Троице-гледенский монастырь. Гледен. троице – гледенский мужской монастырь Уточнения и дополнения к описаниям
Один из самых древних монастырей на севере России - монастырь во имя Святой Живоначальной Троицы, расположенный вблизи города Гледен. Этот город заложил в конце 12 века князь Всеволод. Расположен он был на холме, вблизи перекрестка речных путей. Примерно в то же время возле города был построен и монастырь.
От места, где находился Гледенский монастырь видно, как соединяют свои воды реки Сухона и Юг. В двадцати километрах от этого места в древности проходила главная дорога Русского Севера. На Сухоне стоит город Устюг. Название города произошло именно от его расположения: Усть-Юг. Благодаря своему расположению, на перекрестке всех путей, когда-то он был одним из главных городов России.
А вот у Гледена, история более запутанная и загадочная. Об этом городе сохранилось мало сведений. Предания и легенды представляют Гледен славным и богатым городом. Говорят, что погубили его татары, которые польстились на золото и богатства устюжан. Сохранившиеся документы свидетельствуют, что он был разгромлен в середине 15 века, как следствие жестоких междоусобиц и войн между русскими князьями. После этого город так и не был восстановлен, но мужской Троице-Гледенский монастырь был восстановлен устюжанами. Его буквально возродили из пепла.
Он просуществовал долго, и в течении нескольких веков был свидетелем еще многих событий, которые происходили в этих местах: реформы Петра I, секуляризация при Екатерине II и.т.д. В 1841 году монастырь был упразднен, а в 1912 году он был вновь открыт как женская обитель. Окончательное закрытие произошло в 1925 году. После закрытия, монастырские строения использовались колонией для беспризорников, потом здесь был устроен детский дом-изолятор. Еще в зданиях монастыря был пересыльный пункт, где держали раскулаченных, и дом престарелых.
Монастырь строился в конце 18 века. Тогда богатые устюжские купцы выделили средства на реконструкцию Троицкого собора, затем были перестроены церкви Успения Богоматери и Тихвинская, больничная палата. Позже, в начале 19 века, Троицкий собор был соединен крытой галереей с Тихвинской церковью, и началось строительство каменной ограды. К сожалению, из-за нехватки денег, ограждение осталось незавершенным. Надо отметить, что почти все каменные строения монастыря не были подвергнуты последующим переделкам, поэтому сохранили свои первоначальные формы неизменными. Этот факт придает комплексу особенную ценность и очарование. Искусствоведы единодушно относят его к наиболее совершенным монастырским ансамблям Российского Севера.
Главной монастырской достопримечательностью является восхитительный золоченый резной иконостас находящийся в Троицком соборе. Резные работы иконостаса были выполнены тотемскими мастерами, братьями Николаем и Тимофеем Богдановыми. В оформлении иконостаса они использовали традиционные мотивы 18 века: рокайли, завитки, гирлянды, волюты и т.п. Резьба, выполненная ими, поражает своим богатством и удивительным разнообразием форм.
Иконы отличаются изяществом и точностью рисунка. Они были написаны местными мастерами и умельцами и отличаются богатой и необыкновенной цветовой палитрой. Часть икон были написаны В. А. Аленевым, протоиереем Успенского собора. Композиция ликов отличается от общепринятых канонов. Ввиду того, что они были списаны с печатных образцов западноевропейских гравюр, они больше напоминают светскую живопись. Позолоченное одеяние иконостаса придает ему особенно богатый и нарядный вид. Оно было выполнено местной артелью, в очень сложной технике, и свидетельствует о высоком мастерстве исполнителей.
Деревянная скульптура иконостаса изображает четырех евангелистов, стоящих перед царскими вратами, над которыми высоко в облаках парит Саваоф. Скульптурная композиция состоит из головок херувимов и ангелов, предстоящих у Распятия. Резьба, скульптуры, иконы и позолота органично сочетаются в одно целое и представляют подлинное произведение искусства. Можно с уверенностью сказать, что мастера, выполнившие иконостас обладали тонким вкусом и незаурядным мастерством.
Троице - Гледенский монастырь..Памятники Великого Устюга.
Троице - Гледенский монастырь — недействующий православный монастырь в 4 км от Великого Устюга Вологодской области, при слиянии рек Сухоны и Юга. В настоящий момент входит в состав Великоустюгского государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника.Находится на том месте, где в Средние века стоял русский город Гледен, заложенный князем Всеволодом Большое Гнездо. Тогда же, в конце XII века, появился и мужской монастырь, освящённый в честь Живоначальной Троицы.
Троицкий собор
Ныне существующий ансамбль монастыря сложился в конце XVII — первой половине XVIII века: на средства богатых устюжских купцов был построен каменный Троицкий собор, затем — теплая Тихвинская церковь с трапезной, церковь Успения Богоматери и больничная палата. В XVIII веке Тихвинская церковь была соединена с Троицким собором крытой галереей. Возведение каменной ограды не было завершено из-за нехватки денег. В 1784 г. были завершены работы по созданию нового иконостаса, длившиеся 8 лет. Иконостас сохранился и знаменит своей изумительной резьбой по дереву.
Главная достопримечательность монастыря - великолепный резной золоченый иконостас Троицкого собора, один из красивейших в Устюге.
Царские врата
Саваоф
Евангелисты Иоанн и Матфей
Евангелисты Марк и Лука
Саваоф. Деталь Царских врат
Троица
Иконостас Троице - Гледенского монастыря.
Для выполнения резных работ были приглашены тотемские мастера братья Николай и Тимофей Богдановы.
Сошествие Святого Духа на апостолов
Иконы, отличающиеся изяществом, точностью рисунка, богатой цветовой палитрой, написаны устюжскими иконописцами купцами А.В. Колмогоровым, Е.А. Шергиным и протоиереем устюжского Успенского собора В.А. Аленевым. Композиции икон отходят от традиционных канонов, поскольку писаны с печатных листов (западноевропейских гравюр), и напоминают больше светскую живопись.
Общее впечатление богатства иконостаса усиливается позолотой, выполненной артелью П.А. Лабзина в сложной технике.
Особое очарование иконостасу придает большое количество деревянной скульптуры. На царских вратах расположены фигуры четырех евангелистов, над ними парит в облаках Саваоф. Скульптуры предстоящих у Распятия, ангелов, головок херувимов, органично сочетаясь с резьбой и иконописью, составляют с ними единое целое. К сожалению, имена резчиков фигур остались неизвестными, но это, без сомнения, были необыкновенно талантливые люди, обладавшие незаурядным мастерством и тонким вкусом.
Святой Петр
a>
Троице - Гледенский монастырь 17-18 век
Редкостный по красоте иконостас, возрожденный в 70-е годы ХХ века московскими реставраторами, вызывает восхищение всех, кто приезжает в Троице-Гледенский монастырь.
Евангелист Матфей
Евангелист Иоанн
Иоанн Предтеча
Деревянная резная деталь иконостаса
Троицкий собор монастыря
Монастырь был упразднен в 1841 году и приписан к Михайло-Архангельскому монастырю. Вновь открылся в 1912 году в качестве женской обители. В 1925 году упразднён. Троицкий собор с иконостасом как памятник архитектуры закреплен за музеем, остальные монастырские постройки использовались под колонию для беспризорников, детский дом-изолятор, пересыльный пункт для раскулаченных, дом инвалидов, дом для престарелых.
Двухстолпный Троицкий собор (2-я полов. 17 в.). Возведен на средства видных купеческих фамилий Великого Устюга - Грудцыных и Босых.
Архидиакон Стефан
С начала 1980-х годов архитектурный комплекс Троице-Гледенского монастыря работает в музейном режиме. В настоящий момент сохранились следующие постройки: Собор Святой Живоначальной Троицы (1659-1701 гг.), Церковь Тихвинской иконы Божией Матери с трапезной (1729-1740 гг.), Церковь Успения Пресвятой Богородицы с больничной палатой (1729-1740 гг.), Сторожевая башня (1759-1763), Святые врата обители и Северные хозяйственный ворота.
Сторожевая башня монастыря
Церковь Тихвинской иконы Божией Матери с трапезной
Святые врата обители
На самом северо-восточном краю Вологодской области расположен древний город Великий Устюг. А на другом берегу находится один из самых древних на севере России Троице-Гледенский монастырь. Летописи рассказывают нам, что названием своим это место обязано тому, что расположено на пригорке, сам виден издалека, и с него открывается красивый вид на слияние рек Сухоны и Юг, воды которых теперь образуют Северную Двину. Летописец, восхиящаясь силой Северных рек писал: «Слившись, две реки расширяются пространством великим и широко начинают течь в великое море-океан, в Соловецкую пучину». Тот же летописец рассказывает нам, что владели этой местностью князья Святослав, Владимир, а потом владимиро-суздальские князья. О самом городе Гледен известно мало, знаем только, что заложен он был князем Всеволодом Большое Гнездо в 1178 году, и здесь же возник монастырь Живоначальной Троицы, который все древние летописцы называют не как иначе, как Лаврой. И только спустя примерно 40 лет на другом берегу Сухоны появляется град Устюг. Но не мирная жизнь ждала эти места, а постоянные набеги и битвы. Особенно пострадали здешние места от набегов золотоордынских татар, а позже и от междоусобицы русских князей. Всем им надо было одно - богатства здешних лесов пушниной и рыбой. И Троицкий монастырь не один раз сжигали и грабили. В середине XV века и город Гледен и монастырь разрушили, но будучи известен по всей округе, монастырь быстро восстанавливался. В 1597 году в летописи упоминается, что помогали его строить архангелогородцы, на постройку давали хлеб и работников, которые валили лес и возили его на Гледен. В 1613 году польско-литовский отряд хотел сжечь только что отстроенный монастырь, но отряд легких лыжников, отправленный из Устюга выкрал польского пана, и в Устюге, после страшных пыток его казнили. Ансамбль строений монастыря сложился в конце XVII – первой половине XVIII века, когда на средства богатых устюжских купцов перестроили в камне сначала Троицкий собор, затем – теплую Тихвинскую церковь с трапезной, а рядом церковь Успения Богоматери и больничную палату. Немного позднее Тихвинская церковь была соединена с Троицким собором крытой галереей, которая сейчас не сохранилась. Как и соседний Великий Устюг, Гледенский монастырь с тех пор почти не претерпел изменений. Каменные постройки не подвергались поздним переделкам и сохранили неизменными свои первоначальные формы. Искусствоведы относят его к числу наиболее совершенных монастырских ансамблей Русского Севера. Классическая для Руси шатровая колокольня, венчающая вход в храм, массивный куб собора, окруженный крытой галереей, стена с необычными низкими башенками и больничной палатой. Игумены монастыря с конца 17 века получили чин архимандрита, а число братии доходило до 40 монахов, а всего насельников и работников насчитывалось больше ста. За монастырем некогда находилась пристань, а монастырь торговал зерном и солью. И только в начале XIX века, во время одного из очередных половодий, река Юг сменила русло и пристань потеряла свое значение. Но что же тогда делает этот монастырь одним из самых известных среди специалистов по древнему искусству? - Чтобы понять это, достаточно зайти внутрь Троицкого собора. «Невероятный, захватывающий дух и впечатляющий своим мастерским исполнением» - так отзываются искусствоведы о резном иконостасе, скрывающем алтарь древнего храма. Неслучайно Президент Российской Федерации Владимир Путин побывал здесь на Рождество 2008 года. Иконостас Троицкого Гледенского собора - одна из жемчужин русского зодчества, и равного ему по сложности исполнения просто нет. В 1772 году у плотника Прокопия Старостина монастырь закупил липовые кряжи, а у купца Василия Курочкина краски, листовое золото и осетровый клей. Особая делегация ездила зарисовывать оформление Спасо-Яковлевского собора Зачатия святой Анны. И лишь после нескольких лет подготовки работы были заказаны тотемским мастерам-резчикам Николаю и Тимофею Богдановым. Более 8 лет ушло у мастеров на резьбу всех этих деталей, соединение и укрепление элементов. Работы пришлось распределить между артелями и объемные фигуры вырезали уже не Богдановы, а другие мастера. Золочение и роспись деталей выполняла отдельная артель. Иконы писали устюжане Алексей Колмогоров и протоиерей Василий АлЕнев, а затем и другие мастера. Ведь наполнить пять ярусов иконостаса единым живописным ансамблем образов было крайне непросто. Даже при беглом взгляде на иконы, заметен европейский стиль живописи. И это не случайно. Предполагается, что образцы брались из иллюстраций Виттенбергской Библии, отдельные листы которой продавались в то время в Москве как картины. Еще более необычным были упоминавшиеся в 1785 году зеркала, вставленные сзади резных царских врат, для усиления эффекта роскоши. Никогда и нигде более мы не увидим зеркал в православных храмах, и эти тоже спустя некоторое время были сняты, очевидно, чтобы не нарушать церковную традицию. Необычны и сюжеты живописи. Слева от царских врат расположена икона Божией Матери с Младенцем. На Ее главе венец из 12 звезд, Она стоит на лунном полумесяце, а ногами попирает красного дракона, исполняя слова Откровения апостола Иоанна Богослова - «И явилось на небе великое знамение - Жена, облеченная в солнце: под ногами Ее луна, и на главе Ее венец из двенадцати звезд...» А весь образ символизирует Богородицу, попирающую диавола. Иконостас собора уникален еще и тем, что это один из немногих памятников церковной старины сохранившийся до наших дней в неизменном виде. Образы, исполненные торжественности и тайных символов, когда каждый взгляд, мановение руки или мерцающая на небе звезда имеют сокровенное значение... Вырезанные со старанием и терпением ветви виноградных лоз, и диковинных плодов, словно вышедшие из детской мечты человечества о потерянном рае... Совершенное творение северных мастеров,- источник любви к нашим прапрадедам и вдохновение для будущих поколений. В храме тишина, горят лампады, прямо впереди иконостас, и Спаситель ясными очами смотрит в душу каждому из нас. И под этим взглядом ощущаем всю греховность трепетной души, не случайно видно повторяем: "Господи, помилуй и спаси" (Стихи неизвестного автора).
Не действующий православный монастырь в 4 км от Великого Устюга. Его здания находятся в ведении Великоустюгского музея-заповедника.
О самом городе сведений сохранилось очень мало. Его история овеяна легендами и преданиями, в которых Гледен предстает богатым и славным городом. Погубили его якобы злые татары, польстившиеся на золото устюжан. Доподлинно же известно, что он был разрушен в середине XV века в результате жестоких междоусобных войн русских князей. Город восстановлен не был, но Троице – Гледенский мужской монастырь устюжане отстроили заново.
Возвращаясь из Опок, решили заехать и в Морозовицу. Я там была раньше, но в монастырь как-то не получалось попасть. То закрыт, то на реставрации.
Едем, любуюсь небом)
Странные постройки. Я думаю-зерносушилки.
Какой новенький домик!
Бабуля вышла погулять...
Эх, дороги...
Мы едем по более-менее приличной дороге. Дорога к храму.
И здесь работают художники на каждом углу, как и в В-Устюге
Строится часовенка
Подъехали
Троице – Гледенский монастырь расположен в отдалении от Великого Устюга, возле деревни Морозовица, на высоком холме при слиянии рек Сухоны и Юга.
Ансамбль монастыря доступен для внешнего осмотра круглый год, Троицкий собор открыт для посетителей только в летний период.
В незапамятные времена здесь стоял город Гледен, заложенный князем Всеволодом Большое Гнездо в последней четверти XII века. Примерно тогда же близ города был основан и монастырь во имя Святой Живоначальной Троицы, который по праву считается одним из древнейших на Русском Севере.
Место слияния рек Сухоны и Юга.
Вид на Великий Устюг от Троице – Гледенского монастыря
Любуемся красотами
Сторожевая башня монастыря(1759-1763)
Трава по пояс)
Святые и Северные (хозяйственные) ворота
Примечательно, что почти все каменные постройки Троице – Гледенского монастыря не подвергались поздним переделкам и сохранили неизменными свои первоначальные формы, что придает комплексу особое очарование.
Монастырь - не действующий, поэтому вид монастырского дворика очень отличается от двора действующего монастыря. Здесь на территории живёт сторож, но двор выглядит как-то неприглядно, не по-монастырски.
Главная достопримечательность монастыря – великолепный резной золоченый иконостас Троицкого собора
Его возведение продолжалось восемь лет (1776 - 1784 год) на пожертвования устюжан.
Используя традиционные для ХVIII века мотивы (гирлянды, волюты, рокайли, завитки и т.п.), они украсили иконостас резьбой, поражающей богатством и редкостным разнообразием форм.
Редкостный по красоте иконостас, возрожденный в 70–е годы ХХ века московскими реставраторами, вызывает восхищение всех, кто приезжает в Троице – Гледенский монастырь...
Общее впечатление богатства иконостаса усиливается позолотой, выполненной артелью П.А. Лабзина в сложной технике двойника со сплошными цировками (фигурными оттисками по сырому левкасу).
Для выполнения резных работ были приглашены тотемские мастера братья Николай и Тимофей Богдановы.
Композиции икон отходят от традиционных канонов, поскольку писаны с печатных листов (западноевропейских гравюр), и напоминают больше светскую живопись.
Иконы, отличающиеся изяществом, точностью рисунка, богатой цветовой палитрой, написаны устюжскими иконописцами купцами А.В. Колмогоровым, Е.А. Шергиным и протоиереем устюжского Успенского собора В.А. Аленевым.
Он просуществовал еще несколько веков, став свидетелем многих событий, происходивших в этих местах. Пережил и реформы Петра I, и секуляризацию церковных владений в правление Екатерины II, был упразднен в 1841 году, открылся вновь в 1912 году в качестве женской обители и был окончательно закрыт в 1925 году. После этого монастырские постройки использовались под колонию для беспризорников, детский дом–изолятор, пересыльный пункт для раскулаченных, дом для престарелых. С начала 1980 – х годов архитектурный комплекс Троице–Гледенского монастыря является филиалом музея.
Ансамбль монастыря сложился в конце XVII – первой половине XVIII века, когда на средства богатых устюжских купцов в камень оделся сначала Троицкий собор, затем – теплая Тихвинская церковь с трапезной, церковь Успения Богоматери и больничная палата. Немного позднее Тихвинская церковь была соединена с Троицким собором крытой галереей и началось возведение каменной ограды, которое осталось незавершенным из–за нехватки денег. Примечательно, что почти все каменные постройки Троице – Гледенского монастыря не подвергались поздним переделкам и сохранили неизменными свои первоначальные формы, что придает комплексу особое очарование. Искусствоведы относят его к числу наиболее совершенных монастырских ансамблей Русского Севера...
А мы выходим из собора и отправляемся в Великий Устюг.
Снова проезжаем деревню Морозовицу.
А впереди - заливные луга
Широка и привольна
Ты, родная страна!
Как светла твоих рек,
Твоих озер глубина!
Как обширны поля
И обильна земля,
Сколько сил таит она!
Заливные луга Красного острова
Наше будущее. И так приятно смотреть на этих ребятишек!!! А они любуются просторами!
Меж кустов течёт речка Шарденьга
Подъезжаем к мосту через Сухону
Вид на В-Устюг (перед въездом на мост)
ДЫМКОВО. (напротив В-Устюга) ВИД С МОСТА через Сухону
Троице-Гледенский монастырь (Россия) - описание, история, расположение. Точный адрес и веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео.
- Горящие туры в Россию
Троице-Гледенский монастырь сейчас не действует и является частью Великоустюгского музея-заповедника. Комплекс построек находится не в самом городе, а в 4 км от него, в месте слияния рек Юга и Сухоны у деревни Морозовица. Именно здесь раньше был русский город Гледен, его обитель, существовавшая еще с домонгольских времен, называлась Гледенской - этим объясняется современное название монастыря.
В летописях упоминания о Троице-Гледенском монастыре появляются только с середины 16 века. Каменные постройки здесь стали возводиться в 17 веке, а в 18 архитектурный ансамбль сложился полностью. Таким он и остался спустя 300 лет - церкви ни разу не перестраивали.
Каменная ограда вокруг монастыря не разрушена - ее не достроили из-за нехватки средств.
В 1841 г. монастырь упразднили, так как в нем было очень мало послушников. Незадолго до революции он снова начал действовать как женская обитель, но в 1925 г. советская власть закрыла его окончательно, а помещения использовались под дом престарелых и инвалидов, колонию для беспризорников, пересыльный пункт для раскулаченных и других врагов народа.
Что посмотреть
Сейчас на территории монастыря сохранились Троицкий собор, Тихвинская церковь с трапезной и больничная церковь Успения Богоматери с кельями. Дополняют ансамбль Сторожевая башня и двое ворот: Северные и Святые.
Троицкий собор - основная постройка, он находится в центре всего комплекса напротив Святых ворот. Раньше с теплой Тихвинской церковью его соединяла галерея. Каменная ограда стоит углом, а не окружает монастырь полностью. В месте соединения стен расположена церковь Успения Богоматери с больничной палатой.
В Троицком соборе находится знаменитый барочный иконостас с тончайшей резьбой по дереву и позолотой. Его изготовление заняло 8 лет и завершилось в 1784 г.
Практическая информация
Адрес: Вологодская область, Великоустюгский район, Морозовица, ул. Центральная, 122.