Античный Китион. Кипр. Зенон из китиона Зенон из кития был представителем
Если современные города Лимасол и Пафос построены в стороне от своих античных предшественников, то Ларнака находится как раз на том самом месте, где когда-то был (Kition - Κίτιον, ударение на первое "и").
То есть, чтобы раскопать всю территорию древнего города Китиона − пришлось бы взрыть практически всю Ларнаку... Вот поэтому археологические раскопки велись и ведутся, скажем так − местечково Если вы любитель древних "развалин", то купите билет и зайдите внутрь, потому что из-за оградки мало что видно.
Мы "разорились" на 1,7 евро с каждого (тогда вход ещё столько стоил), чтобы иметь общее представление о городе, глядя изнутри... и сделать несколько фотографий. И то попали внутрь ограждения с третьего раза: в первый приезд было воскресенье, выходной день − а это "святое" на Кипре даже для музеев, уже не говоря про магазины. Во второй приезд калитку закрыли буквально перед нашим носом. Но мы мудро прочитали часы работы для посещения (до двух часов дня, по крайней мере, в зимний период) и уж в третий раз войти таки удалось, поскольку приехали ранее этого времени.
Время работы
: понедельник, вторник, четверг, пятница: 08:00 - 14:00, среда: 08:00 - 17:00, суббота, воскресенье: закрыт
Телефон
: +357 24304115
Входная плата
: 2,50 €
Вот, что предстало нашему взору в первые два раза.
Наиболее ценные экспонаты, найденные в ходе раскопок, можно увидеть в Кипрском музее Никосии. В годы британской колонизации часть археологических находок английские "отцы города" вывезли, а часть использовали для благоустройства Ларнаки.
Давайте теперь немного узнаем об истории этого города − она действительно интересна. Возможно тогда и посетить раскопки Китиона всё-таки захочется.
История Ларнаки
Название города Китион этимологически связано с библейским наименованием Кипра – Киттим . Кстати, Киттимом в те времена называли не только сегодняшний Кипр, но и другие острова и страны Средиземноморья. В свою очередь Киттим - это производная от хеттов - загадочного народа древности, пришедшего в Малую Азию с северо-востока ещё в XVIII веке до н.э. Но будем понемногу перемещаться по оси времени в нашу сторону.
Первые постройки Киттима, обнаруженные археологами, относятся к XIII веку до н.э. Два века спустя, находясь уже в руках греков-ахейцев, город получает более греческое название – Китион. Греков на долгие годы сменили финикийцы. Даже после разрушительного землетрясения, произошедшего в 1075 году до н.э., финикийцы его восстановили, так как Китион для них был важным торговым форпостом и "перевалочной базой" Восточного Средиземноморья. Достаточно взглянуть на карту того времени, чтобы оценить значимость расположения Китиона для Финикии.
В VIII веке до н.э. Китион, как и многие другие города-государства Кипра, был захвачен ассирийцами. Далее последовали египтяне, которых вскоре сменили персы. А что же финикийцы? А они никуда и не уходили с острова. Они просто вовремя соглашались, что на сегодня, скажем, «начальниками» являются персы во главе с тогдашним царём Персии Киром II. Сами, при этом, продолжали выплавлять на острове медь, развивать искусство и заниматься торговлей с близлежащими регионами. Правда, порой приходилось выплачивать дань и даже участвовать в военных походах на стороне «покровителей». Но главное было в том, что в те времена города-государства Кипра сохраняли свою, пусть относительную, но независимость, и оставались при этом целыми и невредимыми.
В V веке до н.э. шли греко-персидские войны. Персы заставляли киприотов выступить против Греции. В 449 до н.э. знаменитый греческий полководец осадил Китион, но был смертельно ранен. Кимон успел приказать отступить, чтобы враги не узнали о его смерти. Как сказал древнегреческий историк Фанодем, афиняне благополучно возвратились «под начальством Кимона, за тридцать дней до того умершего». Греко-персидские войны окончились победой греков, но по договору Кипр остался под властью персов. А вот памятник Кимону в настоящее время установлен на финиковом променаде Ларнаки, по которому мы ещё побродим . |
Почему именно ему памятник, а не кому-то другому, пытавшемуся завоевать Кипр? − спросите вы. Ответ прост − потому что он был греком и боролся за свободу эллинов, также населявших в то время Кипр. Греко-киприоты это ценят и сегодня.
Господство персов окончилось лишь после разгрома Персидской державы Александром Македонским. После смерти Македонского в 323 году до н.э. империя Александра была поделена между его соратниками. Правителем Кипра стал Птолемей – один из военачальников и близкий друг Александра. Ему достались Египет и Кипр. Это произошло в 321 году до н.э., и с тех пор династия Птолемеев правила Кипром в течении трёх веков.
Примерно в это же время, в 320 году до н.э., не известный тогда никому Зенон покинул Китион, в котором родился и вырос, и перебрался в Афины. Получив там образование, он впоследствии основал свою философскую школу − школу стоиков. Его потом так и называли Зенон Китийский или Зенон-стоик. Дань уважения киприотов к Зенону прослеживается в том, что на кипрской монете в 20 центов, которая была в ходу на Кипре до введения евро, изображён его портрет. Похожий портрет можно обраружить и на эмблеме Ларнаки. Памятник Зенону установлен на площади рядом с набережной Финикудес, его именем также названа одна из гимназий города. |
В 58 году до н.э. Кипр был присоединён к Римской империи и почти 400 лет оставался её частью. Был период, когда островом в качестве подарка владела египетская царица Клеопатра, но это длилось недолго. Римляне переименовали Китион на свой манер − при них он стал называться Цитиум .
Начало нашей эры связано с зарождением на Кипре христианства. Цитиум сыграл в этом не последнюю роль. В I веке, после вынужденного бегства из Иудеи, в Цитиум приехал Лазарь − друг Христа. По преданию Христос воскресил его из мёртвых на четвёртый день, поэтому его иногда так и называют − Лазарь Четырёхдневный. Несколькими годами спустя Кипр посетили апостолы Павел и Варнава. Они рукоположили Лазаря в сан епископа Китийского.
Бывает так, что город в какую-то эпоху процветает, а после наступает «чёрная полоса». Так произошло и с Цитиумом. Несколько землетрясений первых веков нашей эры основательно разрушили город. Арабские нашествия на остров в VII – IX веках способствовали его окончательному упадку. Только при лузиньянах (1192 – 1489 гг.) Цитиум стал постепенно возрождаться, благодаря разработкам соли на близлежащем озере Алики. Город поэтому поменял даже имя и стал называться Салина . Череду переименований продолжили генуэзские купцы, обосновавшиеся здесь в XIV веке. Они дали городу имя Скала . Хотя в переводе это слово означает «лестница», но смысл названия придавал городу статус портового города, гавани. Современное название Ларнака город получил от венецианцев, правивших на Кипре с 1489 по 1571 год. В этом названии отразился тот факт, что город расширялся, и его приходилось строить прямо на древних захоронениях Китиона. Слово λάρναξ в переводе с греческого означает «саркофаг».
Во время османского владычества (1571 – 1878 гг.) Ларнака имела даже большее значение для Кипра, чем потом при англичанах, сменивших турок в 1878 году. При турках Ларнака стала самым крупным портом острова. Кроме того, она являлась коммерческим и дипломатическим центром Кипра. Наверно турки так отблагодарили город за то, что при завоевании острова Ларнака не оказала им никакого сопротивления, в отличие от Никосии и Фамагусты. Англичане же стали большей частью вкладываться в развитие Лимасола и Фамагусты, а Ларнака при них постепенно превращалась в провинциальный город.
Всё изменилось в 1974 году, после оккупации части острова Турцией. Фамагуста осталась на оккупированной территории, а международный аэропорт Никосии остался в буферной зоне и перестал действовать. Год спустя, всего за пару месяцев на месте старого закрытого аэропорта Ларнаки был построен новый. Морской порт также получил развитие, и сегодня это второй порт острова. Ну и конечно же, Ларнака стала развиваться как курортный город. И надо признать − достаточно успешно.
1. Diod V, 55:
Первыми обитателями острова Родос были так называемые тельхины. Согласно мифу, они были сыновьями Фалатты и вместе с Кафирой, дочерью Океана, воспитали Посейдона, которого передала им младенцем Рея. (2) Тельхины стали изобретателями некоторых ремёсел, а также других благ, полезных для жизни человеческой. Говорят, что они первыми создали изваяния богов, и поэтому некоторые древние статуи носят их имена. Так, в Линде есть Аполлон Тельхиний, в Ялисе - Гера [Тельхиния] и нимфы Тельхиний, а в Камире - Гера Тельхиния. (3) О тельхинах рассказывают, что они были волшебниками, которые могли по собственному желанию насылать тучи, дождь, град и вызывать снегопады. То же якобы творят и маги. Тельхины умели изменять собственный облик и ревностно хранили знание ремёсел.
(4) Возмужав, Посейдон полюбил сестру тельхинов Галию и имел от союза с ней шестерых сыновей и дочь по имени Родос, именем которой назван остров. (5) В то время в восточной части острова появились так называемые гиганты, а когда Зевс одолел титанов, он вступил в любовную связь с одной из нимф - Гималией, которая родила ему трёх сыновей - Спартея, Крония и Кита. (6) При них на остров прибыла по пути из Киферы на Кипр Афродита, но встретила враждебный приём со стороны сыновей Посейдона, отличавшихся заносчивостью и дерзостью. Разгневанная богиня наслала на них безумие, и те изнасиловали собственную мать, а также причинили много зла местным жителям. (7) Узнав о случившемся, Посейдон упрятал сыновей из-за учинённого ими бесчестия под землю, и [с тех пор] они зовутся "восточными демонами", Галия же бросилась в море, а местные жители стали оказывать ей почести, которые подобают бессмертным, называя Левкофеей. Некоторое время спустя тельхины, предвидя грядущий потоп, покинули остров и расселились [по чужим землям] Один из них, по имени Лик, переселился в Ликию и основал там у реки Ксанфа святилище Аполлона Ликийского. (2) Во время потопа прочие [люди] погибли, разлившиеся от ливней воды затопили низины на острове, и лишь немногим, в том числе сыновьям Зевса, удалось спастись, собравшись на высотах. (3) Миф гласит, что Гелиос влюбился в Родос, назвал её именем остров и заставил исчезнуть разлившиеся воды. В действительности же дело обстояло следующим образом: почва острова изначально была илистой и мягкой, а солнце высушило излишнюю влагу, оплодотворив тем самым землю, и так появились [на свет] семеро братьев, названных от его имени Гелиадами, а также другие автохтонные племена. (4) Вследствие этого Родос стали считать священным островом Гелиоса, а грядущие поколения родосцев стали почитать Гелиоса превыше всех прочих богов как своего родоначальника. (5) Итак, у Гелиоса было семеро сыновей - Охим, Керкаф, Макар, Актин, Тенаг, Триоп, Кандал, а также дочь Электриона, ушедшая из жизни ещё девушкой и почитаемая родосцами как героиня. Когда Гелиады возмужали, Гелиос сообщил им, что богиня Афина будет пребывать с теми, кто первым принесёт ей жертвы. То же самое было объявлено и жителям Аттики. (6) Гелиады тогда же и принесли жертвы, позабыв в спешке зажечь огонь, а царствовавший тогда в Афинах Кекроп совершил жертвоприношение при горящем огне, хотя и позже. (7) Поэтому до сих пор на Родосе сохранился особый обряд жертвоприношений, а богиня обосновалась на острове.
Такие мифы о древнейших временах сообщают некоторые из родосцев, в том числе и написавший историю этого острова Зенон.
Idtv. Diod V 57:
Гелиады, превосходившие [всех] прочих людей, преуспели в различных науках и особенно в астрологии. Они сделали много открытий в области мореплавания, а также разграничили [время на] часы. (2) Наиболее одарённым из них был Тенаг, убитый из зависти братьями. Когда преступление было раскрыто, все, кто принимал участие в убийстве, бежали [с Родоса]. Макар удалился на Лесбос, Кандал - на Кос, а Актин отправился в Египет, где основал Гелиополь, который назвал так в честь своего отца. Именно благодаря ему египтяне познакомились с наукой астрологии. (3) Впоследствии у эллинов произошёл потоп, большинство людей погибло от проливных дождей, и все письменные памятники оказались утеряны. (4) Поэтому египтяне, воспользовавшись благоприятным случаем, присвоили себе достижения в области астрологии, а поскольку эллины не могли возразить им из-за утраты письменности, утвердилось мнение, что именно [египтяне] первыми разработали науку о звёздах. (5) Равным образом и афиняне, основавшие в Египте город Саис, по причине потопа пребывали в таком же неведении. Вот почему считается, что только много поколений спустя Кадм, сын Агенора, впервые принёс в Элладу письмена из Финикии, и после него всегда полагали, что эллины внесли в письменность только некоторые дополнения, поскольку сами эллины пребывали во всеобщем неведении.
(6) Отправившись в Карию, Триоп овладел мысом, который в память о нем назван Триопион. Поскольку прочие сыновья Гелиоса не принимали участия в убийстве Тенага, поэтому они остались на Родосе и поселились в области Ялиса, основав там город Ахайю. (7) Старший из этих братьев, Охим, бывший их царём, вступил в брак с одной из нимф тех мест, Гегеторией, и от этого союза родилась дочь Кидиппа, получившая впоследствии имя Кирбии. На ней женился брат [Охима] Керкаф, который и унаследовал царство. (8) После смерти Керкафа власть перешла к трём его сыновьям - Линду, Ялису и Камиру. При них произошло сильное наводнение. Кирба была затоплена и стала пустыней, братья же разделили между собой страну, и каждый из них основал город, который назвал своим именем.
3. Polybius XVI с.14:
Так как некоторые составители отдельных историй пишут и о тех временах, к которым относятся мессенские события и рассказанные выше морские сражения, то я желаю вкратце сказать об этих писателях, не обо всех их, впрочем, но о тех только, которые, по моему мнению, достойны упоминания и подробной оценки: таковы родосцы Зенон и Антисфен. По многим причинам я почитаю долгом отличить их. Так, они были современниками описанных событий, принимали участие в делах управления и вообще писали историю не ради корысти, но из жажды славы и по долгу государственных людей. Так как они описывают те же события, что и мы, то нам невозможно обойти их молчанием; или же иной серьезный читатель в случае нашего разногласия предпочтет следовать за ними, ибо на их стороне и имя родосцев, и общее мнение, что родосцы - искуснейший в морском деле народ.
Итак, оба эти писателя прежде всего заявляют, что битва при Ладе была немаловажнее хиосской, скорее даже значительнее ее и напряженнее как в отношении подробностей дела, так и по его исходу; они же утверждают, что победа была на стороне родосцев. Я готов извинить, если историк превозносит свое отечество, лишь бы уверения его не противоречили действительности. Достаточно уже и тех ошибок, которые происходят от незнания и избежать которых трудно историку по присущей ему человеческой немощи. Если же мы станем писать неправду преднамеренно, будет ли то из любви к отечеству, по дружбе или из лести, то чем мы будем отличаться от людей, которые пишут историю ради прибытка? Как эти писатели, прилагая ко всему меру своих выгод, подрывают доверие к своим сочинениям, так бывает и с государственными людьми, которые руководствуются в своем поведении враждою или дружбою. Посему и читателям следует зорко наблюдать за этой стороной изложения, да и сами историки обязаны беречься подобных ошибок.
Противоречие между известиями и суждениями авторов. Сказанное подтверждается нижеследующим: Зенон и Антисфен в подробном сообщении о битве при Ладе признают, что два пятипалубных судна родосцев вместе с командою попали в руки врагов, далее, что, когда один корабль, в котором вследствие полученного повреждения образовалась течь, ушел из битвы с поднятым наименьшим парусом, многие из близстоявших кораблей сделали то же и отступили в открытое море, что наконец вынужден был к тому же самому и начальник флота, остававшийся позади с небольшим числом воинов, что вслед за сим корабли родосцев отброшены были противным ветром к Миндскому берегу и там кинули якорь, а на другой день снова вышли в море и переправились к Косу, что неприятель потащил пятипалубники за собою и бросил якорь у Лады, таким образом проведя ночь на родосской якорной стоянке, что милетяне, напуганные всем случившимся, при приближении врага почтили венком не только Филиппа, но и Гераклида. Все эти подробности, говорящие ясно о поражении родосцев, названные историки сообщают, и в то же время провозглашают родосцев победителями как в отдельных замечаниях, так и в общем заключении, невзирая на то, что в Пританее хранится еще письмо об этих событиях, отправленное в то время военачальником совету и пританам и подтверждающее наши суждения, а не Антисфена и Зенона.
Ошибочная топография Зенона. Вслед за сим историки рассказывают о вероломном нападении на мессенян. При этом Зенон утверждает, что Набис вышел из Лакедемона, переправился через речку, именуемую Гоплитою, потом узкой тропинкой пошел мимо Полиасия, пока не достиг окрестностей Селласии, а оттуда повернул будто бы на Фаламы и через Фары достиг реки Памиса. Я не знаю, что и сказать об этом. Уверения их совершенно похожи на то, как если бы кто рассказывал, что он отправился из Коринфа, перешел через Истм и достиг Скиронид, а затем тотчас повернул на Контопорию и мимо Микен пришел в Аргос. Эти местности не то что находятся немного в стороне, но в противоположных направлениях одна от другой, именно: Истм и Скирады лежат на восток от Коринфа, тогда как Контопория и Микены чуть не на самом юго-западе, так что совершенно немыслимо пройти по такому направлению к вышеназванным местностям. То же самое относительно Лакедемона, именно: Эврот и окрестности Селласии находятся почти на северо-восток от Спарты, тогда как Фаламы, Фары и Памис на юго-запад; поэтому человек, предположивший пройти мимо Фалам в Мессению, не только не должен идти на Селласию, но и переправляться через Эврот.
Кроме того, Зенон утверждает, что Набис совершал обратный путь из Мессении через ворота, ведущие в Тегею. Это - бессмыслица. Перед Тегеей со стороны Мессены лежит Мегалополь, поэтому невозможно, чтобы мессеняне называли какие-либо ворота ведущими на Тегею. Правда, у мессенян есть ворота, именуемые Тегеатскими; через них-то Набис и вышел обратно домой, что привело Зенона к ложному заключению, будто Тегея находится ближе к Мессене, нежели Мегалополь. Но это не так, потому что между Мессенией и Тегеатидой лежат Лаконика и Мегалополитида. Наконец, по уверению Зенона, Алфей у самого источника теряется под землей, протекает в таком виде на большом протяжении и показывается снова на поверхность подле Ликои в Аркадии. Между тем река эта скрывается под землей на небольшом расстоянии от истоков и, пройдя так на протяжении всего десяти стадий, выступает снова, а дальше входит в Мегалопольскую область. Сначала маловодная, река потом непрерывно увеличивается и на виду у всех проходит всю вышеназванную область стадий на двести, принимает в себя воды Лусия и уже в виде непереходимой глубокой реки достигает Ликои. <...>
И все-таки перечисленные здесь суждения при всей ошибочности их понятны и извинительны, ибо проистекают частью из неведения, частью из любви к отечеству, каково, например, суждение о морской битве. Насколько было бы основательнее упрекать Зенона в том, что он больше озабочен красотою слога, чем выяснением событий и расположением их, и не раз открыто похваляется этим, как делают многие другие известные историки? По-моему, необходимо прилагать внимание и старание к достодолжному изложению событий, ибо хороший слог в высокой мере усиливает действие истории, однако люди рассудительные не могут считать его первою и господствующею над прочими задачей истории. Вовсе нет. Напротив, многие другие задачи ее более достойны, и сведущему в государственных делах историку приличнее было бы здесь искать себе похвал.
Ошибка Зенона в известиях о войне в Келесирии. Мысль моя может быть наилучше пояснена нижеследующим примером: поименованный выше историк в описании осады Газы и в рассказе о сражении между Антиохом и Скопасом в Келесирии близ Пания обличил такую заботливость о красоте слога, что с ним не могли бы сравняться по причудливости оборотов даже сочинители речей, рассчитанных на то, чтобы пленять и удивлять толпу; зато относительно содержания показал такую небрежность, что тоже нельзя было бы назвать другого писателя, равного ему по легкомыслию и невежеству. Так, собираясь выяснить прежде всего расположение войск Скопаса, Зенон утверждает, что фаланга правым крылом с небольшим числом конных воинов примыкала к подошве горы, левое же крыло фаланги и вся назначенная сюда конница находились на равнине. Далее он говорит, что Антиох к раннему утру послал старшего сына, Антиоха, с небольшою частью войска своевременно занять господствующие над неприятелем высоты, а сам с остальным войском на рассвете переправился через реку, что между двумя стоянками, и выстроился в боевой порядок на равнине; фалангитов вытянул в прямую линию и поставил против неприятельского центра, а конницу поместил частью на левом крыле, частью на правом; на этом же последнем находилась и вся панцирная конница, предводительствуемая Антиохом, его младшим сыном. Потом Антиох, по словам Зенона, поставил перед фалангою, в некотором расстоянии от нее слонов и тарентинцев с Антипатром во главе, промежутки между слонами заполнил стрелками и пращниками, а сам с конницею сподвижников и с гипаспистами поместился в тылу слонов. Покончив с распределением войск, Зенон продолжает, что тот самый Антиох-младший, которого он поставил было на равнине против левого крыла противника с панцирной конницей, стремительным движением с горы смял и преследовал конницу Птолемея, сына Аеропа, - и он же поставлен во главе этолян на левом крыле на равнине! Потом фаланги у Зенона встречаются, и между ними завязывается жестокая битва. Зенон и не подумал о том, что схватка между фалангами была невозможна, так как перед ними стояли слоны, конница и легковооруженные.
Далее, продолжает Зенон, когда фаланга под напором ловких этолян отступала шаг за шагом назад, слоны приняли отступающих под свою охрану и в борьбе с неприятелем оказали большую услугу своим. Однако трудно понять, каким образом слоны очутились в тылу фаланги или как они могли оказать важную услугу: лишь только фаланги схватывались одна с другою, слоны не могли больше различать, кто друг их и кто враг из людей, попадавших им под ноги. Этого мало: по его же словам, этолийская конница во время битвы поставлена была в трудное положение непривычным для нее видом слонов. Однако сам же Зенон рассказывает, что помещенная на правом крыле конница оставалась нетронутою, тогда как вся остальная масса конницы, поставленная на левом крыле, была побеждена Антиохом и бежала. Какая же часть конницы находилась в центре фаланги и была напугана слонами? В это время где находился царь? В чем состояло участие в битве царя, при котором находились отборные части пехоты и конницы? Об этом у Зенона ни слова. Потом, что же делал старший из сыновей, Антиох, который с частью войска заблаговременно овладел высотами? Этот Антиох и после битвы не возвратился к царю в лагерь. Оно и понятно, ибо Зенон предполагает у царя двух сыновей, Антиохов, хотя в этом походе участвовал один только. Потом, каким образом у него Скопас в одно и то же время уходит из битвы и первым, и последним? Зенон утверждает, что Скопас при виде Антиоха-младшего, который вернулся из погони и показался в тылу фалангитов, потерял вследствие этого надежду на победу и отступил назад. Вслед за сим читаем, что, когда фаланга оцеплена была слонами и конницей, произошла жесточайшая сеча, и Скопас вышел из битвы последним.
ЗЕНОН из Кития (Ζήνων) (334/333 до нашей эры, Китий, остров Кипр - 262/261 до нашей эры, Афины), древнегреческий философ, основатель стоицизма. Потомок выходцев из Финикии, около 311 года приехал в Афины, где слушал киника Кратета, академиков Ксенократа и Полемона, а также представителей мегарской школы Стилпона и Диодора Крона. Наряду с этим можно предположить влияние ионийской натурфилософии (учение Гераклита о логосе и космических циклах и др.) и теорий сицилийских врачей-«пневматиков»; несомненно воздействие аристотелевской физики. Эти элементы в переработанном виде вошли в состав целостной доктрины Зенона, создавшего при этом оригинальную терминологию. Около 300 года Зенон начал преподавать в афинской Расписной Стое (портик на Агоре). Из 25 известных сочинений Зенона важнейшие - «Логика», «О мироздании», «О сущности», «О природе», «Государство», «О жизни согласно природе», «О страстях», «О надлежащем», «О законе». Сохранилось около 300 текстов небольшого объёма, содержащих цитаты из сочинений Зенона или пересказы его мнений.
Философию Зенон делил на три части: логику - физику - этику (этот порядок отражал, вероятно, и последовательность обучения). В логике в разработанной Зеноном классификации видов представлений наиболее важно его учение о «постигающем представлении». В физике сформулированы ключевые положения доктрины Зенона: учение о всеобщей телесности (уникальное для античной философии), о двух началах - активном (Бог-Логос) и пассивном (бескачественный субстрат), объединённых в пневме (божественном эфире), о четырёх элементах мироздания (огонь, воздух, вода, земля) и «сперматических» логосах, об одушевлённости и разумности мира, управляемого божественным промыслом, о цикличности рождения и гибели сменяющих друг друга миров, о всеобщем смешении («симпатии») как всеобщей причинности, тождественной мировой судьбе. Человеческую природу Зенон понимал как гармоничное смешение элементов, а душу - как частицу мировой пневмы («чувствующее испарение»), состоящую из 8 частей: пяти чувств, речевой и порождающей способностей и разумного «ведущего начала», находящегося в сердце.
В центре внимания Зенона (как и всей стоической школы) - этика. Конечная цель - жить «согласно» с природой, или мировым разумом, т. е. сообразно добродетели: этого довольно для счастья. Единственное благо - добродетель, единственное зло - порок, подлежащий полному искоренению, а всё остальное - безразлично (адиафора). Долг существа разумного - нравственное действие, проистекающее из внутреннего убеждения в согласии с требованиями высшего природного детерминизма. Однако это доступно только «апатичному» мудрецу, который обладает совершенным интеллектуально-нравственным настроем, свободным от ошибочных суждений и страстей, и способен отождествить свою судьбу с судьбами мироздания. Учение о «космополисе» - всемирном государстве, равноправными гражданами которого являются все разумные существа вне зависимости от происхождения и социального положения, было, вероятно, сформулировано в «Государстве» - одном из самых ранних сочинений Зенона, отмеченном сильным влиянием киников. Самым значительным учеником Зенона был Клеанф.
Соч.: Фрагменты ранних стоиков / Пер., коммент. А. А. Столярова. М., 1998. Т. 1: Зенон и его ученики.
Лит.: Weltmann Е. Die Philosophie des Stoikers Zenon. Lpz., 1873; Jagu А. Zénon de Cittium. Son rôle dans l’établissement de la morale stoïcienne. Р., 1946; Graeser А. Zenon von Kition. Positionen und Probleme. В., 1975; Hunt Н. А. А physical interpretation of the universe. The doctrines of Zeno the Stoic. Carlton, 1976. Смотри также литературу при ст. Стоицизм.
Зенон (древнегреч. философ)
Зено"н (Zenon) из Китиона (на острове Кипр) (около 336-264 до н. э.), древнегреческий философ, основатель школы стоицизма. Обучался у киника Кратеса, представителя мегарской школы Стилпона, а также у философов Академии платоновской и Полемона. В 308 до н. э. основал собственную школу в Афинах. Сочинения З. дошли до нас только в отрывках.
Учение З., складывавшееся в условиях формирования могущественных эллинистических государств, характеризуется преимущественно вниманием к обоснованию внутренней независимости личности. З. строит этику на основе физики, т. е. учения о природе. Вслед за Гераклитом основой сущего З. провозглашает огонь, который он отождествляет с божественным логосом. Над миром господствует необходимость, или фатум, однако сам мир - живое целое, пронизанное божественным дыханием (пневмой). В человеческом поведении первичным является влечение, движение души, определяющее причины отдельных человеческих действий. Учение о влечении предшествует у З. учению о добродетели. Цель разумного влечения - добродетельная жизнь, которую З., в согласии с киниками, определял как жизнь, сообразную с природой. Добродетель есть устойчивое, самотождественное состояние познающего разума - вслед за Сократом З. отождествлял добро с разумом, знанием, внося в этику сильную струю рационализма (в пороках З. видит лишь недостаток знаний). В учении З. о доблестных и дурных поступках выступает важное для стоиков понятие о долге - неписаном законе, с которым отдельное лицо сообразует свои действия и в котором сказывается общая зависимость всего от объективных закономерностей природы. Напротив, страсть - чрезмерное влечение, свершающееся наперекор природе и разуму. Мудрец добровольно стремится исполнять всевластную необходимость; он добродетелен и, в силу разумности, бесстрастен.
В учении об обществе З. развивал космополитическое воззрение, отразившее процесс становления мирового государства. З. распространяет на государство закон, общий для всех народов и обнимающий весь мир; благо всех выше блага отдельного лица. Политический закон совпадает для З. с нравственным. В педагогических идеях З. намечены предпосылки учения о характере. Вера З. в определяемость нравственного поступка мышлением связывала З. с сократовской традицией и оказала значительное влияние на развитие психологии и этики.
Фрагменты в книге: Arnim 1., Stoicorum veterum fragmenta, v. 1, Lipsiae, 1921.
Лит.: История философии, т. 1, М., 1940 (см. указатель имён): Pohlenz М., Die Stoa, 2 Aufl., Gott., 1959.
В. Ф. Асмус.
Зенон из Китиона.