: 200р - взрослые, 70р - студенты и пенсионеры. Комнаты в палатах маленькие, группы посетителей небольшие.
Благодарю Александра Усольцева
По соседству с Кремлем, в восточном направлении, расположился один из старейших районов Москвы Зарядье, получивший свое название еще в XVI веке, благодаря тому, что находился "за рядами" торговых лавок. Именно там можно увидеть своеобразное трехэтажное здание с высокой четырехскатной крышей – усадьбу бояр Романовых, которая является частью комплекса «Палаты в Зарядье».
В него также входят несколько церквей и храмы. Дом Романовых делятся на две части – мужскую и женскую. В подвалах находятся кладовые. Интерьер усадьбы представлен подлинными предметами XVII века, по которым можно судить о культуре и жизни русского дворянства того времени.
Временем основания палат принято считать конец XV века, потому как палаты были отмечены на первой карте Москвы 1597 года. Возвел усадьбу Никита Романович, с отца которого, Романа Юрьевича, началась династия русских царей Романовых, брат Анастасии, жены Ивана Грозного, дед Михаила Федоровича, первого русского государя Романова. Увы, до наших дней в исходном виде сохранился лишь подвал, строительство которого относено к XVI веку.
В 1571 году дом Никиты Романовича, как предполагается, пострадал от пожара, сопутствующего нашествию Девлет-Гирея, как и весь город. А спустя десять лет владелец палат был подвергнут опале Ивана Грозного, отправившего к нему стрельцов для расхищения его состояния, лишившего крова. Оставшись в полной нищете, Никита Романович прибегнул к помощи своих соседей англичан, с которыми поддерживал хорошие отношения во время своего процветания. Иван Грозный все же вернул милость к родственнику супруги и, будучи при смерти, назначил Никиту Романовича советником своего сына, царствующего Федора Ивановича.
Получивший по наследству усадьбу, Федор Никитич, будучи в добрых отношениях с двоюродным братом царем Федором Ивановичем, привел двор в хорошее состояние. По приданию здесь появился на свет царь Михаил Федорович. Во времена Бориса Годунова Романовы, являясь претендентами на царский престол, вновь впали в немилость. Федор Никитич в 1599 году был заключен в тюрьму, а затем насильно пострижен в монахи, получив имя Филарет. Несмотря на то, что Филарет Никитич некоторое время все же жил в Москве при самозванцах, как монах, не мог находиться в своем доме.
После избрания Михаила Федоровича государем, который занял палаты Кремля, усадьба возродилась и стала известна как «Старый государев двор». В то время в палатах никто не жил, хотя при Знаменской церкви был протопоп Иаков и два священника. После того, как умерла мать царя, инокиня Марфа Ивановна, он создает указ о Знаменском монастыре, к которому должны отойти царские имения и угодья, в частности, родовая усадьба. Благодаря усилиям монастырских обитателей на подвалах были построены два кирпичных этажа – жилой, с тяжелыми сводчатыми перекрытиями, и подклеть. Помимо двух сооружений, которые являлись палатами Романовых, были сооружены деревянные кельи и больница.
В 1668 году Знаменский монастырь с усадьбой были повреждены во время пожара, о чем был донесено царствовавшему в то время Алексею Михайловичу. Дом был разобран до подвала и на его месте, благодаря стараниям мастера Мелетия Алексеева, было построено новое каменное здание с крыльцом, которое в наши дни и является музеем. С 1679 по 1752 год в палатах находилось монастырское управление и хранилище драгоценностей. В 1737 году произошел очередной пожар, поэтому казенные кельи перевели в другое место, а в усадьбе с 1752 года стал жить грузинский митрополит Афанасий со своими приближенными, который пробыл там 10 лет. С тех пор и до 1856 года из-за бедности монастыря палаты сдавались в аренду. После перенесения столицы в Петербург состояние усадьбы и самого монастыря и вовсе оставляло желать лучшего.
Только в середине XIX века императором Александром II было принято решение об устройстве в родовой усадьбе музея, который получил название «Дом бояр Романовых». Все наслоения, которые появились во время аренды, были убраны, усадьба обмерена и отреставрирована. Благодаря историческим аналогам придворный архитектор Ф.Ф. Рихтер воссоздал верхний деревянный этаж и достроил крыльцо. Комнаты были украшены изразцовыми печами, на стенах появилась дорогая парча с царскими вензелями, которая частично дожила до наших дней.
После революции усадьба получила название «Музея старого русского быта», в котором сохранились подлинные предметы ушедшей старины. Статус филиала Государственного Исторического музея палаты получили в 1932 году. На территории усадьбы обнаружена уникальная находка – гончарная мастерская XV-XVII веков и порядка 500 глиняных предметов, среди которых игрушки, изразцы, фрагменты посуды.
Палаты представляют собой русскую избу в классическом стиле в форме буквы «Г». Снаружи стены избы украшены наличниками окон, карнизами, угловыми полуколоннами. Изнутри находятся комнаты небольшого размера с низкими сводчатыми потолками, толстыми стенами и печами. Убранство комнат соответствует интерьеру XVII века.
Самая большая комната – боярская столовая, предназначенная для обедов, проведения пиров, приема гостей. Окна комнаты смотрят на улицу Варварка. В углу комнаты стол, за которым усаживались в соответствии со служебными должностями: самые почетные гости садились около хозяев усадьбы, менее знатные – с противоположной стороны. Руки можно было помыть в кумгане (умывальнике) с помощью лохани. В комнате стоят пять кресел, что было редкостью в русских домах, деревянные лавки, а также ларцы, обитые прорезным железом. Столовая украшена и иноземными предметами: шведским паникадилом, полавочниками из турецкого бархата, шкафом со слюдяными створками, нижние дверки которого украшены росписью.
Окна кабинета боярина смежного со столовой выходят во двор. Комната была местом досуга и ведения дел хозяина дома. В комнате стоят стулья, кресло, лавка и стол с принадлежностями для письма, над которым висит икона. В комнате можно увидеть книги в кожаных переплетах, находящиеся в сундуке-теремке, амстердамский глобус, произведение искусства 1642 года, портрет Т. Грамотина, относящийся к XVII веку и картину. На стенах – обивка из сукна и золоченой фландрской кожи, особо изысканного украшения для XVII века. Печь декорирована зелеными поливными образцами, на которых рельефно изображены исторические сюжеты, сказки и бытовые сцены.
Чтобы попасть в другую часть дома, надо пройти через лестничную площадку. Первая от площадки комната – сени, которые использовались в качестве «спальных чуланов» и мест хранения необходимых в быту вещей. В комнате стоят шкатулки, короба и ларцы с кружевами и тканями. Стенные ниши украшены кокошниками и барабаном с коклюшками и сколками. Из сеней можно пройти в светелку, женскую комнату. Комната светлая с тремя окнами. Комната особо передает суть быта женщин XVII века. Интерьер светлицы обставлен предметами, связанными с шитьем: пяльцами с образцами орнаментального шитья, сундука-укладки с шитьем. Стена украшена шитой пеленой с изображением Иисуса Христа. В светлице также можно увидеть створчатое зеркало, короба для тканей, ларец для драгоценностей, лавку, покрытую бархатом.
В подвал XVI века, сохранившийся до наших дней, можно попасть по внутренней лестнице. Там находятся сундуки для ценностей и денег, различная одежда и обувь, столовые принадлежности, железные светцы. Особое внимание привлекают доспехи, убор коня, холодное и огнестрельное оружие, с которыми боярин отбывал военную службу.
Все эти достопримечательности, являющиеся бесценными предметами искусства, интереснейшим образом преподносятся посетителям музея. Гостей и жителей столицы ждет театрализованная экскурсия с подробнейшим рассказом о быте дворян XVII века, а также с песнями и угощениями.
Адрес: 121345, Москва, ул. Варварка, д.10, м. Китай-город
Время работы:
Пн., чт., пт., суб.,вс. - с 10.00 до 18.00, касса до 17.00
ср. - с 11.00 до 19.00, касса до 18.00
Вторник - выходной день
Первый понедельник каждого месяца - санитарный день
Публикации раздела Архитектура
Где жили Романовы
М алый Императорский, Мраморный, Николаевский, Аничков - отправляемся на прогулку по центральным улицам Петербурга и вспоминаем дворцы, в которых жили представители царской фамилии .
Дворцовая набережная, 26
Начнем прогулку с Дворцовой набережной. На несколько сотен метров восточнее Зимнего дворца расположен дворец великого князя Владимира Александровича, сына Александра II. Раньше здание 1870 года постройки называли «малым императорским двором». Здесь почти в первозданном виде сохранились все интерьеры, напоминающие об одном из главных центров светской жизни Петербурга конца XIX века. Когда-то стены дворца украшало множество известных картин: например, на стене бывшей бильярдной висели «Бурлаки на Волге» работы Ильи Репина . На дверях и панелях сохранились вензеля с буквой «В» - «Владимир».
В 1920 году дворец стал Домом ученых, а сегодня в здании расположен один из главных научных центров города. Дворец открыт для туристов.
Дворцовая набережная, 18
Чуть дальше на Дворцовой набережной можно увидеть величественный серый Ново-Михайловский дворец. Его возвел в 1862 году знаменитый архитектор Андрей Штакеншнейдер к свадьбе сына Николая I - великого князя Михаила Николаевича. Новый дворец, для перестройки которого были выкуплены соседние дома, вобрал в себя стили барокко и рококо, элементы Ренессанса и архитектуры времен Людовика XIV. До Октябрьской революции на верхнем этаже главного фасада находилась церковь.
Сегодня во дворце располагаются учреждения Российской академии наук.
Улица Миллионная, 5/1
Еще далее на набережной расположен Мраморный дворец , родовое гнездо Константиновичей - сына Николая I, Константина, и его потомков. Его построил в 1785 году итальянский архитектор Антонио Ринальди. Дворец стал первым зданием в Петербурге, которое было облицовано натуральным камнем. На рубеже XIX и XX века здесь с семьей жил великий князь Константин Константинович, известный своими поэтическими произведениями, в предреволюционные годы - его старший сын Иоанн. Второй сын - Гавриил - в эмиграции написал воспоминания «В Мраморном дворце».
В 1992 году здание было передано Русскому музею .
Адмиралтейская набережная, 8
Дворец Михаила Михайловича. Архитектор Максимилиан Месмахер. 1885–1891. Фотография: Валентина Качалова / фотобанк «Лори»
Недалеко от Зимнего дворца на Адмиралтейской набережной можно увидеть здание в стиле неоренессанс. Когда-то оно принадлежало великому князю Михаилу Михайловичу, внуку Николая I. Строить его начали, когда великий князь решил жениться - его избранницей стала внучка Александра Пушкина Софья Меренберг. Император Александр III согласия на женитьбу не дал, и брак признали морганатическим: жена Михаила Михайловича не стала членом императорской фамилии. Великий князь был вынужден покинуть страну, так и не пожив в новом дворце.
Сегодня дворец сдается в аренду финансовым компаниям.
Площадь Труда, 4
Если от дворца Михаила Михайловича дойти до Благовещенского моста и свернуть налево, на площади Труда перед нами предстанет еще одно детище архитектора Штакеншнейдера - Николаевский дворец. В нем до 1894 года жил сын Николая I - Николай Николаевич Старший. В годы его жизни в здании также находилась домовая церковь, на службы сюда пускали всех желающих. В 1895 году - уже после смерти хозяина - во дворце был открыт женский институт имени великой княгини Ксении, сестры Николая II. Девушек обучали профессиям бухгалтера, экономки, швеи.
Сегодня в здании, известном в СССР как Дворец труда , проводятся экскурсии, лекции и фольклорные концерты.
Английская набережная, 68
Вернемся на набережную и пройдем на запад. На полпути к Ново-Адмиралтейскому каналу расположен дворец великого князя Павла Александровича, сына Александра II. В 1887 году он выкупил его у дочери покойного барона Штиглица - известного банкира и мецената, имя которого носит учрежденная им Художественно-промышленная академия. Великий князь жил во дворце до самой смерти - его расстреляли в 1918 году.
Дворец Павла Александровича долгое время пустовал. В 2011 году здание передали Санкт-Петербургскому университету.
Набережная реки Мойки, 106
На правой стороне реки Мойки, напротив острова Новая Голландия, расположен дворец великой княгини Ксении Александровны. Она была замужем за основателем русского военно-воздушного флота великим князем Александром Михайловичем, внуком Николая I. Дворец им подарили на свадьбу - в 1894 году. Во время Первой мировой войны великая княгиня открыла здесь госпиталь.
Сегодня во дворце находится Академия физической культуры имени Лесгафта.
Невский проспект, 39
Выходим на Невский проспект и двигаемся в направлении реки Фонтанки. Здесь, у набережной, расположился Аничков дворец. Его назвали так вслед за Аничковым мостом в честь старинного рода столбовых дворян Аничковых. Дворец, возведенный еще при Елизавете Петровне, - самое старое здание на Невском проспекте. В его строительстве участвовали архитекторы Михаил Земцов и Бартоломео Растрелли. Позже императрица Екатерина II подарила здание Григорию Потемкину. По поручению нового хозяина архитектор Джакомо Кваренги придал Аничкову более строгий, близкий к современному вид.
Начиная с Николая I, во дворце жили преимущественно престолонаследники. Когда на престол взошел Александр II, здесь жили вдова Николая I Александра Федоровна. После смерти императора Александра III в Аничковом дворце поселилась вдовствующая императрица Мария Федоровна. Здесь же вырос и Николай II. Он не любил Зимний и большую часть времени, уже будучи императором, проводил в Аничковом дворце.
Сегодня в нем располагается Дворец творчества юных . Здание также открыто для посещения туристами.
Невский проспект, 41
На другой стороне Фонтанки расположен дворец Белосельских-Белозерских - последний построенный на Невском в XIX веке частный дом и еще одно детище Штакеншнейдера. В конце XIX века его купил великий князь Сергей Александрович, а в 1911 году дворец перешел к его племяннику - великому князю Дмитрию Павловичу. Тот в 1917 году, находясь в ссылке за участие в убийстве Григория Распутина, дворец продал. А позже эмигрировал и вывез деньги от продажи дворца за границу, благодаря чему долго жил безбедно.
С 2003 года здание принадлежит Управлению делами Президента РФ, в нем устраивают концерты и творческие вечера. В отдельные дни проходят экскурсии по залам дворца.
Петровская набережная, 2
А гуляя возле домика Петра на Петровской набережной, нужно не пропустить белое величественное здание в стиле неоклассицизм. Это дворец внука Николая I, Николая Николаевича Младшего, верховного главнокомандующего всеми сухопутными и морскими силами Российской империи в первые годы Первой мировой войны. Сегодня во дворце, ставшем последним великокняжеским сооружением до 1917 года, располагается Представительство Президента Российской Федерации в Северо-Западном федеральном округе.