Обзор пяти самых лучших велосипедов для туризма. Идеальный велосипед для туризма и путешествий. Туристический надежный велосипед Туристический велосипед лучший в мире
Велотуризм сегодня пользуется большой популярностью. Для выбора велосипедов есть определенные правила, которыми мы с вами поделимся. Вы узнаете, и весу, чтобы получать максимум удовольствия от велосипедных прогулок и дальних переездов. Не стоит воспринимать эти правила, как нечто неоспоримое. Это, скорее, рекомендации.
Какими бывают велосипеды?
Велосипеды можно разделить на две больших группы - дорожные и горные. Дорожные предназначены для езды исключительно по дорогам, горные же способны преодолевать сложные участки. Горный велосипед приспособить для туризма куда удобнее - не везде есть ровные хорошие дороги. Кроме того, они способствуют более удобному положению тела, на них можно поставить толстые покрышки и у них есть низкие скорости для преодоления подъемов. Существуют и специальные туристические модели, но в нашей стране, к сожалению, их выбор очень невелик.
Из чего делают рамы?
Прежде чем ответить на вопрос, как подобрать велосипед по росту, следует узнать об особенностях материалов для рам. Материал рамы играет немаловажную роль в эксплуатационных качествах велосипеда. Для туристического велосипеда есть два материала - алюминий и сталь. Очень редко встречаются дорогие титановые рамы - как правило, это тандемы и лигерады. Высокий класс дорожных велосипедов представлен карбоновыми рамами, которые делают конструкцию очень легкой, но этот материал не подходит для туризма из-за своей хрупкости. На вопрос: "Что лучше: алюминий или сталь?" однозначного ответа нет. Сталь тяжелее и уязвима для ржавчины, но считается, что она позволяет поддерживать более ровную езду.
Особенности рамы для туризма
Перед тем как подобрать велосипед по росту, следует узнать о некоторых особенностях туристических рам. Велосипед для туризма должен обладать хорошей управляемостью при больших нагрузках, иметь возможность для установки как переднего, так и заднего багажника, а также трансмиссию, которой можно доверять. Если у велосипеда имеются петельки (отверстия с нанесенной резьбой) на вилке, седельной стойке и задних местах посадки колеса - значит, он предусмотрен как туристический. Эти петельки позволяют просто и быстро установить багажники. Также необходимы петельки для установки крыльев. Если нужных отверстий нет, не стоит отчаиваться - есть багажники со специальными креплениями. Еще один показатель того, что велосипед туристический, являются петельки на нижней трубе рамы - для крепления под флягу с водой.
Подбор велосипеда по росту и весу
У вас есть понимание того, каким должен быть туристический велосипед? Самое время заняться подбором размера рамы - ростовки. Диапазон стандартных размеров - от 16 до 24 дюймов, где шаг равняется одному дюйму. Большинство производителей используют нечетную метрику - 13, 15, 17, 19, 21, 23. Размер указывается на раме велосипеда в виде цифр или букв. Следует помнить, что у разных производителей может быть разное соответствие одного другому. Так как рекомендации весьма приблизительные, подскажем, как подобрать велосипед по росту. Все просто - вам должно быть удобно. И зазор между верхней трубой и промежностью должен составлять не менее 8 см. Все остальные параметры, например, соотношение размера рамы и веса, лучше определить, общаясь с консультантом в магазине спорттоваров.
Топ 12 велосипедов на которых можно брать с собой больше груза в дальние туристические поездки.
Своей серией велосипедов Diverge компания стирает границы между ориентированными на выносливость велосипедиста дорожными велосипедами, и велосипедами для занятий туризмом. Модель Diverge Sport A1 представляет собой недорогую модель для начинающих велосипедистов, ищущих приключения.
Эта модель снабжена алюминиевой рамой и вилкой из углепластика с гасящими вибрацию вставками Zertz. Модель комплектуется шинами 30c Specialize Espoir Sport, но может использовать и шины, имеющие протектор 35c. Компактный шатун Shimano Sora вместе с кассетой, имеющей передаточное число 11-32, предоставляет широкий выбор скоростей.
Цена : 1 150 $
Информация : specialized.com
Велосипед Four Corners от компании Marin, это один из немногих велосипедов для туризма, оборудованных простой трансмиссией 1х, но при этом он не боится взбираться в гору на низкой передаче 40x42t. Рама и вилки характерны установленными встык стальными вставками Columbus Thron, а также сквозными проушинами для осей, креплением крыла и низкой посадкой багажника.
Возможность закрепить три бутылки, позволяет проезжать большие расстояния между источниками воды. Шины G-One Evo 40c от Schwalbe имеют внутреннюю кевларовую защиту от проколов. При использовании ободов WTB KOM i21 можно устанавливать бескамерные шины. Завершают этот впечатляющий набор SRAM Rival, которые можно использовать везде, куда бы вы ни направлялись.
Цена: 2 309 $
Информация: marinbikes.com
Велосипед Tamland от компании Raleigh — это все, что нужно для легкой поездки вне проторенных троп. Обеспечивающие плавную езду рама Reynolds 631 и шины Clement X’Plor MSO 40c сгладят неровности дороги, а дисковые тормоза TRP Spyre предоставляют мощное и управляемое торможение в любую погоду.
Руль с расширяющимися под 12 градусов ручками добавляет комфорт и управляемость во время езды по бездорожью. А если принять во внимание стоимость велосипеда, то наличие трансмиссии Shimano Ultegra 6800 приятно впечатляет.
Цена: 2400 $
Информация: raleighusa.com
Велосипед Moots Routt имеет более удлиненные перья задней вилки по сравнению со стандартными моделями компании. Это дает повышенную устойчивость и дополнительный клиренс при использовании шин до 45c. Рама изготовлена из более прочных трубок, чем у обычных моделей Moots для кросса и дорог. Углепластиковая вилка Enve CX Disc обеспечивает функции руления и имеет сквозные проушины для осей втулки.
Иногда клиенты моей небольшой веломастерской интересуются у меня: каков, по-моему мнению, идеальный велосипед для туризма, самый надежный и неприхотливый? Как выбрать или собрать действительно качественный велосипед? Естественно, для каждого велосипедиста он свой. И это зависит от разных предпочтений. Типа дорог, по которым велотурист передвигается, километражу, временны́ х рамок его путешествий, рельефа местности, погодных условий и так далее…
Но есть по-моему скромному мнению самое главное, что должно объединять все велосипеды для туристического велосипеда - надежность, неприхотливость и возможность отремонтировать или найти замену тем или иным запчастям вдали от дома.
В идеальном велосипеде для туризма нет места для мелочей, все должно быть максимальной надежно и качественно сделано и подобрано. Почти половина успеха того или иного велопохода будет зависеть именно от вашего велосипеда.
Поскольку мы живем в России и путешествуем в основном по России, то давайте попробуем в этой статье вместе разобраться, каким же должен быть «идеальный» велосипед для туризма в нашей стране и странах бывшего СССР.
Исходить будем из следующих данных:
— длительность путешествия — от 2 дней до 90 дней
— удаленность от дома — более 100 км
— дорожное покрытие — 50% асфальт, 50% грунтовки и бездорожье
— рельеф местности — равнина и горы
— пробег — более 200 км за 2-3 суток
— грузоподъемность туристического скарба и иже с ним — более 10 кг
— вес ездока — от 50 до 120 кг
Исходя из этого, можно сделать вывод, что наиболее универсальным велосипедом для туризма будет горный велосипед с геометрией XC.
Готовый велосипед из магазина
К сожалению те времена, когда за 500 — 800 $ в обычном магазине или велорынке можно было бы купить качественный и надежный велосипед для туризма ушли в историю. В настоящее время даже велосипед за 800-1000$ имеет свои слабые стороны. Обычно это прежде всего очень слабые втулки и спицы. Мало кто знает, что некачественным спицам свойственно лопаться, а у дешевых втулок могут быстро выйти из строя механизмы зацепления или в простонародье «собачки». Далее идет несбалансированная навеска, не всегда удобное седло. Добавим сюда самую дешевую кассету и цепь, неудобные ручки руля и прочие мелочи.
Эти мелочи в совокупности создают неудобства в плане посадки на велосипеде и самое главное готовый велосипед из магазина будет не до конца надежным. Конечно, кататься по городу, на даче и недалеко от дома на таком велосипеде можно и нужно. Однако вдали от дома и цивилизации некоторые запчасти подобных готовых велосипедов могут доставить владельцу массу проблем. Поэтому, если кто и отправляется вместе со мной в какой-либо велосипедный поход, перед походом я всегда уделяю время для диагностики и исправления косяков жадных до прибыли производителей. Меняю спицы и втулки, подгоняю посадку и даже собираю целые велосипеды с нуля о которых вы можете прочитать в разделе
Покупка подержанного велосипеда для походов
В случае отсутствия средств для покупки нового велосипеда в магазине или сборки велосипеда с нуля. Вам стоит обратить внимание на рынок
Ведь иногда покупая б/у велосипед можно очень хорошо сэкономить и приобрести уже практически то, что нужно именно вам. Кончено б/у велосипед потребует от вас определенных вложений, но очень часто подобная покупка зачастую будет гораздо более выгодная чем сборка и приобретение нового велосипеда.
Рама для туристического велосипеда
Рама - это сердце любого велосипеда. Именно от рамы почти на 50% зависит, как будет вести себя велосипед на разного рода дорожных покрытиях, какой он будет иметь накат, жесткость. И на 70% — внешний вид.
Самое главное и основное, чтобы рама подходила Вам строго по росту. Не стоит брать раму меньшей ростовки и покупать более длинные выносы руля или подседельные штыри со смещением назад. А на раме большей ростовки, чем ваша, вы будете чувствовать себя неуютно.
Второе - это геометрия вашей рамы. Лично я сторонник проверенной временем «катящей» геометрии кросскантрийных рам. Угол рулевой / подседельной труб — 70-73 градуса. Естественно, допускаются отклонения в 1-2 градуса.
Рама может быть под колеса 26”, 27,5″, 28-29”. Но практика посещений веломагазинов и местечковых велорынков показывает, что в России самым распространенным является стандарт колес 26”, чуть реже — 28-29″. На любом воскресном рынке в любом райцентре вы всегда купите для таких велосипедов камеру, обод или покрышку.
Ваша рама может быть алюминиевой, титановой, стальной, так и карбоновой. Да, не смейтесь, но я знаю пару-тройку велотуристов, кто довольно успешно путешествует на расстояния более 1200 км именно на карбоновых рамах. Правда, стоит отметить, что надежность таких рам не на самом высоком уровне. Все-таки углепластик не столько надежен, как металл. Себе подобную раму для туризма я бы никогда не купил.
Про выбор материала для рамы - это тема отдельной статьи. И она обязательно появится рано или поздно на моем сайте в разделе Скажу только, что в моем арсенале для дальних велопоходов есть два велосипеда: на алюминиевой американской раме Cannondale сплава 6061 и раме из титана, сваренной на заказ. Есть еще и третий велосипед на алюминиевой раме trek crossrip для ровных и хороших дорог. Пробовал я и сталь, тоже весьма неплохие рамы.
Алюминий, на мой взгляд, жесткий и быстрый. Титан более комфортный. По надежности одинаков. Бытует мнение, что алюминий накапливает усталость и может внезапно сломаться, но в своей практике веломеханика я еще ни разу в жизни не видел ни одной сломанной алюминиевой велосипедной рамы по причине того, что она проехала большое количество километров.
Стальные (хром-молибденовые) рамы тоже гасят мелкие неровности дорог, но гораздо более тяжелые, чем титан и алюминий, хуже едут в гору и, увы, подвержены коррозии зимой. Но, в целом, стальная (хроммолибденовая) рама для туризма вариант очень неплохой и вполне надежный. С горы такие рамы накатывают будь здоров и имеют неплохую инерцию. Правда главным минусом стальных рам является нестабильность кареточного узла, т.е. при резком и мощном нажатии на педаль стальная раму несколько уходит в бок. Именно поэтому гонщики никогда не используют для участия в соревнованиях сталь.
Однако многие туристические велосипедные рамы делаются как раз из Cr-Mo сплава. Фирмы Surly, On-one, Salsa и другие давно поставили на поток производство вполне надежных рам для туризма. Но если брать внутренне-российский рынок, да и в целом рынок сравнительно недорогих и надежных велосипедных рам и велосипедов, то алюминий будет самым доступным материалом.
Если вы покупаете алюминиевую раму, обратите внимание на ее породистое происхождение. Лучше всего, если эта рама будет от известных производителей, таких как Speciаlized, Trek, Gary Fischer, Scott, Canonndale, Felt, Marin, Giant. Практика из моего опыта показывает, что именно рамы данных фирм обладают наиболее лучшими ездовыми характеристиками. Это не значит, что рамы других фирм будут хуже катить или будут менее прочными. Просто здесь я перечислил именно те фирмы, которые постоянно ведут собственные разработки в велоиндустрии, а не заказывают свою продукцию тупо в каталогах крупных китайских заводов.
Есть также и множество других местечковых фирм, кто качественно производит рамы для велосипедов. Такие фирмы имеют претензию на определенный эксклюзив, и качество их рам, как правило, всегда на высоте.
Еще одна немаловажная деталь рамы для туристического велосипеда - это наличие полноценного крепления под багажник. Конечно, существуют некоторые способы надежной установки багажника на раму, не имеющую креплений, но эти способы, порой, в некотором роде, кустарные или требуют некоторых денежных вложений.
Также стоит обратить внимание на неприметность рамы. Не стоит покупать раму подчеркнуто ярких цветов. Живем, увы, в России, и часто в глубинке приходится сталкиваться с криминальными элементами общества. Так что лишний раз привлекать внимание красивым и дорогим велосипедом не стоит. На всякий случай рекомендую читателем зайти в раздел статьи и прочитать там мой материал о , который в свое время получил большое кол-во велооткликов среди коллег велотуристов.
Не забудем также и про вес (массу) рамы. Для туризма не стоит покупать или заказывать слишком легкие рамы.Чем тоньше трубы рамы, тем рама будет менее надежна. Нормальный вес надежной титановой или алюминиевой рамы в ростовке 18” должен составлять от 1700 до 2100 грамм. Сталь должна весить не менее 2400 г.
О том, что рама должна иметь нужные крепления под ваш желаемый тип использования тормозов, думаю, напоминать излишне. В целом, для туризма можно использовать и недорогие рамы от не очень известных производителей, но главное, чтобы такая рама была все-таки качественной. Титановая рама, вероятно, станет вашим лучшим выбором. Я езжу именно на титане, но заказывал я подобную раму еще тогда, когда цены на титан были приемлемые для среднестатистического кармана потребителя в России.
Если ваш бюджет поскромнее, то не стоит расстраиваться, смело берите хорошую алюминиевую раму.
Колеса для туристического велосипеда
Самосборные — это когда вы приходите в магазин, и там Вам продают обода и втулки, вы это все несете веломеханику, он делает расчет длины спиц в специальной программе и собирает вам комплект колес.
Заводские, или так называемые «вилсеты» (wheel set). Обычно это красивые, технологичные, яркие колеса с небольшим количеством спиц и ободами и втулками нетрадиционной спицовки. Эти колеса собираются на заводе производителя.
Такие колеса обладают хорошим качеством, накатом, жесткостью, но ремонт таких колес вдали от дома зачастую затруднен. Дело тут в спицах нетрадиционной формы и длины, а также втулках и ободах. Такие колеса редко когда имеют стандартные втулки и обычные 32 спицы.
Поэтому для надежного велосипеда для долгих велопробегов мы будем собирать колеса. Плюс такой сборки в том, что почти в любом городе при поломке обода, спицы или втулки вы можете восстановить свои колеса в любой мало-мальски приличной мастерской или же сами «на коленке».
Как показывает практика, именно колеса по степени поломок порой стоят на первом месте в велопоходах. Часто лопаются или вылетают некачественные спицы, трескаются алюминиевые ниппеля, не выдерживают нагрузки обода, клинят или начинают люфтить втулки. Колеса под ободные тормоза будут несколько дешевле, чем под дисковые.
Втулки для велотуризма
Втулки бывают как на насыпных, так и на закрытых подшипниках в обойме (т.н. промышленные подшипники, «промы»). Какие втулки лучше — это, опять же, тема отдельной статьи.
В туризме нам важна, прежде всего, ремонтопригодность и взаимозаменяемость компонентов. Поэтому без проблем можно использовать в туризме втулки на насыпных подшипниках.
Фирма Shimano выпускает широкий ряд различного класса втулок на насыпных подшипниках. Они все достаточно надежны, легко перебираются и ремонтируются даже в «поле». Да и если такая втулка вас все-таки подвела вдали от дома, ей довольно легко найти замену, так как фланцы данных втулок фирмы Shimano идут одного размера, и вам не придется искать спицы другого размера для того, чтобы переспицевать колесо.
Лучшими втулками для туризма будут втулки Shimano ХТ и ХТR. Именно эти две линейки последние годы отличает высокое качество изготовления и плавность хода. Неплохим выбором будут втулки Shimano LX/SLX. Они совсем недороги и вполне надежны.
Втулки Shimano Deore, Аlivio, Аcera тоже, как ни странно, надежны, но качество грязезащиты и плавности хода у них несколько хуже и для туризма будут не лучшим выбором.
Кто-то грешит на качество работы барабана «шимановских» втулок, но под моими велосипедами втулки этой фирмы проходили уже более 100 000 км и заменялись только планово — в связи с выработкой своего ресурса.
Втулки на «промах» будут также отличным вариантом, особенно от известных производителей. В своей практике механика за 2015 и 2016 года я все больше устанавливал знакомым втулки именно на промах от OEM производителей. Идея здесь такая, что есть некий завод в Китае, который выпускают продукция для именитых брендов. А на торговых площадках предлагает точно такие же втулки дешевле уже под другими брендами или no name. Такие втулки будут очень качественными, а их соотношение цены и качества удивит даже видавших видов путешественников и веломастеров.
Обода для велопоходов
Обода должны обязательно быть двойными и пистонированными. Ибо пистоны берут на себя часть нагрузки от ударов и неровностей дороги на себя.
Некоторые уважаемые фирмы, такие как ztr, american classic производят обода без пистонов. Это, видимо, делается для облегчения веса. На таких ободах собираются легкие колеса для гонок по пересеченной местности. Но моя практика сборки подобных колес показывает, что данные обода весьма сносно, за некоторым исключением, ведут себя и в условиях велотуризма.
Обод для туризма не должен весить менее 400 грамм. Все-таки основная часть нагрузки от езды приходится именно на обода.
Шов обода желательно выбрать сварной, но вполне подойдет и клепанный. На своих велосипедах я использую обода Mavic 719. При своем весе менее 440 грамм они имеют хорошую жесткость, прочность и надежность.
Неплохим выбором будут обода от фирм: dt swiss, ambrosio, wtb, sun ringle, alex rims, mach.
При покупке обратите внимание на ваш вес. Если он подбирается или превышает 100 кг, выбирайте более тяжелый обод, если вы довольно легкий райдер, то берите обод полегче.
Моя супруга — девушка довольно легкая, веса возит на велосипеде минимум, поэтому и обода я ей на колеса установил весом всего 360 грамм каждый.
Если Вы хотите собрать бюджетный велосипед, необязательно покупать слишком дорогие обода. На рынке всегда есть и более бюджетные недорогие модели, которые я всегда без проблем использую для сборки колес.
Спицы для надежных колес
Для идеального велосипеда для туризма спицы можно использовать только двух фирм. Это либо дт свисс (Швейцария), либо Sapim (Бельгия). Все спицы других фирм, увы, рано или поздно начнут ломаться.
Оптимальным вариантом для туристического велосипеда будут спицы dt swiss champion или Sapim basic. Это простые надежные спицы по сравнительно низкой цене шириной 2 мм.
Есть также спицы переменного профиля. Например, dt swiss competition / sapim force. У резьбы и головки их толщина 2 мм, а в середине 1,8 мм. Они несколько дороже, и тоже будут вполне надежным вариантом.
Очень важно, чтобы расчет длины для вашего комплекта был произведен максимально точно. Есть много программ для расчета длины спиц, но далеко не всем из них можно доверять.
Все мои колеса собраны на спицах дт свисс или sapim. Другим спицам лично я не доверяю. Пробовал тайваньские pillar, американские wheel smith и, увы, они все рано или поздно ломались. Обратите внимание, что фирменные спицы имеют клеймо. И частенько мне приходилось видеть, как в мастерских при различных магазинов недобросовестные «мастера» выдавали китайские дешевые спица за фирменные, которые впоследствии лопались. Поэтому покупайте спицы сами и обращайтесь к тем, кому лично доверяете.
Ниппеля для сборки колес
Ниппеля — эта деталь, которая крепит спицу к ободу. Ниппеля лучше использовать латунные. Хотя я уже несколько лет езжу на алюминиевых ниппелях и не испытываю с ними никаких проблем.
Но все-таки латунь будет лучше. Длину ниппеля лучше взять 14 мм. Опять же используйте только фирменные ниппеля и не поддавайтесь на уловки продавцов. Китайские ниппеля увы далеки от идеального качества. Кататься на них можно, но вот в серьезную поездку я бы не отправился.
Ободная лента
На ободных лентах многие велосипедисты экономят, а это, на мой взгляд, очень важная деталь любого велосипеда. Некачественные ободные ленты, изоленты, всякие непонятные медицинские пластыри, которые использует разный велосипедный люд, могут доставить велотуристу массу хлопот. Используйте качественные ленты от известных производителей. Лучше всего, если это будут ленты на самоклеящейся основе.
Покрышки для велопутешествий
Для идеального велосипеда для велотуризма не подойдет гоночная велосипедная резина весом менее 400 грамм за покрышку. Такая резина будет обеспечивать лучший накат, но будет слишком часто колоться. Боковину такой резины легко порезать стеклом или об острый камень, что, собственно, со мной и случалось пару раз вдали от дома.
Лучше всего выбирать качественную и не самую дешевую велорезину. При покупке обязательно прощупайте толщины боковин, обратите внимание на литье покрышки. Самую лучшую резину для велотуризма с защитой от проколов выпускают фирмы hutchinson, continental, schwalbe. Кое-что можно выбрать у фирмы Maxxis.
За свою более чем 15-летнюю велокарьеру я сменил и опробовал более 100 комплектов разной велорезины, отзывы о некоторых из них вы можете прочитать а разделе
Выбирайте резину под стиль вашего похода. Для асфальтового похода лучше всего подойдет полуслик. Для грунтовых участков берите более злую резину.
Бескамерная резина для велотуризма в целом неплоха, но в случае большого пореза или прокола Вам все равно придется ставить внутрь покрышки камеру, к тому же, если бескамерка ни с того ни с сего у вас спустила, то накачать ее обычным небольшим походным насосом у вас не получится, так как нужно будет нагнетать слишком большое давление. Однако вот удачного и не самого легкого похода на бескамерной резине.
Велосипедные камеры
Камера есть камера. Ничего нового за 100 лет люди не придумали. Наверное, не стоит покупать слишком дешевые китайские камеры. Лучше всего использовать камеру с автониппелем. Моя практика показывает, что камеры с таким ниппелем более надежны. К тому же, при поломке насоса практически любой автолюбитель сможет помочь вам накачать колесо.
Лента, защищающая от проколов
В своей практике я одно время использовал ленту, которая защищает от проколов велосипедную камеру. Вещь в общем-то неплохая и вполне нужная, особенно если ваши покрышки частенько прокалываются. В своей мастерской я всегда имею подобные ленты и устанавливаю их людям, кто хочет сэкономить на покупке дорогой туристической резины.
Руль, вынос и подседельный штырь для велопутешествий.
Для дорожного велосипеда лучше выбрать баран или бабочку. Там больше возможностей хвата. А для настоящих грунтовых приключения лучше взять обычный прямой руль с небольшим изгибом назад (backsweep). Можно купить руль и с подъемом. Руль должен быть удобным для Вас и подходить по ширине плеч. Хотя тут все зависит от ваших предпочтений. Иногда при сборке велосипедов для туризма люди просили реализовать весьма странные с моей точки зрения решения, но в этом случае будущий хозяин велосипеда как говорится является и барином.
Дешевые и некачественные выносы отбросим сразу. Фрезерованный вынос будет лучшим выбором, правда за него придется неплохо заплатить. Зато он будет жестким и очень крепким. Фрезерованные выносы фирмы Hope - это настоящее произведение искусства.
За свою практику механика мне приходилось видеть поломанные замки дешевых подседельных штырей, гнутые рули, некачественно сделанные выносы руля с плохо проточенной резьбой под болты.
Для грузового туризма строго никакого карбона. Сам лично при не очень сильном падении ломал карбоновый руль и подседельный штырь от фирмы easton, а фирма эта — одна из флагманов современного карбоностроения.
Вынос лучше брать четырехболтовый. Подседельный штырь должен иметь надежное крепление, руль должен быть удобным для Вас и подходить по ширине плеч. Лучшие подседельные штыри делает фирма thomson. Именно они и стоят на всех велосипедах моей семьи. Вынос thomson также будет хоть и дорогим, но отличным выбором для вашего велосипеда. Фрезерованные выносы фирмы Hope - это настоящее произведение искусства.
Хороши изделия и других фирм, таких как Race face, Answer, Azonic, Kore, Ritchey, Easton и других.
Хороший руль, вынос, подседельный штырь не должен быть слишком тяжелым. Но и излишней легкости в этом вопросе я бы избегал.
Опять же, при выборе руля, подседельного штыря и выноса всегда можно найти недорогие и качественные варианты, это именно те детали велосипеда, где можно немного сэкономить.
Седло для туризма
У каждого человека своя анатомия. Кто-то выбирает классический Brooks, кто-то облегченное гоночное selle italia. Важно, чтобы седло было удобным для Вас. Я сменил более 10 седел, пока случайно не подобрал именно то, которое мне идеально подходит.
Рулевая колонка для туристического велосипеда
Вещь, вроде бы, малозаметная, но именно от нее зависит, насколько плавно у вам будет поворачиваться руль. Рулевые колонки бывают различных стандартов. Главное — Вы должны убедиться в том, что она подходит под ваш тип рулевой трубы. При установке рулевой колонки очень желательно отторцевать рулевую трубу для того, чтобы она зашла ровно и без перекосов. Хорошие рулевые колонки стоят примерно от 30$. Лично я доверяю фирме cane creek. Их продукция наиболее долговечна и неприхотлива в эксплуатации.
Есть колонки на игольчатых подшипниках, есть на «промах». Игольчатые стоят сущие копейки, и их легко заменить, «промы» подороже. Для туризма подойдут как одни, так и другие.
Трансмиссия для туризма
Первый вопрос — shimano или sram. До 2009 года мне гораздо больше нравилась фирма sram по причине качества переключения. В 2009 я перешел на shimano, и несколько не жалею. Ощутимый плюс «шимано» в том, что компоненты этой фирмы легко встретить на прилавках в магазинах регионов, так как sram доступен большей частью в интернет-магазинах или только крупных городах. Скажем, если у вас сломался переключатель sram, то замену вдали от дома найти будет сложнее.
Количество скоростей. Лично я езжу на 27-скоростной трансмиссии. Кто-то ездит на 24 скоростях, кто-то уже перешел на 30 скоростей или даже 1 на 11.
Здесь, честно говоря, разницы особой нет. Единственный минус трансмиссии на 30 скоростей — цепи и звезды тоньше, и все это более быстро изнашивается. Но в целом начиная с 2013 года практически все верхние группы фирм shimano и sram выпускают продукцию на 30 скоростей (сзади на кассете 10 звезд).
В туристическом мире считается, что одна из лучших групп более доступного туристического оборудования - shimano xt. Это действительно так. Правда, несколько ненадежен их задний переключатель по причине алюминиевой лапки, которую легко погнуть и сломать, поэтому на своих велосипедах я использую переключатели группы slx или saint.
Очень хорошо в велотуризме показали себя группы оборудования saint и slx. Deorе в целом тоже работает без проблем, но надежность его на проценты ниже. Если говорить о недорогой группе shimano Alivio, будь то старая группа 3х8 или новая 3х9, — вполне справляется с поставленными задачами, правда, более тяжелая и менее технологичная, чем более высокие группы, и, конечно, немного хуже работает в сверхтяжелых режимах и менее долговечная.
Опять же, исходя из запросов и бюджета велосипедиста всегда можно подобрать те или иные довольно качественные элементы трансмиссии.
Если говорить о конкретном выборе той или иной системы шатунов, манеток, кассеты, цепи, то это тема уже других статей. Новичкам крайне рекомендую прочитать мои статьи, в которых я довольно подобно рассказываю о каждой группе оборудования и
Вилка для велотуризма
Жесткая вилка
Самым надежным, неприхотливым вариантом для туризма будет жесткая вилка. Такую вилку очень сложно сломать, она максимально надежна, к тому же, обладает низким весом.
Жесткая вилка из титана будет отлично гасить мелкие вибрации от дорожного покрытия. Стальная жесткая вилка будет несколько тяжелее титановой, и чуть хуже гасить вибрации дорог. Вилка из алюминия будет, вероятно, самым дешевым вариантом для Вас. Но главным ее минусом будет отсутствие свойства алюминия как металла гасить мелкие колебания при езде. Т.е. с такой вилкой ваши суставы и мышцы рук, плечевого пояса и спины будут уставать быстрее.
Карбоновая вилка будет неплохим вариантом, но, опять же, встает вопрос о ее надежности.
Хотя, если вы ездите аккуратно и не швыряете свой велосипед, то проблем с карбоновой вилкой быть не должно. Более подробно о жестких вилках можно прочитать в , которую я написал не так давно.
Амортизационная вилка
Для жесткого, горного велотуризма с быстрыми спусками и агрессивной ездой такая вилка будет самым оптимальным вариантом. Самой дорогой и качественной в работе будет воздушная вилка, в которой обычную металлическую пружину заменяет воздух. Такие вилки стоят от 300$, имеют сравнительно низкий вес и хорошее качество работы по «съеданию» различных неровностей дорог.
Минусы таких вилок: высокая цена, частые технические обслуживания и некоторая ненадежность, которая заключается в том, что данная вилка может подтравливать воздух или даже внезапно стравить весь воздух. Такие беды все-таки случаются.
К такой вилке в поход вы всегда должны возить насос высокого давления. Более разумным и дешевым вариантом для туризма будет пружинно-масляная вилка. Она несколько тяжелее, но гораздо надежнее воздушной вилки, к тому же ощутимо дешевле.
Пружинно-эластомерные вилки практически всегда очень плохи по качеству своей работы.
И вместо дешевой эластомерки всегда лучше установить жесткую вилку. Но изредка на вторичном рынке можно найти эластомерку приличного качества по низкой цене из запасов старых лет.
Тормоза для велотуризма
Если вы сторонник дорожного или несложного спокойного велотуризма, то смело устанавливайте ободные тормоза. Они сравнительно дешевы, неприхотливы в использовании, легко настраиваются и регулируются. На ободных тормозах я отъездил более 10 лет, и скажу, что за все время у меня не было ни единой проблемы с ними ни в крымских горах, ни в мещерских лесах, ни в донских степях.
Выбирайте тормоза от известных производителей, таких как shimano, avid, trp. Не забудьте, конечно же, сразу установить качественные колодки от фирмы кool stop.
Если Вы собираетесь в горы, практически всегда ездите по грунтам, по грязи, любите отжечь на спуске, то дисковые гидравлические тормоза будут правильным решением для вашего велосипеда для туризма. Выбирайте тормоза от фирмы shimano. Колодки тормозов этой фирмы имеют сравнительно большой зазор, чтобы ротор не терся об них, они легко прокачиваются в полевых условиях, имеют отличную модуляцию, да и в целом являются сегодня лучшими тормозами по соотношению цена-качество на рынке.
Модель тормозов групп SLX или XT будет, вероятно, лучшим выбором для туристического велосипеда, но и более дешевые группы Вас тоже не подведут.
Если вы сторонник дисковой механики, то выбор у вас только один - тормоза TRP. Более качественных дисковых механических тормозов Вы не найдете. Можно установить и avid bb7, но у них хуже модуляции, и колодки не столь плотно сидят в калиперах тормоза, создавая небольшой перекос. Можно также посмотреть в сторону hayes и азиатских oem тормозов, иногда за сущие копейки можно встретить очень качественный продукт без каких-либо опознавательных знаков.
Выбор роторов (тормозных дисков)
Выбирайте роторы соответственно стандарту креплений на вашей втулке. Лично мне по душе больше роторы с системой крепления ко втулке «центр-лок». Они чуть меньше подвержены искривлению, нежели роторы с системой крапления 6 болтов. Не стоит на туристический велосипед устанавливать роторы диаметром более 160 мм.
Педали для туризма
Лучшим выбором будут, конечно же, контактные педали фирмы Shimano, модель 540. Они очень качественно сделаны, ничем по своей сути не отличается от модели xt, они просты в использовании и очень долговечны.
К таким педалям очень важно подобрать удобную велообувь. Опять же фирма shimano выпускает большой ряд моделей велообуви для туризма. Более подробно о контактных педалей я уже писал
Если Вы сторонник «топталок», то выбирайте педали от известных фирм строго с закрытыми подшипниками качения, или, как говорят в народе, на «промах».
Тросы, рубашки, наконечники.
Тросики на велосипеде для туризма лучше всего использовать с тефлоновым напылением. Такие тросики в 2-3 раза дороже обычных, но практически не подвержены коррозии. Если они недоступны в вашем городе, то используйте обычные тросы из нержавейки.
Рубашки выбираются от известных производителей, таких как shimano, jagwire, alligator, sram и другие. Не экономьте на наконечниках для рубашек, берите латунные или качественные алюминиевые.
Не забудьте при обрезании рубашек обязательно обработать их концы шлифовальным инструментом, чтобы рубашка как можно плотнее зашла в наконечник. Я это обычно делаю как на фото ниже.
Грипсы для туризма
Кто-то любит жесткие грипсы и ездит в перчатках, кто-то любит помягче. Но, вероятно, анатомические грипсы из кожи или кожазаменителя будут одним из наилучших вариантом.
Вердикт Владимира Кулигина и Велосипедных Форм Жизни:
На идеальном велосипеде для туризма нет места мелочам. Каждой детали, каждой мелочи должно быть уделено должное внимание при выборе и установке. Выбор отдельных запчастей зависит от ваших физических параметров и стиля путешествий.
На каких-то запчастях можно сэкономить, на каких-то экономить не стоит. Если вы покупаете детали на вторичном рынке, убедитесь в их качестве и работоспособности лишний раз. Подбирая ту или иную запчасть, поищите отзывы о ней в интернете, спросите опытных велосипедистов на велофорумах или меня под комментариями к данной статье или по почте ().
Собирайте ваш идеальный велосипед для туризма только из фирменных, проверенных временем и другими райдерами компонентах. При сборке велосипеда для туризма нет места различным экспериментам, выбор и предпочтения уделяются надежным и проверенным временем решениям!
Мне всегда интересно увлечь человека тем, что интересно мне самому Велопоходы и веломеханика — это большие увлечения в моей жизни, поэтому все эти советы и рекомендации я написал для вас от души исходя из своего более чем 15-го опыта и увлечением омеханикой.
Уважаемые владельцы велосипедных магазинов, маркетологи и представители различных велосипедных фирм. Проект сайт не коммерческий . К счастью я имею возможность рекламировать не то, что нужно продать вам, а пишу только о том, что многократно проверено в походах участниками нашего велосообщества. Поэтому не тратьте свое время, предлагая мне продвигать вашу продукцию.
Искренне ваш Владимир Кулигин
– прекрасный способ увидеть мир в деталях, пройти дорогу своими силами и узнать много интересного. Для езды на дальние расстояния используется так называемый туристический велосипед – тот, который сможет выдержать длительные динамические нагрузки, который будет удобным в обращении и прост в обслуживании. Минимум хлопот, больше комфорта и максимальная польза.
Каким должен быть турбайк
Комфортные поездки на велосипеде обеспечивает сочетание нескольких важных параметров:
- материал и геометрия рамы;
- тип и размер колес;
- простая и качественная комплектация;
- наличие аксессуаров.
Для велосипедного туризма подойдут два варианта – велосипед на стальной или алюминиевой раме. В качестве альтернативы и тем, и другим, в продаже попадаются титановые модели, но они сильно ударят по бюджету.
Если сравнить сталь и алюминий по стойкости, здесь однозначно выиграет первый вариант. По легкости же стальные рамы уступают алюминиевым. Туристический велосипед должен быть устойчив и ровно проходить препятствия, поэтому стальная рама предпочтительней.
Под геометрией понимается соотношение длин труб и их расположение относительно друг друга. На специальных туристических байках рама более длинная, что расширяет колесную базу по сравнению с классическими моделями – задние перья вытянуты, а имеет больший угол наклона. Центр тяжести расположен ниже, что улучшает маневренность велосипеда и позволяет равномерно распределять вес багажа.
Важнейшим показателем при выборе велика на большие расстояния является комфортность и удобство управления. Рама должна подходить по росту и обеспечивать правильную посадку. Возможно, на первый взгляд, это покажется мелочью, но представим, что на велосипеде придется преодолевать десятки километров за день.
Туристическая рама имеет специальные отверстия и кронштейны:
- на передней вилке и дропаутах для установки корзины;
- отверстия на перьях и соединительная планка на задний багажник;
- петельки для крыльев;
- хомуты на подседельном штыре.
Женские модели собираются на наклонной раме
Туристические велосипеды – это нагруженные лошадки, и весь вес будет распределяться на колеса. Основное требование к ним – способность выдержать эти нагрузки в движении. Прочность во многом определяется материалом ободьев и спицовкой. Желательно, чтобы колесо имело 36 спиц против стандартной 32-спицевой комплектации. Крайне важно, чтобы колеса имели хорошую проходимость, это определяется типом покрышек. Что касается размера, то для туризма подходят два варианта – 26- и 28-дюймовые.
Трансмиссия турбайка должна иметь достаточное количество передач для подъемов на крутые горки и разгона на прямых участках. Как правило, используется комплектация от , если мы говорим о специальной модели для туризма.
Остановить нагруженный байк сложнее, поэтому большое значение должно уделяться тормозной системе. На туристические модели ставятся мощные ободные тормоза типа v-brake. Это проверенное и недорогое решение. Специальные модели оснащаются, в основном, изогнутыми рулями.
Аксессуары для поездок – незаменимые вещи:
- багажники;
- навесные держатели для рюкзаков и сумок;
- кронштейны на фляги (на тур-моделях имеется по два-три держателя);
- крылья и брызговики.
Часть запланированного маршрута может выпасть на темное время суток, поэтому необходимо установить мощную переднюю фару или налобный фонарь, а сзади обозначить велосипед красной мигалкой.
Что можно приспособить к дальним поездкам
Не обязательно покупать специальный туристический велосипед – под путешествия можно приспособить проверенный вариант или выбрать одну из распространенных моделей на рынке.
В дальний путь можно отправлять:
- горный велосипед;
- гибрид;
- циклокроссовый байк;
- дорожный.
МТБ лучше всего подходит для велосипедного туризма, особенно на маршрутах, где преобладает грунтовка, резкие перекаты и, тем более, бездорожье. Также маунти-байк стоит выбрать для путешествий, если маршрут не продуман до конца и неизвестно, что ждет через пару километров. Конечно, горник не будет давать той динамики на асфальте, как дорожный велосипед, однако лучше медленнее катить по дороге, чем проходить сложные участки с дорожником пешком.
В агрессивных поездках отличным решением будут двухподвесы
Что предлагает нам горный байк для комфортных путешествий:
- удобная посадка;
- выносливость на сложных участках;
- преодоление затяжных подъемов, независимо от качества дороги;
- амортизация;
- возможность прикрутить обвесы: багажники, хомуты, держатели бутылок (но зачастую зависит от модели).
Иначе называемые сити-байками, тоже можно приспособить для путешествий. Они не годятся для езды по ухабам, плохо переносят постоянные подъемы, у них менее эффективная тормозная система, что исключает возможность катать по резким длительным спускам. Тем не менее, если маршрут пролагается по асфальту с небольшой долей грунтовых дорог, то – хорошее решение для этой цели. Синглспид будет неудобен на длительных подъемах, поэтому лучше остановиться на скоростном варианте.
Дорожно-кроссовый велик для туризма имеет:
- просторный багажник и отверстия в раме для его вставки, корзину;
- полноразмерные крылья и брызговики для защиты от воды и грязи;
- широкое седло;
- удобный руль;
- большие колеса дают отличную накатистость на дорогах, что экономит силы.
Вообще дорожник – отличный вариант для дорог. Посадка велосипедиста почти вертикальная, спина прямая. Правда, на встречном ветре она негативно влияет на скорость велосипеда.
Ничто так не подходит для велотуризма, как гибридный байк. Ведь он сочетает в себе характеристики и мощного МТБ, и скоростного шоссейника. Можно точно сказать, что спец-модели для путешествий представляют собой именно такие велосипеды.
Гибрид под велотуризм
Характерные черты гибрида:
- прочная и легкая рама (прочность и материальная основа – от горной, легкость – от шоссейной модели);
- вытянутость рамы – большее расстояние между центрами колес (об этом было сказано выше, это присуще специальным туристическим моделям);
- колеса 28-дюймов, как у шоссеров, но оснащены агрессивными покрышками для прохождения грунта (правда, толщина и глубина рисунка меньше, чем у МТБ);
- амортизационная вилка – делает его принципиально отличным от шоссера при внимательном рассмотрении;
- прямой МТБ-шный руль.
Посадка велосипедиста полусогнутая, приближенная к шоссейной – легче преодолевать ветер, но чаще потребуется разминка спины.
Гибрид сочетает в себе характеристики двух противоположных классов по 50%, поэтому он не сможет полноценно катить по бездорожью и будет отставать на идеально гладких дорогах от шоссейника и дорожного велосипеда. С учетом этой особенности для гибрида необходимо продумывать такой маршрут, где есть и гладкий асфальт, и грунт, и препятствия, но в разумном пределе.
Циклокроссер имеет сходство с гибридным велосипедом в плане сочетания характеристик МТБ и шоссера. Можно сказать, это «гибрид наизнанку», и вот почему:
- руль-баран от шоссейника против прямого горного руля у гибрида;
- жесткая вилка, амортизация только за счет диаметра колес;
- выше скоростные показатели на асфальте (в сравнении с гибридным), но хуже проходимость на бездорожье, по камням;
- более легкий, наравне с шоссейником.
Также может использоваться в велотуризме, но на небольшие расстояния, в пределах одно-двухдневного путешествия – навесы в виде багажника, корзины и крылья на нем не предусмотрены.
Первое, на что надо обратить внимание при покупке велосипеда на дальние путешествия, – стоимость. Как правило, модели не будут дешевыми. Приглядываться к ним необходимо целенаправленно, приобретать для больших поездок, иначе велосипед не окупится.
Лучшие варианты для туризма по дорогам и умеренной пересеченной местности – специальная модель турбайка и гибрид. Выбирая горную или дорожную модель, нужно четко определиться, что велосипед будет кататься исключительно по бездорожью и пересеченке или, наоборот, по гладким дорогам с небольшой долей грунтовок. Если предполагаются различные маршруты, что логично для велосипедиста-путешественника, то лучше остановить выбор на гибриде.
Велосипед для путешествий с многоступенчатой трансмиссией стоит брать, если планируется часто ездить по перевалам со сложными дорожными условиями. В противном случае можно обойтись и стандартными системами. А для чистого асфальта с небольшими уклонами подойдет планетарная втулка.
На больших расстояниях необходимо идеальное состояние:
- рамы;
- колес и резины;
- тормозов;
- трансмиссии.
Все это нужно осматривать сразу же, при покупке. На моделях неспециального назначения стоит изучить раму на наличие специальных гнездышек для багажников и крючков.
Заключение
Путешествовать на велосипеде прекрасно, а чтобы транспорт не подводил в дороге, необходимо правильно подойти к выбору: определить для себя тип велосипеда, присмотреться к его качеству и возможности оборудовать под снаряжение. Удачных поездок!