Храм на чистых прудах расписание богослужений. Московская церковь св. Архангела Гавриила. История строительства Меншиковой башни
Знаменитая московская церковь во имя св. Архангела Гавриила находится близ Чистопрудного бульвара в скромном и маленьком Архангельском переулке, которому она и дала имя. В советское время он носил название Телеграфный. В историю Москвы эта церковь вошла как Меншикова башня, которую в народе еще величали "сестрой Ивана Великого".
Как известно, ее построил в начале XVIII столетия светлейший князь Александр Данилович Меншиков как домовый храм при своем новом московском дворце в Мясниках.
Однако, вопреки этому расхожему мнению, первая, еще деревянная церковь св. Архангела Гавриила существовала здесь задолго до того, как в этих краях обосновался светлейший князь, - еще в XVI столетии. Впервые она упоминается в летописи в 1551 году, где именуется Гаврииловской церковью в Мясниках. В то время она была обыкновенным приходским храмом в старинной слободе московских мясников, которые поселились тут еще в XV столетии, и дали название этой местности и ее главной улице - Мясницкой. Отходы их деятельности сливались в местный водоем - запруду от реки Рачки, прозванный Поганой Лужей или Поганым прудом. О поселении московских мясников тех времен ныне напоминает и название Костянского переулка в районе Сретенки.
А уже в 1620 году этот храм именовался "Гавриила Великого, что на Поганом пруде" и был центром Патриаршей Гаврииловской слободы. Тогда же, в первой половине XVII столетия, вместо деревянного был выстроен каменный трехшатровый храм старинной московской архитектуры дониконовских времен - вероятно, по типу церкви Рождества Богородицы в Путинках. Он простоял недолго - на его месте была возведена Меншикова башня.
Появление Меншиковой башни в Москве предопределила историческая петровская эпоха. Уже в самом начале правления Петра I Мясницкая улица стала главной парадной дорогой, по которой царь ездил из Кремля в Немецкую слободу и Лефортово. И на ней стали селиться приближенные царя и московская знать: в числе новых жителей Мясницкой достаточно назвать только имена Феофана Прокоповича и князя Меншикова.
Так получилось, что оба владения этих двух соседей, никак между собою не связанных, оказались причастными к истории Московского Почтамта. Старый Почтамт прежде находился на Мясницкой, 42, где когда-то был двор Феофана Прокоповича, а в 1780-х годах перебрался на отрезок Мясницкой в черте Белого города за бульваром, в бывший дворец князя Меншикова, с домовой церковью во имя св. Архангела Гавриила.
Меншиков приобрел себе владение в Мясниках в самом конце XVII века. Прежде оно принадлежало Дмитриевым-Мамоновым, - один из членов этого рода даже женился на царевне Прасковье Ивановне, дочери царя Ивана VI, одно время правившего вместе с Петром I. А в 1699 году эти земли за 2 тысячи рублей купил ближайший "друг царев" и начал строить там свой знаменитый дворец с роскошным садом.
Прежде всего, он занялся благоустройство прилегающей территории. Жить по соседству с Поганой лужей светлейший князь не захотел и повелел ее вычистить. С тех пор мясницкий водоем стал называться Чистыми прудами .
Главное же, что князь Меншиков, приобретя это владение, сам стал прихожанином старинного Гаврииловского храма. И тогда в самом начале XVIII века князь решил перестроить его в новом вкусе как домовую церковь при своем московском дворце.
Новая церковь была ему нужна и для того, чтобы устроить в ней придел для чудотворной иконы - Меншиков, находясь в городе Полоцке, приобрел образ Полоцкой Божией Матери, написанный, по легенде, самим евангелистом Лукой. Вернувшись в Москву, он приказал сначала обновить старую мясницкую церковь св. Архангела Гавриила и устроить в ней Введенский придел, куда и поместил икону. А затем Введенский придел был сооружен и в самой Меншиковой башне, где он существовал до XIX столетия.
Одну из главных трудностей для историков представляет имя архитектора Меншиковой башни, построенной в стиле раннего петровского барокко. Официально им признан известный московский зодчий И. Зарудный, хотя часто называют и архитектора Трезини, построившего в Петербурге собор Петропавловской крепости. Дело в том, что первоначально купол Меншиковой башни венчал огромный шпиль-игла, как и Петропавловский собор в северной столице, а на самом его верху тоже была позолоченная фигура ангела с крестом. Даже ходила легенда, что знаменитый Петропавловский шпиль был всего лишь точной копией московской Меншиковой башни.
Загадочная Меншикова башня овеяна тайнами - легенд о ее истории и судьбе слагалось великое множество. Иногда считают, что автором проекта новой церкви был сам Петр I, собственноручно исполнивший ее чертеж. Такое не раз случалось с московскими церквями - кроме Меншиковой башни, Петру приписывается, например, авторство церкви Святых Апостолов Петра и Павла на Новой Басманной, тоже, кстати, построенной И.Зарудным.
А поскольку, как известно, высота Меншиковой башни изначально на 3,2 метра превышала высоту Ивана Великого, то другая легенда гласит, будто князь Меншиков в гордыне захотел превзойти самого царя Петра. Потому он и выстроил у себя на дворе собственную домовую церковь выше главной кремлевской колокольни, и был наказан Богом за гордыню против государя.
Еще говорили, что Меншиков захотел затмить Сухареву башню, незадолго до того возведенную по указу Петра, которую в народе прозвали "невестой Ивана Великого".
Так или иначе, только первоначальная высота Меншиковой башни, превышавшая священную высоту главной московской колокольни, была не только ее отличительной особенностью, но и причиной, по которой она сразу же сникала себе народное недоверие.
К тому же на башне церкви Меншиков поместил часы-куранты с боем, купленные в Лондоне за огромные деньги - такого еще не случалось с московскими храмами. Эти часы играли каждый час и били четверти, а их 50 колоколов в полдень звонили целых полчаса. В народе все эти новшества сочли за проявление княжеской гордыни и ожидали возмездия.
Меншикову не удалось долго прожить в своем роскошном Мясницком дворце и помолиться в новой церкви - Петр I приказал ему переселиться в новую столицу Санкт-Петербург, где он был назначен губернатором. Московская церковь осталась недостроенной, часы сломались, а огромный верх угрожал падением.
Беда пришла в 1723 году. 13 июня того года священник церкви Архангела Гавриила после вечерни присел на паперть передохнуть, но вдруг упал мертвым. На следующий день, когда его тело понесли в храм на отпевание, прямо над церковью внезапно нависла небольшая туча, трижды прогремел гром, и с последним ударом молния зажгла купол. Страшный пожар продолжался два часа - его не могли залить из-за очень большой высоты башни. Верх башни целиком сгорел, и на землю обрушились все 50 колоколов, подавив много людей, спасавших от огня церковную утварь.
Полоцкую икону после пожара перенесли в придел церкви, а в 1726 году тяжело заболевший Меншиков потребовал ее к себе в Петербург. После его выздоровления икона осталась в домовой церкви знаменитого дворца светлейшего князя на Васильевском острове.
В 1727 году, когда опальный Меншиков был сослан, образ пропал. Потом капитан лейб-гвардии Михаил Приклонский рассказывал, что видел эту икону в молельне императрицы Елизаветы Петровны, когда стоял в дворцовом карауле. Так, что возможно, образ находился потом и в Зимнем дворце.
А мясницкий дворец Меншикова сначала был пожалован в вечное владение "бриллиантовому" князю А.Б. Куракину, увековеченному знаменитым парадным портретом кисти Боровиковского, затем от его семьи перешел к богатому армянину И. Лазареву, а от него, в свою очередь, к Московскому Почтамту. Ныне его здание на Мясницкой улице вобрало в себя старинный дворец Меншикова.
А вот Архангельская церковь так и оставалась недостроенной. Лишь в 1787 году ее восстановил после пожара известный московский масон Гавриил Захарьевич Измайлов, живший неподалеку на Мясницкой. Тогда и появился ее винтообразный купол, напоминающий горящую свечку. Церковь была украшена масонскими символами и эмблемами с латинскими надписями, которые только в 1852 году повелел уничтожить митрополит Московский Святитель Филарет (Дроздов).
Церковь во имя св. Архангела Гавриила и церковь во имя св. великомученика Феодора Стратилата.
Фото: hram.codis.ru
В 1821 году Меншикова башня была причислена к почтовому ведомству и именовалась церковью Архангела Гавриила при Почтамте как его летний (неотапливаемый) храм. Еще в 1806 году Директор Московского Почтамта Федор Ключарев построил рядом с ней зимнюю теплую церковь св. Феодора Стратилата, освященную по его именинам.
Обе почтамтские церкви несильно пострадали в 1812 году, потому что за взятку, полученную от директора Почтамта, французские солдаты перед отступлением не сожгли их, а только для виду разбрасывали вокруг горящую солому, и здания не загорелись.
Храм св. Архангела Гавриила, как и соседний Стратилатовский, также был закрыт только в 1930-е годы и тоже ненадолго по сравнению с другими московскими церквями - уже после войны в нем разместилось Антиохийское подворье (см. нашу публикацию от 19 февраля 2003 г.).
Только ныне существующий в храме иконостас был перенесен в него в 60-х годах минувшего столетия из разрушенной церкви Петра и Павла в Преображенской слободе. А старый иконостас самой Меншиковой башни по благословению Патриарха Алексия I в 1969 году передали в Успенскую церковь г. Махачкалы.
В настоящее время церковь св. Архангела Гавриила действует.
Архангела Гавриила (Меншикова башня) впервые встречается в материалах переписи 1551 г. Это была небольшая трехглавая на шатрах церквушка. По месту нахождения – в Мясницкой слободе – называли ее то церковью Гавриила Архангела в Мясниках, а то и храмом Гавриила Великого, что у Поганых прудов. Дело в том, что мясники, заселявшие слободу, сбрасывали в пруды мясные отходы, издававшие зловоние. К 1639 г. выстроили из камня и до конца столетия ее подправляли и расширяли. Слобода позднее стала называться по имени храма — Гаврииловской.
В 1699 г. здесь приобрел имение известный любимец Петра I Алексашка Меншиков, став прихожанином Гаврииловской церкви. Князь Александр тут же активно взялся за обустройство своей усадьбы: выстроил каменный дом, развел сады, вычистил пруды, которые, благодаря его заботам, сменили название на Чистые. Поначалу он щедро пожертвовал на ремонт главной церкви этого района, осуществленный в 1701 г., но уже через 3 года Меншиков соизволил перестроить , пожертвовав еще большую сумму денег. Легенда гласит, что приобрел тогда князь Полоцкую икону Божией Матери, писанную якобы самим апостолом Лукой, и захотел под этот образ построить достойный . Вот так и вышло, что в 1704 г. недавно отремонтированный храм сломали и начали строительство нового.
Новый храм Гавриила Архангела, законченный в 1707 г. произвел в Москве настоящий фурор, которого так жаждал новоявленный князь, не имевший возможности похвастать родовитостью, но ходивший в любимцах у царя. Русский мастер Иван Зарудный с подчиненными (европейскими) архитекторами Д. Трезини, Б. Скала, Г. Пандо и скульпторами Г. Квадро, Д. и Ж. Фонтана создал удивительной красоты и полета храм. Уникальное сооружение в стиле петровского барокко, состоящее из 6 ярусов (четверик и целая серия поставленных пирамидально друг на друга восьмериков), словно взмывало в небо, стремясь своим 30-метровым изящным шпилем с позолоченным архангелом и крестом наверху достать облака.
Фото 1881 г.
При постройке были соблюдены древние традиции русского зодчества – храм и колокольня были совмещены (такие сооружения назывались «иже под колоколы»). 50 колоколов разного размера и гигантские часы, выписанные из Англии в 1708 г., размещались на верхних ярусах храма. По желанию князя с юга пристроили придел Введения во храм Пресвятой Богородицы.
Храм тут же прозвали в народе «Меншиковой башней», видимо, по аналогии с Вавилонской. Конечно, некоторые родовитые бояре были крайне недовольны, что своей высотой (81 м) храм превышает даже колокольню (она была самой высокой в первопрестольной), ну, а простой люд приходил просто поглазеть на это чудо. И было на что – богатая лепнина, обилие орнаментов, позолота – все радовало глаз. Однако башне Меншикова, как и Вавилонской, не суждено было долго красоваться.
В 1710 г., когда началась подготовка к переносу столицы, князь Александр Меншиков был переведен из Москвы в Петербург, куда поспешил отбыть, прихватив с собой архитекторов и скульпторов, так что отделка церкви Архангела Гавриила сильно замедлилась, храм начал ветшать. А в 1723 г. молния ударила точно в шпиль, спалив его и верхний восьмерик, исполненные из дерева. Обрушиваясь, колокола раздавили своим весом своды, пробив их насквозь. Множество народа пострадало тогда в пожаре, спасая святыни и церковную дорогую утварь. Самое интересное, что за более чем 15 лет, прошедших после постройки, так и не удосужились освятить. Полоцкая икона Богородицы пережила пожар и в 1726 г. переехала в Петербург, а затем исчезла.
Пол столетия храм Архангела Гавриила (Меншикова башня) отстоял в разрушенном виде и лишь в 1773 г. была отреставрирована без верхнего яруса при финансовой поддержке масона Гавриила Измайлова и по слухам использовалась для масонских собраний, благодаря чему внешний декор изменился: фасад и внутренние стены были украшены масонскими символами и тайными знаками, которые в 1863 г. были удалены по требованию митрополита Филарета. Тогда церковь принадлежала уже почтовому ведомству и называлась церковью Архангела Гавриила при Почтамте, позднее стала обычной приходской.
По этой церкви в середине XIX в. сразу несколько улиц и переулков получили название Архангельских.
В 1923 г. храм Архангела Гавриила закрыли большевики, открыв его снова в 1947 г. по просьбе Патриарха Всея Руси для размещения подворья Антиохийской Православной Церкви.
С тех пор храм больше не закрывался, был отреставрирован, богослужения шли своим чередом. Сегодня в нем хранится несколько особо почитаемых икон, среди которых образ Архангела Гавриила в серебряной ризе и икона Божией Матери «Благодатное Небо».
Что есть что в церквиАлександр Данилович Меншиков был прихожанином древнего храма, и поэтому велел его перестроить и даже передал церкви ценную икону Архангела, написанную, по преданию, самим Лукой.
Проект был дерзким: на острие позолоченного шпиля крепилась фигура Архангела, а колокольня на 3 метра превышала колокольню .
Между тем строился Санкт-Петербург, и Меншикова назначили губернатором новой столицы. Князю пришлось переселиться на невские берега. Поэтому интерес к Меншиковой башне угас. Внутреннюю отделку храма так и не закончили, доставленные из Лондона часы с курантами остановились, а сама церковь так и осталась освященной лишь малым чином.
В 1721 году архитектор Иван Зарудный написал Меншикову, что церковь ветшает и угрожает падением. Но ответа не последовало.
А в 1723 произошло необъяснимое: священник церкви Архангела Гавриила во время службы упал замертво, от разряда молнии шпиль воспламенился, огонь охватил верхний ярус, где находились куранты, и они рухнули вниз. Следом упали все 50 колоколов, придавив людей, которые пытались защитить от огня церковное убранство. Удалось спасти драгоценную икону, которую в 1726 году по приказу Меншикова перевезли в Петербург. Но через год князя отправили в ссылку, и икона исчезла.
Но Петру I понравился проект церкви Архангела Гавриила, и он заказал Д. Трезини построить ее копию в Петропавловской крепости. Правда, Петропавловскую колокольню постигла та же участь, что и оригинал.
В 1780-х годах масон Г. Измайлов восстановил Меньшикову башню, украсив ее масонскими знаками. Она стала несколько ниже, но все так же дерзко смотрела в небеса.
Путеводитель по архитектурным стилямЧуждую православию символику, впрочем, как и собрание масонов, упразднил митрополит Филарет. А в советское время башню собирались снести. Особенно ратовали за это работники Московского , так как церковь занимала большую площадь во дворе почтамта. Но башня устояла.
С 1948 года в церкви Архангела Гавриила размещается сирийское Антиохийское подворье, куда также входит церковь Федора Стратилата с особо почитаемым образом «Нечаянная радость».
Говорят, что... ...Меншиков затеял строительство башни не по своей воле: строить велел Петр. Его волновала судьба Немецкой слободы, которой угрожали стрельцы. Хотя там и квартировал Лефортовский полк, но нужна была надежная связь слободы с
Немного Питера в Москве. Церковь архангела Гавриила на Чистых Прудах - один из самых необычных храмов для Москвы. И архитектура для столицы необычная («питерское барокко»), и сама судьба церкви (долгое время она была местом собраний масонов). Москвичи этот храм называли так: башня Меньшикова.
Храм на Чистых Прудах, история
Храм архангела Гавриила был построен в самом начале XVIII века по указанию Александра Меньшикова - одного из самых видных государственных деятелей времен Петра I.
От прочих московских церквей храм отличался именно своим питерским - «латинским» - стилем. Сейчас этот стиль называют Петровское (или Питерское) барокко.
Первое время церковь имела высокий шпиль. Отсюда и название в народе «башня Меньшикова»: построил Меньшиков, видно отовсюду вокруг.
Считается, что храм архангела Гавриила стал прообразом Петропавловского собора в Санкт-Петербурге - строил их один и тот же архитектор Доменико Трезина (хотя в Москве итальянец был формально помощником «главного» архитектора).
Петропавловский собор в Санкт-Петербурге начали строить сразу же после московской церкви архангела Гавриила. Идея у них одна и та же.
В общем, храм на Чистых прудах типичная питерская дворцовая архитектура в Москве. И даже кварталы рядом, - хотя и возведены были гораздо позже, - чем-то напоминают Питер. Кривоколенный переулок. Типичный, холодный, северный модерн.
«Питерские колодцы» во дворах:
…В общем, первое время благодаря шпилю этот храм был самым высоким храмом в Москве ( был построен гораздо позже - в начале XX века). Потом Меньшиков оставил все дела, уехал в Петербург, храм стал разрушаться, обрушился, потом был восстановлен и на какое-то время стал местом собраний масонов, которые украсили церковь своими символами. В 1863 году по приказу святителя Филарета (Дроздова) - тогда он был Митрополитом Московским, - они все, или почти все, были сбиты.
Кстати, после реконструкции церковь на Чистых прудах потеряла облик башни. Шпиля больше нет. Просто большая, красивая, высокая церковь, пропорции стали чуть-чуть более оседлыми. Некоторое время храм на Чистых стоял на попечении Главпочтамта. Фото со стороны Главпочтамта:
К тому времени рядом был построен храм великомученика Феодора Стратилата: вот этот - желтый.
Он играл роль «зимнего» храма с отоплением и роль храма с колокольней, потому что после того обрушения в XVII веке на храме архангела Гавриила колокола больше не вешали.
В 1930-м году храмы на Чистых Прудах, как и почти все церкви в Москве, были закрыты.
Церковь на Чистых Прудах - теперь Антиохийское Подворье
Однако вернули их Церкви гораздо раньше, чем остальные: сразу после Войны. В 1948 году храм архангела Гавриила стал Подворьем Антиохийской Православной Церкви.
Вид «двора» Подворья:
К Антиохийской Православной Церкви относятся территории современной Сирии, Ливана, Ирана, Ирака, Кувейта, ОАЭ, Омана, Бахрейна. В общем, «израненные» территории - и в основном мусульманские на сегодняшний день …
Эти фотографии делались в марте. В Москве еще льды, снега и слякоть 🙂
Архангельский переулок. Вид, если стоять спиной к Бульварному кольцу:
Впрочем, зимой церковь архангела Гавриила видно и с самого Бульварного кольца - листвы нет, все «прозрачное»:
Меншикова башня, Церковь Архангела Гавриила в Москве - православный храм в честь Архангела Гавриила; самое раннее из сохранившихся зданий петровского барокко в Москве.
Церковь Архангела Гавриила выстроена в стиле московского барокко, под влиянием светского дворцового зодчества (балконы над входными портиками со свободно стоящими колоннами, многочисленные скульптурные украшения и др.). Она представляет собой башню с двумя глухими восьмигранными ярусами звонов - вытянутый нижний четырехугольный и над ним квадратный ярус внутри зрительно сливаются в единое пространство.
Высота самого храма - 26 м. Крестообразный в плане (в верхней части). Обходные галереи - деревянные (повторение погибших при пожаре 1723 г.). Высокие восьмигранники плавно соединены друг с другом крышами. Стены украшены белокаменным скульптурным декором.
Особенно выделяется главный, западный фасад с боковыми волютами (спиралевидными завитками с главками в центре). Западный вход с балконом наверху и двухколонным коринфским портиком. Над порталами рельефные изображения: над южным входом - архангел Гавриил, над северным - архангел Михаил. Над западным, главным, входом - композиция «Вознесение Христово».
Церковь была первоначально построена в 1707 году по заказу Александра Меншикова Иваном Зарудным при помощи Доменико Трезини, группы итальянских и швейцарских мастеров из кантонов Тичино и Фрибур и российских каменотёсов из Костромы и Ярославля.
Юго-западный вход
Меншикова башня была существенно изменена в 1770-х. Церковь функционировала только летом, зимой службы проводились неподалёку, в церкви Феодора Стратилата, построенной в 1782-1806 гг. Церковь Святого Феодора Стратилата также имела колокола для ритуальных мелодий: несмотря на свою высоту, Меншикова башня не имела колоколов.
Первая церковь во имя архангела Гавриила на этом месте была впервые упомянута в записях переписи 1551 года. К 1657 она была перестроена в камне, и была увеличена в 1679. Двадцать лет позже влиятельный государственный деятель Александр Меншиков консолидировал земельные участки к югу от современных Чистых прудов. Церковь Архангела Гавриила стала домовой церковью его семьи, которая проживала в соседнем квартале с запада, на месте нынешнего Центрального почтамта.
###Страница 2
В 1701 году Меншиков отремонтировал старую церковь, а в 1704 году - приказал снести. Меншиков поручил общее руководство строительством Ивану Зарудному. Доменико Трезини, подчинённый Зарудного, был из европейских мастеров (из семей Fontana, Rusco, Ferrara и пр. из кантона Тичино), но через полгода он был отправлен в Санкт-Петербург. Новая церковь была структурно завершена к 1707 году, высота составила 81 метр и сравнилась с высотой колокольни Ивана Великого. Здание первоначально имело пять уровней с каменным (нефом, квадратную башню и три нижних восьмиугольных уровня; два верхних восьмиугольника были построены из дерева). В 1708 башня приобрела 50 колоколов и английский часовой механизм. Оно было увенчано 30-метровым шпилем с ангелом в форме флюгера. Первоначальное здание Меншиковой башни в Москве было богато украшено декоративной скульптурой, но большая её часть была утрачена в XVIII веке.
В 1710 году Меншиков был назначен губернатором Санкт-Петербурга и бросил все свои московские проекты, забрав большинство мастеров с собой. Работа над интерьерами башни замедлилась; частные владения Меншикова внутри храма были перестроены в обычный алтарь.
В 1723 году в башню ударила молния, и пожар полностью уничтожил верхнюю деревянную часть с часами. Колокола упали, раздробив деревянные потолки и уничтожив интерьеры нефов (частично). Боковые алтари, однако, выжили и продолжают действовать в то время как главная башня стояла обезглавленной до 1773 года. В 1773-1779 башня была восстановлена масоном Г.З. Измайловым и приобрела свою нынешнюю форму: вместо воссоздания разрушенного верхнего восьмиугольника, новые архитекторы заменили его компактным, но сложным куполом в стиле барокко. Вазы по углам первого восьмиугольника, установленные в 1770-х, заменили собой утраченные статуи 1723 года; позднее вазы регулярно менялись, нынешние выполнены из бетона. Окна восьмиугольных сводов были заполнены кирпичом, что делает монтаж колоколов невозможным. С другой стороны, оригиналы скульптурной отделки этого периода были практически утрачены (современная скульптура состоит, в основном, из цементных копий).
Здание использовалось для масонских собраний; восстановлено как храм в 1863 году, когда по распоряжению митрополита Филарета со стен были стерты масонские символы и изречения. По другим сведениям, в 1821 году Меншикова башня была причислена к почтовому ведомству и именовалась церковью Архангела Гавриила при Почтамте как летний храм. Как тёплая, была построена меньшая неоклассическая церковь Феодора Стратилата, которая также используется как колокольня.