Один из самых древних храмов старого города. Старое Еврейское Кладбище
Костел святого Мартина в стене (Kostel svatého Martina ve zdi) всем своим видом показывает, что он – выходец из другого времени, другой эпохи. Потемневшие камни, острая готическая крыша, стрельчатые окна — всё вызывает ощущение разверзшейся у нас на глазах глубины веков.
Костёл даже много старше, чем это кажется с первого взгляда. Ведь готические формы он приобрёл не сразу, а в процессе дальнейшей перестройки.
Сейчас костёл оказался в самом центре современной Праги, в Старом городе. А в XII веке на этом месте было всего лишь предместье на правом берегу Влтавы, Уезд, расположенное напротив Вышеграда. Жители Уезда своим покровителем считали святого Мартина, поэтому костёл, построенный в 1178 году, получил имя этого святого. И вид у костёла был совершенно не такой, как сегодня. Это было здание-крепость, в котором равно можно было и молиться богу, и защищать жителей поселения от врагов. Костёл получился в романском стиле, однонефный, с колоннами и мощными стенами.
Пришло время, и Уезд поглотила расширяющаяся Прага. Он был просто подарен Собеславу II, тогдашнему королю Чехии. А что касается стены, фигурирующей в названии костёла, то она действительно имела место быть. Она прошла через костёл насквозь, разделив его на 2 части: одна часть принадлежала Старому городу, а вторая – Новому. Историки до сих пор гадают, почему Карл IV в середине XIV века так поступил, что его к этому подвигло, но разумного объяснения не находят. А тем не менее, причина таких действий должна существовать, и это, возможно только одна из тайн, которые хранит древнее здание костёла. С тех пор и укоренилось название – «Костел святого Мартина в стене».
Стиль ранних христианских построек, романский, в котором костёл был выстроен, не смог дожить до наших дней. Тогда в помещении был один неф и аспида полукруглой формы. Изо всего этого сохранилась только одна колонна, на неё обращают внимание посетители церкви.
При том же Карле IV костел подвергся перестройке, и ему были приданы готические черты. В то время готика господствовала в архитектуре, людям казалось, что, устремляя свои здания ввысь, они становятся ближе к богу. Здание костёла приобрело в результате реконструкции сводчатый потолок, колонны его удлинились.
В следующем веке, XV, костёл оказался обязан новой перестройкой купеческой семье Гольц из Кветнице. Костёл в это время стал ещё выше на целых 1½ метра, у него появились три нефа, а потолок стал нервюрным, то есть – рёберным. Семья оборудовала для себя личное молельное место в боковом нефе – маленькое помещение, и укрепила собственный герб на церковном фасаде.
И когда всё уже было так хорошо, случился пожар, и костёл сгорел. Однако в 1678 году его восстановили, и при оформлении добавили несколько декоративных деталей несвойственного стиля – барочного. Внутри костёла потолки расписали, изобразив праотца Адама и праматерь Еву как участников сцен из Ветхого завета. При этом Адам был в одежде, а Ева явилась посетителям церкви обнажённой. Это был смелый поступок художника, потому что персонажей из Библии в то время не изображали таким образом, и исключение в этом плане было единственное – потолок Сикстинской капеллы.
Вход, которым пользуются сегодняшние гости церкви, был построен в 1779 году.
Однако вскоре после посещения здания костёла Иозефом II, австрийским императором, появился вердикт о том, что в здании находиться опасно, так как оно вредит здоровью горожан. Непонятно, что так повлияло на императора, но с конца 70-х годов XVIII века здание стало влачить жалкое существование. Сначала там организовали склад, потом разместили торговые лавки и даже ресторан. Это было уже в XIX веке, однако вскоре судьбе костёла суждено было снова измениться, на этот раз – в лучшую сторону.
Нашёлся такой человек, Камил Гилберт, которому бросились в глаза фрагменты той, единственной уцелевшей, романской колонны, которая смотрелась странно среди ресторанного антуража. Внимание общественности было привлечено, настроения руководства изменились, и восстановление костёла началось. В восстановленном здании костёла расположилась церковь евангелистов.
О фигурке насмешливо улыбающегося мальчишки на крыше костёла повествует легенда, которую знают в Праге все. Мальчишка этот, сын бедной горожанки, не желал помогать матери, а проводил время в играх и баловстве. Одним из его любимых занятий были всяческие дразнилки и насмешки, которыми он донимал жителей окрестности. Однажды, взобравшись на крышу костёла, он предался любимому занятию, насмехаясь над проходившей процессией. Разгневанная мать, заметив его, в сердцах пожелала ему окаменеть на месте, что и было немедленно исполнено.
Ещё одна легенда касается гуситского движения. В то время гуситы подвергались гонениям, им приходилось встречаться тайно, и таким местом сбора служил костёл святого Мартина. Человек, который в то время служил в костёле, по имени Ян из Градеца, ввёл в практику причащение прихожан хлебом и вином. Это было смелое новшество, поскольку до этого только священники допускались к причастию. Гуситы таким своеобразным способом хотели подчеркнуть, что перед богом равны все. В обряде причащения фигурировала золотая чаша, и гуситы с тех времён получили прозвище чашников.
Скучны. Коль скоро под руками нет живого, то пусть будет хотя бы путеводитель
Место это для истории Праги важное. В экскурсию по Праге включить его стоит.
Святой Мартин Турский – один из пяти самых уважаемых святых Франции. Человек был редкостной души и добросердечия. Жил он в IV столетии. И до того как стать священником успел побывать военачальником. Легенда рассказывает, что еще служа в армии, однажды отрезал от своего плаща довольно солидный кусок и подал его раздетому нищему. Кому подал, как это выяснилось позже, был сам Иисус... Иисусу, представшему в таком виде... Испытавшим Мартина таким образом... По окончании государевой службы Мартин удалился в пустыню Лигуже и, приняв монашество, основал там монастырь. Вскоре он был провозглашен епископом Тура.
На его похороны в 397 году собралось более двух тысяч монахов. Что по тем временам было более чем солидным… Во время похоронной процессии, несмотря на осеннюю пору, расцветали цветы и пели птицы. Такой вот замечательный человечище!
За свое доброе расположение ко всем без исключения Святой Мартин был прозван Милосердным.
Что же касается костела Святого Мартина в Праге, то место это уникальное!
Здесь уже к 1140 году было поселение. Приблизительно тридцатью годами позже поселение назвали Уездом св. Мартина. Название это было связано с недавно построенным костелом Святого Мартина.
Правильно этот костел называется « костелом Святого Мартина в стене » . «Стена» в названии – самое интересное! Дело в том, что костел построенный еще в XII столетии, в середине XIII века оказался некоторой своей частью в выстроенной вокруг Старого Города городской стене. Эта стена была воздвигнута после того, как Вацлавом I в 1232 году было основан Старый Город. Рядом с костелом св. Мартина располагались одноименные городские ворота. Давно уже нет ни стены, ни ворот. Однако скошенный кирпичный угол на боковой стене костела дает возможность пофантазировать что-то было когда-то.
Храм перестраивали во времена правления Карла IV в 1350 году. А нынешний вид костел принял в 1488 году.
Во времена гуситских событий костел оказался политически знаковым. Именно здесь в 1414 году, впервые в Чехии, простой католический люд начал причащаться не только хлебом, но и вином. Нам, сегодняшним, в большинстве своем «
невоцерквленным»
, не дано понять грандиозности этого события. А в те времена вопрос причастия был настолько серьезным, что отчасти послужил катализатором к гуситским войнам… Умеренные гуситы-чашники позже даже водрузили свой главный символ победы, чашу для причастия, на крышу Тынского Храма …
Под нынешними заасфальтированными улицами вокруг ротонды св. Мартина раскинулось огромное кладбище. Здесь похоронена знаменитая семья скульпторов Брокофов. Большую мемориальную доску по этому поводу можно увидеть на наружной кладке пресвитерия.
Вследствие акта о веротерпимости, подписанного императором Иосифом II в 1781 году, ротонда святого Мартина с 1785 года прекратила свою религиозную деятельность. Богатое внутреннее убранство было перенесено в костел св. Вацлава в Старом Болеславе. До конца XIX века помещение храма использовалась в качестве складов и магазинов. Теперь костел принадлежит чешско-братской церкви.
Во время своей экскурсии по Праге подойти сюда надо непременно.
чехия романский готический архитектура
Несмотря на то, что каждый город в Чехии является своеобразным памятником архитектуры, Прагу можно по праву назвать столицей не только страны, но и всего архитектурного наследия чехов. Именно в этом городе собранно большее количество сооружений различных стилей и эпох. Прага вобрала в себя всю красоту и полноту готики, романского стиля, барокко и ренессанса. И предстает перед миром как смешение, своеобразный синтез разных архитектурных направлений.
Преобладающими в этом городе являются готический и романский стиль. Они гармонично сочетаются с новыми постройками, с новыми сооружениями.
Рассмотрим на нескольких примерах знаменитую пражскую архитектуру.
Романский стиль. Костел Святого Мартина в стене.
Костел был построен в конце 12 в. на поселении Уезд. При сооружении Староместских укреплений в середине 13 в. Уезд был разделен на две части. Большая часть осталась вне крепостных стен, оказавшись на территории будущего Нового города, а меньшая часть с костелом вошла в недра Старого города.
Как и все романские здания, костел Святого Мартина подвергся готической перестройке. Ее осуществили во время правления Карла-IV. Главный неф увеличил свою высоту и был перекрыт сводом, стена на юго-западе приобрела призматический вид, а пространство костела расширилось постройкой квадратного в плане пресвитерия. Последний был перекрыт ребристым сводом (типичный впоследствии конструктивно-декоративный элемент святынь пражской готики). Место их пересечения украшает роза и звезда.
Свой нынешний вид костел приобрел после перестройки в поздней готике, завершившейся в 1488 г., когда появились два боковых нефа, также перекрытые ребристыми сводами. Финансировала строительство семья Гольцев из Кветнице. Так называемая Гольцева молельня была соединена деревянным мостиком с их домом, находящимся по соседству (сегодняшнее крыло Платиза). До сего дня на его внешней стене виден встроенный портальчик, ведущий в молельню, на внешней стороне которого заметны следы от мостика и ограждения.
Возле костела когда-то давно было кладбище. Несколько подлинных надгробных камней разместились в интерьере костела.
Таким образом, пройдя сквозь различные эпохи не погибло средневековое дело, ценнейший документ романской и готической архитектуры.
Готический стиль. Собор Святого Вита в Праге.
Собор Святого Вита является духовной, художественной и национально-исторической святыней Чехии - здесь погребены чешские короли, здесь хранятся коронационные регалии средневекового чешского государства.
С 926 года на месте современного грандиозного храма существовала небольшая, круглая в плане церковь Святого Вита. В ХI столетии ее перестроили в трехнефную базилику.
В 1344 году в Прагу был приглашен французский архитектор Матье из Арраса. Он был назначен на должность главного строителя Праги. Матье из Арраса разработал план собора Святого Вита, сохранявшим схему, традиционную для готических соборов Южной Франции. В этом же году состоялась торжественная закладка первого камня собора. Строительство собора Святого Вита растянулось на столетия. Восточная часть храма была построена в XIV-XV веках, западная - только во второй половине XIX века. Окончательно собор был достроен только в начале ХХ столетия.
Фасады собора Святого Вита украшает обильная каменная резьба. Над порталом южного фасада расположена мозаика "Страшный суд" - самая ранняя чешская мозаика из сохранившихся. Высоко взметнувшая свой шпиль башня-колокольня собора Святого Вита на протяжении многих лет являлась самой высоким сооружением Праги. В интерьере собора Святого Вита все подчинено идее устремленности ввысь. Стена второго яруса выглядит сплошным кружевом оконных переплетов, окрашенных цветными стеклами витражей. Часть витражей выполнена по эскизам известного чешского художника рубежа XIX-XX веков Альфонса Мухи.
Очень интересна капелла Святого Вацлава - творение мастера Петра Парлержа. Капелла построена над гробницей Святого Вацлава, чешского князя в 924-935 годах, считающегося небесным покровителем Чехии. Стены капеллы украшены росписями и мозаикой из полудрагоценных камней - агата, сердолика, аметиста, яшмы. В центре капеллы возвышается статуя Святого Вацлава работы Петра Парлержа.
Современная архитектура. «Золотой ангел».
Одним из районов, в которые современной архитектуре удалось вписаться чрезвычайно органично, стал Смихов - некогда промышленный район, заполненный фабричными постройками. Бесспорной доминантой небольшой площади на Анделе стал торгово-офисный центр «Золотой Ангел», созданный по проекту известного французского архитектора Жана Нувеля в 1994-2000 годах. «Золотой Ангел» в форме крыла ангела состоит из нескольких блоков зданий, причем главная заслуга проекта заключается в том, что Нувелю удалось создать скорее единое пространство, нежели систему зданий.
Во всю угловую часть здания из стекла и металла размещено изображение вендерсовского ангела из литой фольги, выполненное из кусочков разного размера. Каждый квадратный метр графики состоит из 80 тысяч точек, вкупе изображение составляют 150 миллионов кусочков. То, что форма здания напоминает крыло ангела можно, однако, понять лишь с высоты птичьего полета. Пластика формы «ангелова крыла» подчеркивается волнообразно начертанными на фасаде изречениями известных писателей о красоте и величии Праги. Таким образом, современные технологии встречаются с поэзией на фасаде здания.
Святой Мартин, один из пяти самых главных святых Франции, человеком был редкостной души и добросердечия. Жил он в IV столетии. И до того, как стал священником, успел побывать военачальником. За свое доброе расположение был прозван Милосердным. По окончании государевой службы, удалился в пустыню Лигуже и, приняв монашество, основал монастырь. Вскоре был провозглашен епископом Тура. На его похороны в 397 году собралось более двух тысяч монахов. Во время похоронной процессии, несмотря на осеннюю пору, расцветали цветы и пели птицы. Фото из интернета.
Однажды он встретил полуобнаженного нищего, почти совсем закоченевшего от стужи. Мартин, не раздумывая долго, скинул с себя плащ и, разделив его на две половины, одну отдал страдающему от холода бедняку, а сам закутался в остальную половину.
(Картина Эль Греко «Святой Мартин делится плащом с нищим») Фото из интернета.
Что же касается костела св. Мартина, святого Мартина в Праге, то место это, воистину, уникальное!
Здесь уже к 1140 году было поселение. Приблизительно тридцатью годами позже его назвали Уездом св. Мартина. Название это было связано с недавно построенным костелом св. Мартина.
Правильно этот костел называется «костелом св. Мартина в стене». «Стена» в названии самое интересное! Дело в том, что костел, построенный еще в XII столетии, в середине XIII века волею обстоятельств оказался частью своей в выстроенной вокруг Старого Города городской стене. Эта стена была воздвигнута после того как Вацлавом I в 1232 году было основан Старый Город. Рядом с костелом св. Мартина располагались одноименные городские ворота. Давно уже ни стены, ни ворот нет. Однако, скошенный стилизованный кирпичный угол на боковой стене костела, дает возможность пофантазировать от души.
Храм перестраивали во времена правления Карла IV в 1350 году. А нынешний вид костел принял в 1488 году.
Во времена гуситских событий, костел оказался политически знаковым. Именно здесь в 1414 году впервые в Чехии простой люд начал причащаться не только, как обычно, хлебом, но и как священники, вином. Нам, сегодняшним, далеко не всем дано понять грандиозность этого события, а в те времена это было настолько принципиально, что, отчасти, послужило катализатором к гуситским войнам… А умеренные гуситы-чашники (воевавшие в свое время с радикалами-таборитами), даже водрузили свой главный символ победы – чашу, на крышу Тынского Храма… Во как…
Под сегодняшними заасфальтированными улицами вокруг ротонды св. Мартина, как и положено в средневековье, раскинулось огромное кладбище. Здесь, в числе прочих, похоронена знаменитая семья скульпторов Брокофов. Большую мемориальную доску по этому поводу можно увидеть на наружной кладке пресвитерия.
Вследствие акта о веротерпимости, подписанного императором Иосифом II в 1781 году, ротонда св. Мартина с 1785 года прекращает свою религиозную деятельность. Богатое внутреннее убранство было перенесено в костел св. Вацлава в Стара-Болеславе. До конца XIX века помещение храма использовалась в качестве складов и магазинов.
Теперь костел принадлежит чешско-братской церкви.
Рассказ об этом храме я взяла с сайта:
knedlikov.net/po-prage-sami/i…
(Автор сайта разрешает публикацию своих материалов со ссылкой на сайт)
В церкви по субботам в 17 часов выступает ансамбль Old Prague Music Ensemble, который играет старинную классическую музыку. Посмотреть программу концерта и заказать билеты можно на сайте classicconcertstickets.com
👁 Отель как всегда бронируем на букинге? На свете не только Букинг существует (🙈 за конский процент с отелей - платим мы!) я давно практикую
Костел Святого Мартина в стене был построен в конце XII века в поселении Уезд. При сооружении Староместских укреплений в середине XIII в. Уезд был разделен на две части. Большая часть осталась вне крепостных стен, оказавшись на территории будущего Нового города, а меньшая часть с костелом вошла в недра Старого города. Так как костел стоял на границе, южная стена его прилегала с крепостной стене, отсюда и название - Костел Святого Мартина в стене. По соседству с костелом оказались городские ворота, названные воротами Святого Мартина.
Ряд романских архитектурных деталей первоначального однонефного романского костела сохранились в главном нефе храма.
Готическая перестройка костела осуществилась во время правления Карла IV (1350 г.). Главный неф увеличил свою высоту и был перекрыт сводом, стена на юго-западе приобрела призматический вид, а пространство костела расширилось постройкой квадратного в плане пресвитерия. Последний был перекрыт нервюрным (ребристым) сводом, причем такое решение (типичный впоследствии конструктивно-декоративный элемент святынь пражской готики) оказалось одним из первых в Праге. Ребра свода вырастали из консолей, украшенных масками. Место их пересечения украшает роза и звезда.
Впоследствии костел стал святыней реформаторства и гуситской революции.
Свой нынешний вид костел приобрел после перестройки в поздней готике, завершившейся в 1488 г., когда появились два боковых нефа, также перекрытые ребристыми сводами. Финансировала строительство семья Гольцев из Кветнице. Так называемая Гольцева молельня была соединена деревянным мостиком с их домом, находящимся по соседству. О Гольцах и их родственниках Бенешах напоминают и гербы, неоднократно появляющиеся в интерьере храма.
Костел Святого Мартина в стене горел в 1678 г., после чего верхняя часть башни была перестроена. Портал в стиле барокко появился на северной стороне в 1779 г. Вскоре после этого костел упраздняется, превратившись в склад, жилье и магазины.
В 1904 г. выкупленный городом объект реставрируется под руководством К. Гилберта. Теперь башня с гербом Старого города дополняется псевдоренессансными фронтонами.
После первой мировой войны храм приобретают евангелисты, которые проводят здесь генеральную реконструкцию совместно с археологическими исследованиями.
Возле костела когда-то давно было кладбище, где было погребено и прославленное семейство скульпторов Брокофф, о чем свидетельствует памятная доска в наружной кладке пресвитерия. Несколько подлинных надгробных камней разместились в интерьере костела.